СЗ
+7 °C
+12 °C
61,65 р.
68,82 р.
СЗ
+7 °C
+12 °C

Быстрая авторизация

Забыли пароль?

Вы можете войти при помощи быстрого входа/регистрации используя свой телефон

Или если у вас нет аккаунта войдите через социальную сеть

Войдя на портал и регистрируясь в нем Вы принимаете:
пользовательское соглашение

Подпишись на Город24

Экономь время! Мы собираем все в одном месте. Подписка за 50 р. в месяц отключит всю рекламу на портале и в приложении + PDF версия журнала Город24 в подарок!

Феодосия завоюет Австралию

Феодосия завоюет Австралию

2226
Раздел: Интервью


— Знаете, как мы сдавали экзамен в Академии Художеств? — спрашивает Татьяна Викторовна Гайдук, директор картинной галереи имени И.К Айвазовского, показывая новую печатную продукцию: красочный альбом-каталог, репродукции работ, буклеты, — Преподаватель спрашивал, был ли студент в Эрмитаже, например. Какие картины видел. И, когда тот начинал перечислять работы известных мастеров, звучал неожиданный вопрос: «В какой технике выполнена кованая ограда на пути к выставочному залу?»

Великий мастер может быть спокоен. Его наследие в надежных руках любящего свое дело талантливого руководителя. Замечающего малейшие тонкости, запоминающего самые незначительные штрихи, чувствующего настроение каждого произведения и способного передать духовное наследие великой Русской Живописной школы будущим поколениям!
Автор статьи искренне надеется, что сможет передать весь трепет и любовь, с которыми Татьяна Викторовна рассказывала о многогранном творце-романтике, его Высокопревосходительстве И.К.Айвазовском.

За семью печатями
— Представление публики о труде музейного работника сравнивают с вершиной айсберга? Почему?
— Что мы раньше знали об Айвазовском? Писал море, Почетный гражданин Феодосии. Сейчас мы знаем гораздо больше о его многогранной деятельности, и процесс познания, как понятно, безграничен. В нашем распоряжении теперь гораздо больше сведений о меценатской деятельности Ивана Константиновича, и о том, что он был одним из самых крупных землевладельцев Крыма, Действительным тайным советником, — говорит Татьяна Викторовна. — В последние годы нас чаще привлекают к экспертной работе. Ведь далеко не все, что продается на аукционах под именем Айвазовского является его произведениями! Мы также начинаем вводить в научный оборот архивные материалы с новыми сведениями о художнике! Труд музейного работника для публики за семью печатями, поэтому то, что посетитель видит в залах, — лишь вершина айсберга.

— Сейчас многие помещения галереи закрыты. Где вы храните картины?
— Наше фондохранилище перемещено в специально оборудованное временное помещение. Так вышло, что самое лучшее место для хранения Айвазовского — в экспозиции, здесь представлена почти вся его живопись! (улыбается). Воспользуйтесь этой удивительной ситуацией! Практически все картины висят в одном ярусе, можно видеть все приемы живописи! К примеру, на картине «Вечер в Крыму. Ялта» прекрасно видно, как Айвазовский с брюлловской легкостью пишет фигуры путников и прекрасную южную природу! Наше министерство поставило перед музеями задачу ежегодно показывать не менее 10% своей коллекции. Сейчас мы показываем работы малого формата, так как выставочные залы небольшие. После капитального ремонта сможем экспонировать большие произведения, жаль скрывать такую коллекцию от публики и особенно от подрастающего поколения! Оно очень нуждается в эстетическом и патриотическом воспитании, которое происходит не только, когда мы смотрим батальные работы и рассказываем о победах российского флота. Оно происходит, когда ты видишь эту прекрасную живопись и понимаешь, что это наше духовное наследие!

Душа творца, техника великого мастера
— К работам Айвазовского невозможно относиться равнодушно: они дают почву для размышлений, греют душу! Они всегда актуальны. В чем секрет?
— Айвазовский был ярким представителем большого художественного стиля в искусстве — романтизма. В его основе — индивидуализм, внимательное отношение к тонким движениям души художника, которые находили отражение в творчестве. В России в конце 18 и первой трети 19 века такое свободомыслие диссонировало с представлением об основах государственности. А после восстания на Сенатской площади стало и вовсе опасным! Ситуация в изобразительном искусстве быстро менялась. Между тем, Айвазовский мог себе позволить, будучи уже известным художником, остаться романтиком до конца жизни. Особенность его творчества в том, что в его произведениях достаточно места для романтической души героя-творца и всегда есть место для романтической души зрителя. Он деликатно относился к внутреннему миру и движениям души всех последующих поколений.

