В Феодосийском музее А.Грина проходит выставка известной российской художницы Елены Фокиной «Предмет искусства».
Персональная выставка Елены Фокиной очень органично вписалась в пространство музея, наполнив выставочные залы теплом и светом подлинного творчества. Этой удивительной художнице очень подходит прилагательное «настоящая». Не надуманная, а совершенно живая из плоти и крови, и работы её тоже живут своей настоящей, без внешней красивости жизнью. Но почему же так притягательны эти незамысловатые сюжеты: пейзажи, дети, груши, собаки, козы, рыбы? Все это мы видим ежедневно, но для нас это только обыденность, а у Елены Фокиной – предмет искусства. Её произведения, особенно Hand made (в переводе с англ.- ручная работа), создают иллюзию простоты исполнения. Но эта простота настолько живописна, свежа и органична, и сразу понимаешь, что надо очень много работать. А еще: уметь, знать и обладать поистине волшебным даром, чтобы сотворить подобную красоту. Елена Фокина родилась 16 марта 1961 года в Москве. Ее мама занималась исследованиями в области гематологии, а папа самоотверженно служил родине. Елена была единственным ребенком в семье Фокиных, и её воспитание родители доверили бабушке Марии Александровне. - Бабушка была удивительным человеком со сложной судьбой. Она знала несколько языков, а немецкий и польский преподавала в школе, - вспоминает Елена. - А вообще бабушка была профессиональной женой и питерской красавицей: полный набор – воспитание и осанка, прямая спина, безупречный маникюр. Я ни разу не видела ее непричесанной даже во время болезни. В 1937 году ее репрессировали, а мою маму она родила в тюрьме. Бабушку освободили перед войной, со справкой и без карточек она оказалась во время блокады в Ленинграде. Но она все вынесла и выжила. Из таких людей можно делать гвозди. Бабушке в воспитании помогали тетя Катя и тетя Галя – гимназические подружки бабушки, вернувшиеся в Москву из Пензы, где они отбывали ссылку. Женщины с необычной и трудной судьбой искренне верили, что главное в жизни – обучить девочку светскому этикету. Например, как сидеть на стуле с высокой или низкой спинками, как носить прямоугольную или треугольную шали, кто с кем должен первым здороваться или прощаться и тому подобное. - Видит Бог, что в жизни мне ни разу не пригодилось то, чему они меня обучали, - с улыбкой отметила Елена Юрьевна. - Я очень люблю рассказывать подружкам об их наставлениях, что надо брать с собой, если меня придут арестовывать. Детям моим не понять, а люди более старшего поколения с прискорбием соглашаются, что в советское время интеллигенция не отрицала арестов без всяких оснований и даже морально подготавливала к ним своих детей и внуков. После школы Елена Фокина два года работала секретарем в издательстве «Малыш», а затем поступила в Полиграфический институт. - Я сознательно пошла в «полиграф», так как близкие мне внушали, что художник – это не профессия, - рассказывает Е. Фокина. - Я не из династии художников, поэтому прислушивалась к мнению своих учителей. Маша Топаз давала мне уроки живописи и готовила к поступлению в художественную школу. Она-то и объяснила мне, что основной заработок художника – в полиграфии, а живопись – это для души. Я прислушалась к ее советам, и свободно творила. Сама себе делала подрамники из овощных ящиков, а холсты – из нестиранных мешков из-под картошки. После окончания Московского полиграфического института, Елена Юрьевна работала по договорам в разных организациях. Одним из мест ее работы было издательство «Дрофа», в том числе занимающееся выпусками передачи «Спокойной ночи малыши» и киножурнала «Ералаш». В 1987 году Елена Фокина впервые выставила свои работы, которые понравились искусствоведам и поклонникам живописи. Это вдохновило художницу больше сил отдавать написанию полотен. Муж Елены Петр Плaвинский – эксперт по нонконформизму (неофициальному искусству художников 1960-годов). Он вполне прилично обеспечивает семью, позволяя Елене заниматься живописью и воспитывать троих детей. Сейчас известная московская художница Елена Фокина постоянно живет в Коктебеле. Она утверждает, что этот поселок – прекрасное место для работы, где почти постоянно проживает несколько ее коллег – талантливых художников, которые готовы внести свой вклад в творческую жизнь Коктебеля. Впервые Елена приехала