Я вернулась из Москвы, где провела майские праздники, и чувствовала себя так, словно пережила первое любовное свидание.
Глаза сияют, настроение романтичное, на работу идти не хочется, и вообще ничего не хочется - лишь бы подольше побыть в этом состоянии зачарованности. Раньше я была в Москве еще ребенком, и то всегда проездом - по пути к родственникам, разбросанным по разным городам необъятной России. По сути, сейчас я ехала открывать для себя Москву. Но я ставила другую цель: мне хотелось открыть миры тех людей, которых я узнала и полюбила как гостей Феодосии. Теперь я буду гостьей. Провожая меня, дочь сказала: - А ведь именно в Москве живут все твои друзья! Как так получилось? Сама не знаю, как так получилось. В дружбе важную роль играет общение - насколько глубоко и всеохватно можно общаться с человеком, настолько он и ближе. Наверное, мне и моим московским друзьям было что открыть друг другу. Многие из моих московских знакомых, которые ежегодно приезжают в Феодосию на отдых говорят: "Москва - это ад, Феодосия - рай". Вот и обрисовались две крайности. И, конечно же, долго пребывая на одном краю, пусть это и рай, хочется вкусить чего-то совершенно противоположного. Мне хотелось уйти от природного к искусственному, напитать свой взгляд не ландшафтами, а строениями. На перроне меня встречала подруга с букетом ярко-желтых и фиолетовых цветов. Искусственность была уже в этом сочетании, но в этом был также изыск. Ее рыжие волосы, высокие каблуки, мой стильный дамский чемодан на колесиках, мини-юбка - я сразу вписалась в антураж большого города и покатилась так же легко, как этот чемодан по ровному асфальту. Все очень просто: нужно нырнуть в метро - этаким эритроцитом впустить себя в гигантскую вену Москвы - и вынырнуть в нужном месте. Ах, где я только не выныривала: у Храма Христа-Спасителя, на Арбате, на Европейской площади с ее роскошным крытым мостом Богдана Хмельницкого, на выставке Пикассо, в чайном клубе "Железный Феникс", в клубе "Марсель", где я слушала волшебную арфу венгерского музыканта Элизбара, и в клубе "Матэ", где, сидя на шкуре медведя или тигра, пьют матэ из маленькой индейской тыквочки и слушают этническую музыку в живом исполнении. Можно сказать, я даже побывала на казни Марии Стюард - на спектакле "Играем...Шиллера" в театре "Современник". Поднималась над Москвой на колесе обозрения, проплывала под ее мостами на Москва-реке... И все это время рядом со мной были люди, которые с любовью дарили мне такие подарки! Я познавала Москву через тепло друзей. - Ну, как тебе Москва? - спросила в конце недели подруга. - Чудесно! Я влюбилась в этот город! - Если бы ты знала, как много здесь преступности! - Понимаешь, здесь всего очень много, это центр, сюда все стекается, здесь все представлено в концентрированном состоянии. Много преступности - много благотворительности, много нищеты - много роскоши, много уродливого - много красивого, много ненависти - много любви. В какой из этих срезов попадет человек, приезжая в Москву, зависит от его внутреннего содержания. Чем он наполнен, то он и притянет. Этот закон срабатывает везде. Но именно в Москве можно притянуть все в концентрированном виде. Москва - это проверка на то, кто ты есть. Она учит человека жить, любить, проявлять себя по большому счету. Когда я вернулась, то уже самой себе ответила, что для меня Москва. Если перефразировать Чехова, который говорил: "Медицина - моя жена, а литература - любовница", то для меня Феодосия - жена а Москва - любовница. Ну, вот, я ее обрела.
Елена Карелина