+4 °C
88,58 р.
97,43 р.
Вы можете войти при помощи быстрого входа/регистрации используя свой телефон
Или если у вас нет аккаунта войдите через социальную сеть
Войдя на портал и регистрируясь в нем Вы принимаете:В литературно-биографической экспозиции Дома-музея
М.А. Волошина открылась выставка «Звёздное небо над головой и нравственный закон внутри нас», посвящённая юбилеям русских и зарубежных философов.
В 2020 году исполняется 200 лет со дня рождений Сергея Соловьёва и Герберта Спенсера, 150 лет со дня рождения Николая Лосского и 140 – со дня рождения Освальда Шпенглера.
На выставке вниманию гостей Дома Поэта предложены труды, которые являются составляющей частью мемориальной библиотеки М. А. Волошина. Данные книги – основа экспонируемого материала и представляются впервые. Среди них: труд всей жизни русского историка С.М. Соловьёва «История России с древнейших времён» (2-3-е издания, Санкт-Петербург); «Научные основания нравственности» (Санкт-Петербург, 1896) и «Физиология смеха» (Санкт-Петербург, 1881) английского мыслителя
Г. Спенсера; вызвавший в своё время широкий резонанс и пользующийся вниманием по нынешнее время, главный труд немецкого философа
О. Шпенглера «Закат Европы» (Москва-Петроград, 1923), который стал драгоценным материалом для Максимилиана Волошина в работе над его книгой «Путями Каина». Представлена также редкая книга, которую можно найти только в антикварных магазинах – труд русского религиозного философа Н. Лосского «Обоснование интуитивизма» (Санкт-Петербург, 1908).
Сергей Соловьёв – единственный русский историк, который в своей книге объял хронологическое пространство истории на протяжении 23-х столетий с V века до нашей эры. Профессор В.Е. Герье писал, что в натуре автора труда «глубоко коренились три великие инстинкта русского народа, без которых этот народ не имел бы истории, – его политический, религиозный и культурный инстинкты, выразившиеся в преданности государству, в привязанности к церкви и в потребности просвещения». Несомненно, такой труд, носящий к тому же оттенок философского характера, не мог не заинтересовать Максимилиана Волошина, который в своём стихотворном творчестве называл себя «кузнецом точных и чётких слов». Стихи, где звучит одна из главных его тем – тема России, не только имеют чеканку слова и ритмичны, но и исторически достоверны. Они – доказательство того, что поэт достаточно хорошо знал русскую историю (машинопись стихов Волошина с авторской правкой занимает важное место на выставке наряду с основными трудами юбиляров-мыслителей).
Интуитивизм Николая Лосского является теорией, разрабатывающей философские проблемы, связанные с христианским истолкованием мира. Эта теория была положена мыслителем в основание его системы органического миропонимания. Изучая творчество М. Волошина, нельзя не услышать ноты органического миропонимания, сводящиеся к теории интуитивизма Лосского: «Человек – сокращение вселенной», – звучит у Максимилиана Александровича в «Откровении детских игр».
Жизнь и творчество Максимилиана Волошина свидетельствуют о том, что ему был близок принцип индивидуализма, ясно изложенный в «Принципах этики» Г. Спенсера: «Каждый человек волен делать то, что желает, если не нарушает при этом равную свободу любого другого человека». Одним из ярких примеров тому могут служить заключительные строки стихотворения Максимилиана Александрвича «Доблесть поэта» (1925): «В дни революции быть Человеком, а не Гражданином».
Несомненно влияние на Волошина немецкого мыслителя, представителя философии жизни Освальда Шпенглера. «Культура» и «цивилизация» – ключевые понятия популярной в начале ХХ века теории Шпенглера. Трагедия материальной культуры у Волошина – это трагедия современной культуры, трагедия цивилизации. Максимилиан Александрович считал, что трагедия духа начинается с трагедии материала. Бесспорный свидетель тому - книга поэта «Путями Каина» – «цикл стихов, касающийся материальной культуры человечества». «Тема портретирования Культур – близко подходящая к Шпенглеру», – делился поэт с Вересаевым, характеризуя новую главу книги стихов, – поэму «Космос».
Выставка будет работать до 13 июля.
Научный сотрудник Дома-музея М. А. Волошина Наталья Кошелева