Быстрая авторизация

Забыли пароль?

Вы можете войти при помощи быстрого входа/регистрации используя свой телефон

Или если у вас нет аккаунта войдите через социальную сеть

Войдя на портал и регистрируясь в нем Вы принимаете:
пользовательское соглашение

Пятница?!

Пальцырук

Пятница?!

Пока на этой неделе был снег, пока Лера талантливая и пока читал про песок решил вновь черкнуть чуть-чуть про итальянское Возрождение.

 

В XVI веке в центральной Италии господствовал колоссальный гений Микеланджело Буонарроти (просьба не путать его с другим Микеланджело)Микеланджело изучал технику живописи в течение всего своего детства в мастерской Гирландайо, скульптуре же учился у Бертольдо ди Джованни.

 

Его первый ранний шедевр - Пьета. Это была скульптура сделанная во время первого пребывания в Риме на стыке веков. Идеальное формирование тела стройного Христа, лежащего на коленях матери восхищало современников Микеланджело. Крайняя деликатность в обработке мрамора и контраст между длинными линиями фигуры Христа и мятыми складками драпировки создают объемную красоту которую Микеланджело, никогда не превзойдет несмотря на все величие его искусства в зрелом и позднем творчестве.

 

Image result for pietà (michelangelo) hq

 

Для другого шедевра, который стал более известен чисто по политическим причинам был выбран героический стиль. Это было новаторским подходом для Давида который был вырезан на одном из контрфорсов собора Флоренции. Образ данного персонажа  был традиционен во Флоренции. Донателло и Верроккьо создали бронзовые скульптуры юноши, поразившего Голиафа, голова которого лежит у его ног. Однако Микеланджело изобразил Давида не хрупким подростком, попирающим отрубленную голову врага, как это делали мастера XV в., а прекрасным атлетом в момент перед сражением.

 

Скульптор выразил в Давиде черты идеального человека, эталон мужской красоты и мужественности. Его герой, изумительной красоты обнаженный юноша с переброшенной через плечо пращой и с камнем в руке, исполнен беспредельной отваги и грозной силы, гордости и спокойного превосходства. Он весь - героический порыв, сдерживаемый напряжением воли, и титаническое спокойствие, обусловленное знанием неизбежности своего предназначения. Он готов к бою со злом и уверен в своей правоте и в грядущем торжестве. Это гимн Человеку, в изображении которого синтезированы античное мирочувствование и христианский гуманизм.

 

Микеланджело запечатлел в своем гиганте из белого каррарского мрамора истинного героя в момент истины перед судьбоносным боем, после которого он обретет все качества эмблемы, символа и архетипа. В его Давиде ветхозаветное соединяется с конкретно-историческим флорентийским и с универсально возрожденческим, - благодаря тому, что Мастер изваял его в традициях античного искусства. В итоге высокая эклектика гения привела к тому, что его Давид не только победил Голиафа, но и преодолел время потому, что памятник стал символом доблести сбросивших ярмо тирании, а также напоминанием что малютки могут также побеждать зло и несправиливость великанов даже в межгосударственных масштабах.

 

Когда статуя была закончена, то вышла настолько красивой, что флорентийцы поместили Давида в передней части Палаццо Веккьо, где она стала символом Республики готовой к бою против своих врагов. Давид стал первым истинным политическим колоссом высокого Возрождения. Новый тип фигуры, созданный Микеланджело - стандарт, который будет воспроизводиться на протяжении всего позднего Ренессанса и Барокко.

 

Image result for david michelangelo hq


В 1508 году Микеланджело поручил заказ на роспись потолка Сикстинской капеллы. По площади это был самый амбициозный проект всей эпохи Возрождения. Картина представляла собой драму творения и грехопадения человека и состояла из девяти эпизодов, начиная с отделения света от тьмы и заканчивая пьянством Ноя. В этой сложной иконографической структуре пришествие Христа было предсказано в девяти сценах из книги бытия, согласно принципу соответствия между ветхим и новым Заветами, что было неоднократно показано на протяжении всего христианского искусства. Центральную часть потолка Микеланджело посвятил сценам священной истории, начиная от сотворения мира. Под живописным карнизом Микеланджело написал пророков и сивилл, в люнетах изобразил эпизоды из Библии и предков Христа как простых людей. В девяти центральных композициях развер­тываются события первых дней творения: отделение света от тьмы, отделения тверди от воды, сотворение светил и растений, сотворение Адама и Евы, грехопадение и изгнание из Рая, все­мирный потоп, опьянение Ноя.

 

Роспись плафона Сикстинской капеллы и алтарной стены были сделаны в разное время - между этими работами 30 лет. Этот факт свидетельствует о том, что, создавая первую живописную работу в капелле, Микеланджело не думал о второй, и не мог соединить их в единый замысел. 

 

Image result for Сикстинской капеллы hq

 

Во фресках Микеланджело человек не слит с природой, наоброт, природа ему противостоит. Она либо враждебна ему (“Потоп”), либо коварна (“Грехопадение”). Интересно, что после обмана во время изгнания из рая, Адам и Ева находятся уже не на фоне природы, а на фоне пустоты. Природа не диктует поведение и пророков и сивилл, которые, находясь в разных позах, показанные в разных ракурсах, ведут так только благодаря себе. В таком подходе к изображению природы мы видим, что связь между природой и человеком разрушена в результате первородного греха. Теперь человек обречен на одиночество, которое грозит опасностью, никто не вступится за человека. Но грехопадение - это акт свободной воли человека. Именно с этого акта начинается история человека, именно с этого момента он начинает свой путь к реализации себя как личности.

