Быстрая авторизация

Забыли пароль?

Вы можете войти при помощи быстрого входа/регистрации используя свой телефон

Или если у вас нет аккаунта войдите через социальную сеть

Войдя на портал и регистрируясь в нем Вы принимаете:
пользовательское соглашение
Скоморошьи традиции в Феодосии
0
Выбери любимую фирму и получишь 500р на счет Город24!. Народный бренд 2024.

Скоморошьи традиции в Феодосии

3499
Раздел: Интервью
В Феодосийском Центре ведической культуры прошел уникальный тренинг по открытию голоса, основанный на древних традициях скоморохов-гудошников.
По многочисленным отзывам – это лучший голосовой тренинг из проводимых в Москве. Автор тренинга москвич Алексей Коляда практикующий психолог-психотерапевт имеет два университетских образования (биологическое и психологическое, МГУ), ученую степень. Около 20 лет занимается изучением телесно-ориентированных и голосовых психотехник. В качестве психолога-психотерапевта работал в экстремальных областях прикладной психологии. Прекрасный знаток русской этнографии, музыкант, владеет многими видами массажа, знает почти все о лекарственных растениях и выживании среди дикой природы. Гудение – средство от стресса - Алексей, ты начал свой тренинг с выяснения цели каждого из присутствующих – кто, что желает получить. Тебя не удивило то, что лишь единицы пришли с желанием научиться красиво петь? - Нет, я нисколько не удивлен, что пение и общение, как главные сферы применения голоса, для многих были второстепенными целями. В основном людям хотелось выстроить ощущение себя через звучание, открыть в себе что-то новое. Проводя тренинги с 2000 года, я вывел такую статистику: на открытие голоса приходят 40 % людей речевых профессий, которым голос нужен, как рабочий инструмент, 40 % - это те люди, которым объявили, что у них нет ни слуха ни голоса, но они с этим не смирились. И это не удивительно, если учесть, что душа проявляет себя только двумя способами – через голос и движение тела. Профессиональных вокалистов, которые приходят на мои тренинги лишь 10%. Я очень люблю читать их отзывы. Например, одна девушка написала: «Профессионально занимаюсь вокалом пять лет, была у многих педагогов, все говорили, что нужно звучать от живота, но до сих пор никто не мог мне объяснить, а как это». Однажды пришел актер, которому нужно было сыграть роль, где герой говорил более глубоким голосом, нежели он. «Можете сделать, чтобы у меня был такой голос», - спросил он. Я ответил: «Да могу». После тренинга актер говорил так, как было нужно для роли. - На чем основан подход, применяемый на тренинге? - Я исхожу из того, что сила колебаний голосовых связок у большинства людей одинакова. При этом богатство и красота звучания определяются тем, насколько человек способен использовать для усиления звука свое тело, его внутренние пространство. Я много внимания уделяю освобождению тела от различных блоков, напряжений. Наиболее эффективный метод освобождения тела – гудошничанье, которым постоянно пользовались скоморохи в Древней Руси. Я работаю с голосом в рамках традиции людей, которые называли себя мазыками, они были потомками скоморохов. Моим учителем в этом направлении был Александр Шевцов психолог, философ. Он лично обучался у стариков-носителей традиции мазыков. Феодосийцы с удовольствием гудели и ощущали, как постепенно увеличивается звучащий объем до пределов всего тела. Я советую всем людям почаще гудеть – это прекрасное средство для снятия стресса. Можно гудеть между делом – когда моете посуду, пылесосите ковер, занимаетесь дома уборкой. Гудение способствует управлению своим голосом в пространстве тела. - Участники тренинга учились каркать, как ворона – лучшему способу укрепления голосовых связок, освоили брюшное дыхание, чему еще научились феодосийцы? - Осознанному управлению своим голосом во всех смыслах этого слова. Владению телом как музыкальным инструментом, умению настраивать его, освобождаться от разного рода помех звучанию и управлению голосом. Включению в звучание окружающего пространства, управлению направленностью звучания. Мы дышали через тело со звучанием, прогуживали тело, проколачивали его глухие участки, в которых не было звука. Прозванивали ноги, руки. Прогуживали ядра сознания, горло и чары. Работали над управлением голоса, ладили голову. Точно направляли голос в то место, в которое хотим, чтобы он шел. Я понимаю, что с точки зрения физики это полнейшая дичь, поскольку воздушная среда однородна. И создать в ней нечто, какую-то материальную среду, по которой пойдет голос, с точки зрения физики – невозможно, но тем не менее, получается. Мы также освоили голосовое