Пятница (снова!)
Каждая тяжелая неделя должна заканчиваться солнечной пятницей! Если у Вас из окна не видно солнца – не беда потому что мы сегодня рассмотрим художника из солнечной Италии, чье творческое наследие никогда не теряло огромную известность. Для того что бы понять все его величие мы переворишили около 40 кг литературы.
Высокий стиль Возрождения был выведен на новый уровень Леонардо да Винчи, который передал на холст ренессансный идеал универсального человека. Слава Леонардо как художника основана на всего лишь восемнадцати картинах. Некоторые из них не законченные, некоторые повреждены в следствии его экспериментальных методов, но так или иначе, считается что искусство Леонардо превзошло достижения своего времени. Его картины характеризуются синтезом прекрасных сторон жизни. Никакой боли, никаких пыток, никаких мук, никаких терзаний, никакой скорби мы не найдем на этих 18 картинах. Все его сюжеты полны доброты и положительных сторон людей. Также все картины используют геометрию пирамидальных композиций в той или иной мере.
"Мадонна в гроте" – была первая монументальная алтарная композиция Высокого Ренессанса. В этой картине Леонардо интерпретировал христианскую доктрину кардинально в другую сторону. До него эту композицию развивали только в темных тонах и скорбных смыслах. Он же также поместил Марию посреди темного мира скал, где никогда нет солнца, но только как объект который дарит свет и преображение в новые формы жизни. Этот ход сделал его творение полным оптимизма и радости, что в дальнейшем положило активной базой для использования этого образа в массовой культуре. Так голова ангела с этого полотна помещенна на обложку пластинки Джона Фокса "Endlessly"
По поводу самой большой работы Леонардо - росписи стены трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие на тему сюжета "Тайной Вечери". Судьба фрески трагична. Эксперименты Леонардо привели к ее быстрому осыпанию, так как он написал свой шедевр красками из нефти и темперной эмульсии на сухой штукатурке, и она быстро стала шелушиться. В результате сильно повреждена поверхность и мы можем лишь частично понять что там и как. Согласно сюжету Христос в последний раз встречается за ужином со своими учениками, чтобы объявить о предательстве одного из них. Леонардо показал реакцию двенадцати апостолов на слова учителя.
Композиция является произведением момента действия и смысла. Апостолы представлены в четырех группах по три человека в каждой. Каждый из этих номеров имеет много значений: умножение Евангелия по Троице, число двенадцать само по себе это не просто количество апостолов, но и попытка передать характер месяцев года, а также часов дня и ночи. Численное деление помогает передать фундаментальный характер каждого из апостолов в полном разнообразии: от невиновности Иоанна по правую руку Христа до ужаса Якоба слева от него и к опротестованию Филиппа, который положил руку на свою грудь. Только Иуда знает правду, и потому свет не падает на его лицо. Тайная вечеря является гуманистической интерпретацией библейского рассказа.
В 1530 году худжник нарисовал портрет Моны Лизы, супруги Франческо дель Джокондо. Это наиболее спорная картина в его наследии. И тут нам стоит подробно рассказать про некоторые исторические детали.
Согласно духу времени в XVI веке в Европе картина принадлежала владельцу. Если мадонна на ней благословляла заказчика или же заказчик, в образе палача Христа, замахивался розгой - это было реализацией личного желания, редко предназначенной для рассмотрения другим социальным кругом. Светская живопись была сферой престижного потребления и существовала прежде всего в кругу богачей. Произведение искусства было объектом обладания. Алтари, которые можно было видеть во время нахождения в церкви, были собственностью церкви - крупнейшего феодала. И, согласно принятой доктрине, ими следовало не любоваться, а через них обращаться к тем кого они изображают.
После смерти Леонардо "Джоконда" досталась французскому королю Франсиску Первому. Это был властный, влиятельный человек. Он повесил портрет жены флорентийского купца (отвергнутый заказчиком) у себя в купальне. Купальня короля - это закрытый VIP-клуб, где бывал только самый ближний круг. Они стали заказывать копии любимой картины Франсиска, который в данной ситуации являлся законадателем моды. Как Ельцин ввел моду на теннис, В. Путин на дзюдо, так Франциск ввел моду на определенный стиль. Близкий круг короля заказывал художникам копию с Джоконды. Интересно, что тогда в ней подчеркивали эротичность - часто изображали с голой грудью. У каждого из этих приближенных был свой круг, для которого они были иконами моды. Эти люди тоже заказывали копию с любимой работы короля. Наследниками она по привычке принималась как престижная. И, когда поэты конца XIX века воспевали демоническую красоту Моны Лизы, они не знали, как сложилось так, что именно эту работу они наделяют превосходными качествами. Именно потому есть школа критиков, которые ставят под сомнение величие данной картины. Для них живопись Возрождения является одной из форм лести. Если посмотреть на портрет Франсиска Первого, можем видеть, что он более широкоплеч, чем анатомически человеку вообще возможно быть. То есть ближний круг короля, который ориентируется на его вкусы сделало больше, чем сам талант художника. Концептуальное искусство - лишь элитарный предмет интереса. Если ты понимаешь - ты свой. Если не понимаешь - ты серый обыватель. Мы же отметим другую логику. У Франциска Первого было много картин, но мировой известности добилась по-сути только одна. Лично я считаю причиной этого высокую техническую сложность полотна.
Мона Лиза изображена на фоне пейзажа с мостами и дорогами в никуда, скалами, исчезающими в облаках. В портрете Моны Лизы достигнута наивысшая степень гармонии и красоты образа эпохи Высокого Ренессанса. Такое отношение общего спокойствия стало характерным для портретов Высокого Возрождения. Взгляд как бы выражает мысль, что всё хорошо и это будет длиться всегда. Это ощущение создаются, главным образом, через выражение глаз и улыбку. Сама модель представлена сидящей в кресле на фоне пейзажа, и уже само сопоставление её сильно приближенной к зрителю фигуры с видимым издалека ландшафтом придает образу необыкновенное величие. Этому же впечатлению содействует контраст повышенной пластической осязательности фигуры и её плавного, обобщённого силуэта с уходящим в туманную даль, похожим на видение пейзажем с причудливыми скалами и вьющимися среди них водными протоками. Тут использована придуманная именно Леонардо техника сфумато, или помещённый между источником света и телами едва видимый туман, который мягко обволакивает лицо и фигуру, а также смягчает контуры и тени.
Пейзаж создаёт контраст со спокойствием и созерцательным счастьем Моны Лизы своей бурностью. Мы видим вздымающиеся вверх скалы с резкими краями, изгибающуюся реку и извивающуюся дорогу. Это создаёт впечатление движения, сиюминутного изменяющегося бытия, с его трудностями и бурными событиями.
На сегодня все!
Всем удачных выходных!