в Коктебель в полтора года с бабушкой и родителями, а затем семья Фокиных ежегодно отдыхала в этом поселке, снимая комнатки в частном секторе. - С того периода я запомнила только свою аллергию на камбалу и очередь в столовку, которую писали на руке химическим карандашом, - вспоминает она. – Однако подростковые впечатления вытеснили весь детский негатив. Меня уже отпускали с друзьями в Лягушачью и в Лисью бухты. Первые романтические встречи и веселые компании украшали мой досуг. Затем я приехала в Коктебель уже с двухлетним сыном Алешей, но вскоре сбежала с ним на Азов, так как не выдержала дефицита молока, воды и прочих элементарных удобств. И тогда решила, что больше в Коктебель не вернусь никогда. Но судьба распорядилась иначе. Петр Плавинский встретил своего друга по институту Игоря Шептовецкого, с которым он некогда играл на одной сцене. Институтский приятель помог Елене и Петру подыскать домик в Коктебеле и перестроить его. Елена лично контролировала постройку и помогала строителям. Затем занялась дизайном дома и сделала его уютным, светлым, и совершенно гармоничным. Здесь всем комфортно и удобно жить, работать и отдыхать, как семье, так и гостям. - Я уже окончательно обосновалась в Коктебеле и не собираюсь никуда отсюда уезжать, - говорит художница. – С младшей дочерью я живу здесь круглый год, а выезжаем только по мере необходимости. В Подмосковье, на даче, я писать не могу, так как там постоянно пасмурно, цветы растут плохо. Елки загораживают окна, поэтому свет в мою мастерскую проникает на очень короткое время. А в Коктебеле даже в пасмурную погоду в моей мастерской светло, а цветы прямо прут из земли. Сказка! В Коктебеле сформировался костяк творческих людей, которые мечтают сделать что-то существенное для поселка. Елене Фокиной здесь прекрасно работается – она пишет много коктебельских пейзажей. - Я еще не надышалась Коктебелем, постоянно что-то фотографирую и зарисовываю, - рассказывает она. – Часто любуюсь окрестными холмами и не могу привыкнуть к тому, что они всегда разные. Как мне известно, многие мои коллеги с удовольствием участвуют во всевозможных культурных мероприятиях Коктебеля. Местные жители и приезжие узнают нас на улицах, с любопытством рассматривают и ожидают, что мы обязательно сделаем что-то эдакое. Например, в 2009 году придумали устроить «Подзаборную выставку». - Название «Подзаборная выставка» мы выбрали для того, чтобы подчеркнуть нашу скромность, - пояснила Елена. – Я мечтаю быть причастной к продолжению интеллектуальных традиций Коктебеля. Мне не лень делиться своим накопленным опытом. Я с удовольствием давала бы мастер-классы для всех желающих. Хочу отметить, что все мы готовы тратиться на это энергетически, интеллектуально и материально. В Коктебельской школе искусств преподает живопись прекрасный педагог, и я не конкурирую с ним. Мои мастер-классы предназначены не для начинающих художников, а для тех, кто стремится к совершенствованию. Она - серьезный, очень много работающий художник, но порой кажется, что в ней живет озорная девчонка, которая умеет, как кэрролловская Алиса из страны чудес, удивляться обычному, и преображать его в своем творчестве. Елена дарит нам своими работами радостное восприятие мира, и как будто говорит: смотрите, как здорово жить, как интересно! Люди, давайте радоваться нашим детям, теплому солнышку, каждому цветку, знакомой собаке, и вообще каждому подаренному нам господом дню! Оглянитесь вокруг, ведь мы живем в очень красивом месте земли, где есть синие горы, Волошинские холмы, и много-много морского воздуха. И зрители забывают о своих проблемах, о кризисе, о политике, погружаясь в коктебельские радости Елены Фокиной. В её творчестве есть самое главное, чем она щедро делится со зрителем – гормон счастья. - На мой взгляд, любое искусство имеет право на существование, говорит Елена Фокина. - Как говорит один мой друг митёк: «Рисовать можно все, если не стыдно маме показать». А я считаю, что в каждой работе художника должна быть хвала Богу. И дело не в сюжете, а в отношении к тому, что рисуешь, к тому, что создано Богом. — Я пишу всегда с радостью, потому что для меня это самый чистый кайф — рисовать красками. Если вам это передается — здорово!
Ирина Панаиоти, старший научный сотрудник Феодосийского литературно-мемориального музея им. А.С.Грина