взаимодействие по высоте, по тембру – условно называемое кахетинское пение, оно дает навык управления голосом выше-ниже. Более глубокий смысл работы с голосом – это очищение сознания, управление своими состояниями, тонкое взаимодействие с людьми и окружающим миром. Голос и движение – одно и то же - Алексей, твое понимание, что такое голос, выходит за рамки традиционных определений. Поделись, пожалуйста, своими наблюдениями и выводами. - Голос сопровождает нас всю жизнь. Это что-то столь естественное и очевидное как способность двигаться. В силу этой естественности у меня есть подозрение, что в общественном сознании нет полного понимания этого явления. Возьмем словарь Даля. В главе «Голос» написано, что это звук и язык производимый горлом человека или животного (я передаю не дословно). В словаре Ожегова к этому добавлено: «и слышимый ухом». В этом же словаре читаем, что звук – это упругие колебания воздушной среды, опять же – воспринимаемые ухом. Если сложить эти два определения, то получится, что голос – это упругие колебания воздушной среды, вызываемые определенной работой гортани человека и воспринимаемые ухом других существ. Но ведь это определение далеко не охватывает всех функций голоса. Взять хотя бы такое интересное исследование: образ собеседника при общении по телефону на 80 процентов складывается из звучания его голоса, а не из того, что человек говорит. Все, наверняка, обращали внимание, что любое существо, когда ему плохо звучит каким-то особым образом. Это не случайно. Проверено, что голосом можно себя лечить. Голосом можно влиять на свое внутреннее пространство, приводя его в больший порядок. И на чужое – тоже. Голос это инструмент, который дает нам возможность очень многократно, многопланово воздействовать на окружающее пространство, включая людей, управлять ими. Голос дает нам возможность общаться. Общение – это гораздо более широкая вещь, чем речевое общение. Иногда, чтобы общаться, совершенно не обязательно говорить слова. Голос дает возможность общения со стихиями. Голос является инструментом для творчества. Но, имея в теле напряжения, управлять голосом не получится. Вот почему на тренинге я очень много внимания уделяю работе с напряжениями в теле. Я много езжу по разным местам страны, общаюсь с бабушками, дедушками. Уважаемые мною старички считали, что голос, звук, движение – это в сущности одно и то же. Это проявление некой единой общей природы. Из этого следует – как человек управляет своим движением, в том числе телесным, точно так же он управляет своим голосом. С точки зрения физиологии человек управляет своим движением так: где-то там, в коре головного мозга, возникает очаг возбуждения, дальше через нейронные сети бегут нервные импульсы, достигают мышц. Одни мышцы расслабляются, другие напрягаются, и тело движется. Все те же самые уважаемые мною старички утверждают, что всей этой нейрофизиологической петрушке предшествует еще одно действие – душа дает образ действия, мозг его считывает и переводит на язык, понятный телу. И дальше это движение воплощается. Образ действия – это видоизмененное пространство, содержащее в себе слепок предстоящего действия. Эти слепки мы создаем постоянно. Нельзя покачать пальцем, не создав предварительно этого образа действия. В силу того, что это очень обычное умение, оно, как правило, человеком не осознается. А вот умение осознано, целенаправленно создавать образы действия является ключевым для всех видов управления. И этому мы учимся на тренинге по открытию голоса. - Каким способом можно убрать напряжение из тела? - На способности человека выпускать напряжение через движение основана вся психотерапия. Этим движением может быть речь, рисование. Лепка, арт-терапия телесно-ориентированные практики, танце-двигательная психотерапия. Пинать и бить подушки – функциональная психотерапия. У нас на тренинге используется другой метод – люди учатся не просто наблюдать свои напряжения, а проживать их, и от них избавляться. Во-первых, напряжение нужно обнаружить. До тех пор, пока человек сам не чувствует, не осознает свое напряжение, он с ним работать не может. Для этого нужно понимать, что такое напряжение. Работая с телесными проявлениями напряжения, вы понимаете, что за ними чаще всего стоят душевные напряжения. Напряжение – это телесное или душевное движение, которое когда-то почему-то не состоялось, если коротко – напряжение – это несостоявшееся движение. Анекдот на тему. Мама говорит сыну: -Сынок, дай-ка мне старый сервиз, я пойду, поговорю с твоим папой. Показано, что когда человек имеет душевное напряжение, и оно как-то выражается вовне, то