 

Все сцены фресок многозначны. Надругательство над Ноем прочитывается как будущее надругательство над телом Христа, в сценах великого потопа видится ужас будущего страшного суда, который присутствует уже рядом, на соседней стене. В образе Ноя видели прототип Христа, а в водах потопа - очистительные воды крещения, дерево для Ноева ковчега легенда связывала с древком креста, на котором распнут Христа. Сюжеты росписи распадаются на темы греха, наказания, искупления (4 фрески) и творения, в которых звучат восхищение высшей красотой человеческого тела (“Сотворение Адама”), в сотворении Евы Бог действует только словом, не касаясь ее, сотворяя планеты, он преодолевает неподвижность, косность материи.

 

Цикл творчества сменяется драмой страстей, страха перед неотвратимым роком, который определяет человеческую жизнь, звучат в сюжетах о подвигах Давида, Юдифь и др. библейских героев. Образы сивилл и пророков представляют высокие духовные образы, эти герои предсказывают падение язычества и появление христианства. Состояние прозрения, страстного порыва, безмолвного размышления, отчаяния, внутренний монолог - все эмоциональные состояния человека показаны в их образах, которые представляют собой нечеловеческую духовную силу. Душа прозревает и приобщается к истине в результате восхождения от низшего состояния к огромной духовной внутренней силе.

 

Две сцены связаны одной фигурой пророка Ионы, который поднял глаза к плафону и его взгляд падает на фреску “Сотворение Адама”, а ноги опираются на фреску “Страшный суд”, что говорит о том, что земной путь человека ведет к суду, который надо держать каждому перед богом. В произведении Микеланджело отказался от традиционного для того времени деления фрески на три уровня, каждый их которых отражает земли, небо и мир, где присутствует Бог. В центре композиции находится Христос, который поднимает в карающем, непрощающем никого жесте руку. Вокруг него начинается сильнейшее космическое вращение вокруг центра - фигуры Христа и богоматери. Слева мы видим всходящих наверх людей. Это не Христос определил им спасение и место во время суда. Они сами восходят наверх, помогая друг другу. Справа мы видим людей, сходящих вниз. И здесь мы не видим решения Христа. Перед нами не забитое стадо, а огромная, героическая толпа. Эта идея разовьется в XVII веке в признании за народом права на управление государством и своей жизнью. Этот народ поступает героически и в праведности, и в ответах за поступки, и в добре и зле. Второе пришествие Христа должно было стать очищением, но этот страшный катаклизм вверг мир в хаос. Христос поднял карающую руку, но он должен быть милостивым, ведь он сам призывал простить и не судить. Даже богоматерь отвернулась, понимая, что ей не остановить сына своими увещеваниями - он стал беспощадным, а мир неуправляемым, человек вновь потеряет свободу.

 

Христос изображен преувеличено широко в груди, как будто автор хочет противопоставить бессилие Христа перед темной природой человека и его огромное тело. Героический народ со временем превратиться в толпу, которая станет неуправляемой духовно, но управляемой инстинктами.

 

С точки зрения визуальных дел Микеланджело сотворил чудо. Целой жизни не одного, а многих людей не хватило бы, чтобы завершить это великое творение, но художник работал один. Трудно себе до конца представить как можно было создать в одиночку такого идеально прекрасного Адама, передать величие, мощь, благородство выражены в образах пророков и сивилл. Бог простирает свою руку, чтобы коснуться пальцем вытянутого пальца Адама. Этот образ творческого пальца происходит от знаменитого средневекового гимна "Приди, дух Творца". В этом гимне "палец отцовской правой руки" призван привести слова в наши уста, любовь в наши сердца, и силу в наши тела. Тело Адама является наиболее совершенной структурой из когда-либо созданных до этого. Оно воплощает в себе красоту классической древности и духовности христианства.

 

Несмотря на большое количестве фигур, роспись Сик­стинского плафона логически ясна и легко обозрима. Она не разрушает плоскости свода, а выявляет тектоническую структуру. Потому эту работу называют 8-м чудом света. 

 

Для всего творчество Микеланджела характерна идея где автор показывает человека перед выбором, в котором находилось и общество в XVI веке. Как быть самоуважающим самого себя в условиях когда ломается весь вековой лад, разрушаются те структуры, которые защищали человека: цеха, община, сословия, человек оказывался один на один с миром, враждебным, непредсказуемым. Его персонажи решались на поступки ради самих себя. Это индивидуализм, который начинает разрабатывать Микеланджело в своих работах, не средневековый - пассивный, созерцательный, для которого искусство было выражением силы, идущей от бога, а индивидуализм активный, где сам человек становится творцом. Да идеалы христианской религии не согласуются со способами и элементами ваяния в рамках работ Микеланджело, но кого это волнует?! Вообще конфликт несовместимости христианской морали и языческой красоты одна из важнейших проблем Ренессанса в целом. Идеалы христианства и античности оказались все же слишком разнонаправленными, чтобы образовать органичный сплав в рамках хотя бы одной личности, не терпящей компромиссов. Именно из-за этого европейское исскуство откажется от идей Возрождения, но это уже будет потом.

На сегодня все!

 

Всем спасибо за внимание!

 

Всем счастливых выходных!

 

1587

Как к Вам обращаться?