— Его работы сохранились в прекрасном виде! Есть мнение, что если бы Айвазовский написал мифический портрет Дориана Грея или «Лунную ночь на Днепре», то эти произведения также сохранили бы свой первоначальный облик!
— «Портрет Дориана Грея» меня поразил сначала как мистическое произведения и лишь потом, когда я стала изучать технику, технологию и пигменты масленой живописи в Академии Художеств, поняла, что это просто химия и не более того. Дело в том, что краски должны проходить долговременную апробацию, чтобы оставаться стабильными. Иначе они вступают в химическую реакцию с другими предметами на холсте и меняют свой цвет. Давайте посмотрим работу «Лунная ночь на Днепре» А. Куинджи. В перерывах между реставрациями эта картина вызывает недоумение: очень темное полотно, в котором с трудом различаешь хатку с выбеленными стенами и фосфорящуюся полосу Днепра! Потому что художник использовал пигменты с минимальным временем апробации! У Айвазовского в картинах тоже был эффект свечения, но он достигал его при помощи классических пигментов и своей уникальной техники живописи! Художник всегда был очень педантичен в плане техники живописи и использовании пигментов.

Мифы и реальность
— Татьяна Викторовна, в интернете много подборок с интересными фактами об Айвазовском, давайте рассмотрим некоторые из них.

На пароходе «Генерал Коцебу» есть работы Айвазовского
— На момент путешествия на пароходе к Айвазовскому уже обращались «Ваше Превосходительство»! Вы думаете, что он путешествовал с этюдником и красками? У него были небольшие альбомчики и карандаши для беглых зарисовок. К тому же вспомним о его педантичности: при написании картин ему нужна была мастерская! На мой взгляд, возможность наличия работ Айвазовского на пароходе «Генерал Коцебу» исключена!

Айвазовский писал морские пейзажи дома по памяти
— Верно. Дело в том, что когда он был студентом пейзажного класса, то не мог работать с натуры. Потому что предметом высокого искусства могло быть только что-то, что было заранее на пьедестале. А природа в представлении публики того времени проста и вульгарна! Потом, когда Иван Константинович поехал в заграничную поездку, он, следуя примеру Сильвестра Щедрина, некоторое время работал с натуры. И это был смелый поступок, так как Айвазовский был зависим от Художественного Совета Академии Художеств! А потом стал писать по памяти, по воображению, часто импровизировал. Окно в его в мастерскую выходит в замкнутый дворик, хотя дом стоит на море.

Ожидая гостей, живописец снимал этикетки с бутылок и заменял их собственными, которые сам же и рисовал.
— Было такое. Айвазовский был хлебосольный хозяин и любил устраивать приемы. Всем подаваемым блюдам давались названия картин! Соответственно и спиртные напитки должны были иметь такие же названия!

Айвазовский не любил читать. Он был дружен с Пушкиным, хотя не был знаком с его творчеством
— Это была шутка! Впрочем, достаточно завистливая. В то время не было в русском языке слова «художник», было слово «артист»! Оно означало человека разносторонне образованного! Таким был Иван Константинович. Он работал быстро, современники это с трудом понимали, критиковали. Слухи распространялись разные. Нужно было немного художника принизить. Мне трудно представить себе образованного человека в первой половине 19 века, который не знал бы, что пишет Пушкин!

Айвазовский написал необычную мистическую картину, которую никому нельзя показывать
— Это полотно называется «На смерть императора» . Оно экспонируется у нас отдельно на эксклюзивной выставке. Это платная услуга — 3 000 рублей. Можно приходить количеством до 15 человек, так выгоднее, потому что сумма делится на всех.

Феодосийские конкистадоры
— Татьяна Викторовна, говорят, что Айвазовский неизвестен разве что пингвинам из Антарктиды…
— И австралийским кенгуру! Причем, в Австралии живет самая большая ветвь потомков Айвазовского — 27 человек. Они пытаются ввести в культурный оборот у себя на континенте информацию о великом художнике. Мы хотим им в этом помочь. В этой связи мы подписали договор с фирмой «ДонЭкспоцентр» в Ростове на Дону. Будем вместе делать фильм об Айвазовском в новом формате оживших картин, он будет к тому же насыщен большим текстом. Мы не только предоставляем сами работы для съемок и информацию, мы будем правообладателями. Тогда на официальной основе сможем представить этот продукт в Австралии. Стоим на пороге завоевания нового континента! (улыбается)

— Австралийцы часто бывают здесь?
— Приезжают как домой, это очень приятно! В этом году три барышни из семьи потомков Айвазовского готовятся приехать на сентябрьский бал в дом художника и уже шьют бальные платья!
Дорогие феодосийцы и гости нашего города! Айвазовский — это не то, что происходило когда-то в 19 веке, это — часть нашей жизни! Галерея великого мастера всегда открыта для посетителей! А внимательные любители искусства расслышат в залах не только шелест парусов, но и напряженное биение сердца и мысли художника!
Наталья Ростова
Установи Город 24 на свой смартфон
code
Узнавай новости
Феодосии первым!
Скачать приложение город24 Скачать приложение город24
Стали свидетелем необычной истории? Сняли интересное фото или видео? Есть вопросы или отчеты? Пишите нам в WhatsApp, Viber или на номер
+7-978-795-79-32 или просто позвоните.
????????...

Новости за сегодня:

Как к Вам обращаться?