у него душевного напряжения гораздо меньше, чем в том случае, когда он себя сдерживает. Чтобы убрать напряжение, в него нужно войти, его нужно прожить. Чем войти, как прожить? В этой связи я шучу и говорю, что это такая секретная техника. На самом деле в ней ничего секретного нет. Но на словах ее объяснить нельзя, ее можно лишь показать. Я использую щипковую технику, чтобы показать момент входа в напряжение и его проживание. И до сих пор не придумал ничего лучшего. В некоторых единоборствах используются захваты и удержание противника за мышцу. Мышца плотная, если за нее взяли, то это больно. Из правильного захвата выйти нельзя. Но из такого захвата можно выйти за счет единственного движения сознания. Какого? Человек обычно от боли сбегает – пьет обезболивающие. Как минимум – старается о ней не думать. Но возможно другое – человек идет в боль и ее проживает. - Почему нужно заниматься напряжениями? - Потому что они ограничивают способность к звучанию. Вспомните ситуацию, когда вам нужно было говорить. На вас смотрела куча глаз. Вспоминаете ощущение спазма в горле или где-нибудь по телу – это и есть напряжение. Более того, вы наверняка, замечали, чем человек расслабленней, внутреннее спокойней, тем у него больше и объемнее голос. Получается, что напряжения, особенно напряжения в горле, напрямую связаны со звучанием. Для того, чтобы голосом что-то сделать, желательно, чтобы было большое звучание. Например, если Вам хочется изваять копию статуи Давида, а у вас есть только маленький кусок мрамора, то вы с этим не справитесь. Точно так же и с голосом. Когда у вас есть исходно большое звучание, вы гораздо свободны в том, что вы с этим звучанием будете потом делать – это уже дело вашего личного вкуса. Людей без голоса и слуха не бывает - Когда я подошла к зданию, где проходил тренинг, в конце семинара, мне казалось, что этот большой двухэтажный дом превратился в благозвучный вибрирующий орган. Это было так удивительно! А потом я поразилась красоте лиц участников. Они занимались два дня по 9 часов, но, вместо усталости, их лица излучали воодушевление, счастье, радость. В чем тут секрет? - Мы проводили много работы, которая направлена на убирание напряжения в теле. Когда человек убирает из себя напряжение, он отдыхает, при этом ему хорошо, он в приподнятом настроении. - Одна из участниц тренинга сказала: «Мы получили то, что будет работать в нас всю жизнь». Может ли это изменить характер людей, их образ жизни? - Я отвечаю, что люди обучатся определенным техникам, пользуясь которыми они смогут существенно изменить качество своего звучания. Начнут дружить со своим голосом в большей степени, чем это было до того. Но участники говорят: «Там дают гораздо больше, чем обещают!». Да, бывают иногда непредсказуемые дополнительные выходы. В частности, одна девушка сказала: «Невероятно, но я заметила, что не могу больше врать». - Что бы ты посоветовал обычным людям, детям, которые хотят петь, но им говорят, что у них нет голоса и слуха? - Я не встречал таких людей, у которых нет голоса и слуха. Лишь один раз я подумал об одной женщине – безнадега, - когда она пришла на открытие голоса, и я ее впервые услышал. Но она с сумасшедшим упорством работала, и сейчас поет. Правда, на это ушло много времени. Слух – это всего лишь мышечная координация, ее можно наработать. Какой-то ребенок от природы более координирован, а другой менее. Но ему просто больше времени нужно для того, чтобы наработать, понастраиваться. Ребенку, у которого хорошо получается управлять голосом выше-ниже, говорят: «У тебя хорошо получается, давай!». И ему помогают в этом направлении развиваться. А ребенку, у которого пока что плохо получается, говорят: «Ты лучше танцуй!». И порой говорят очень обидно. Я заметил, что чаще всего попытки работать с голосом связаны с какими-то обидными воспоминаниями. Ты вроде душевно поешь, а тебя затыкают. Мало того, что ребенок не развивается в этом направлении, у него еще и затычка в виде душевной боли образуется. Я наблюдал за развитием двоих детей – брат и сестра. Сестра из коляски уже поет так, что ее можно записывать. А брат – сложнее. Но ему, слава Богу, никто не говорил: «У тебя нет слуха, ты не пой». И он к семи годам он начал достаточно хорошо и точно звучать. С ним никто специально не занимался, просто не мешали. Советую всем побольше петь то, что душа поет, и не объяснять своим детям, что у них нет голоса и слуха. Более подробно о работе Алексея Коляды и группы тренеров «Славянские психотехники» можно узнать на сайте www.slps.ru
Елена Карелина

';
????????...

Последние новости:

Как к Вам обращаться?