Пока отечественный фотолюбитель рассуждает о преимуществах дорогой японской и немецкой фототехники Париж, Лондон, Берлин, Нью-Йорк, Токио – охвачены ломографической лихорадкой.
Это и философия и новый вид фотоисскусства и особый стиль жизни. Сотни сенсационных статей в зарубежных газетах и журналах, десятки документальных фильмов и телевизионных сюжетов о ломографии превратили советский шкальный фотоаппарат «ЛОМО КОМПАКТ-АВТОМАТ» в предмет культа и массового поклонения.
Предмет культа В 1984 году Ленинградское оптико-механическое объединение «ЛОМО» запустило в массовое производство первую отечественную малогабаритную автоматическую фотокамеру «ЛОМО КОМПАКТ-АВТОМАТ» (ЛК-А). Фотокамера была тщательно скопирована советскими военными специалистами с японского фотоаппарата «COSINA CХ-2» который был подарен заместителю министра Министерства оборонной промышленности СССР Петру Ивановичу Корницкому на международной выставке кинофотоаппаратуры в Кёльне. Потрясающее сходство японской и советской камер объяснялось тем, что замминистра оборонпрома потребовал, чтобы наш фотоаппарат был «как японский» и снаружи и внутри. Японскую фотокамеру на «ЛОМО» развинтили, скопировали все 450 деталей, но специалистам оборонпрома, выпускавшим головки самонаведения для ракет (ГСН 9Э410), перископы для подводных лодок, лазерные прицелы систем управления огнем кораблей не удалось скопировать японский электронный затвор по причине отсутствия соответствующей технологии, из-за чего конструкцию отечественного аналога японской фотокамеры пришлось значительно упростить. Чтобы советский фотоаппарат не уступал западному прототипу, «ЛК-А» оснастили широкоугольной оптикой и инновационной системой автоматической установки экспозиции, доступной в то время только в дорогих профессиональных камерах, что позволяло фотографировать во всех условиях освещения. Подробнее о конструкторах и создании фотоаппарата написано здесь. Фотоаппарат ЛОМО Фотографии снятые «ЛК-А» имеют большую глубину резкости, яркие насыщенные краски и характерные затемненные края снимков. Благодаря малой массе (250 гр.), габаритам (107 х 68 х 43, 5 мм), прочности корпуса и простоте управления «ЛК-А» можно всегда носить с собой. Чтобы фотографировать этим фотоаппаратом, необходимо выбрать автоматический режим фотосъемки («А»), установить один из четырех параметров на шкале расстояний (0,8м; 1,5м; 3м; бесконечность) и нажать на кнопку спуска. Фотоаппарат выпускался в количестве 1700000 экземпляров в год. Советское чудо любительской фототехники также экспортировалось во Вьетнам, на Кубу и в Восточную Европу. В первой половине 90-х годов в связи с экономическим кризисом производство фотоаппаратов на «ЛОМО» стало убыточным. Популярный ранее «ЛК-А» собирался небольшими партиями, производство комплектующих к нему было прекращено и фотоаппарат собирались снимать с производства. Ломографическое Общество В весенней Праге 1991 г., студенты Венской школы искусств Маттиас Фигль и Вольфганг Странцингер, купили в комиссионном магазине очень дешевые советские фотоаппараты «ЛК-А» по 12 долларов за штуку. Наслаждаясь вкусом пива «Budweiser» студенты на дешевую просроченную пленку снимали все, что попадалось им на глаза не обдумывая построения кадров и не глядя в видоискатель. В Вене, австрийцы сложили разноцветное фотопанно из сотен фотографий и пришли в восторг от покупки: цвета на фото были яркими и интенсивными, снимки излучали некие ментальные волны тепла. Из-за значительных цветовых и геометрических искажений объектива камера имела специфический взгляд на мир, а отсутствие обдуманного построения кадра документировало «жизнь как она есть» — этот взгляд студенты и стали называть «ломографией». В Венской школе искусств ломография быстро стала популярной, студенты, преподаватели, их родственники и знакомые, захотели иметь такие же камеры. Для организации ломографической выставки студентам пришлось зарегистрировать культурный союз – Ломографическое общество (DIE LOMOGRAPHISCHE GESSELSCHAFT) со штаб-квартирой в Вене. Маттиас и Фольфганг стали его ломопрезидентами. Первая выставка имела большой успех. Следующие два года ломопрезиденты лично скупали фотоаппараты по дешевке оптом и в розницу во всех странах Восточной Европы и продавали их своим последователям по 100 долларов за штуку. Тем временем общество ломографов ширилось, с новыми выставками движение становилось все известней. 01 апреля 1991 г., когда в Восточной Европе не осталось «ЛК-А», Ломографическое Общество прислало на «ЛОМО» факс. В нем говорилось о том, что более 300 человек в Австрии влюблены в миниатюрный советский фотоаппарат «ЛК-А», организовали специальное общество и спешат поделиться своей радостью ощущения жизни с жителями России на ломографической выставке в Москве. Факс из Австрии от был воспринят на «ЛОМО» как первоапрельская шутка и отправлен в мусорную корзину. Хотя первая встреча ломопрезидентов с директором «ЛОМО» Ильей Клебановым произошла в декабре того же года у заводской проходной охраняемого военного завода под тремя орденами ордена Ленина не без помощи австрийского парламента и участия Владимира Путина, бывшего в то время главой комитета Российской Федерации по внешнеэкономическим связям, Ломографическое общество заключает с «ЛОМО» контракт на поставку ЛК-А и становится эксклюзивным поставщиком ломокамер по всему миру. Теперь своеобразная расшифровка названия «ЛОМО» — «LOve&MОtion» («Любовь и Движение») является девизом ломографов по всему миру. Ломопроекты Ломографы, организуя фотовыставки, постоянно проводят необычные ломографические акции. Многометровые коллажи-ломостены для составления которых отщелкиваются сотни пленок, являют собой коллективный поток сознания. Чтобы задокументировать поверхность Земли, через интернет ломографы всего мира присылают миллионы ломографических фотографий в специальный электронный документальный архив — ломоглобус. Цель проекта – не оставить ни одного белого пятна на ломографической карте мира. В детских садах дети, подаренными ломокамерами увлеченно и беспорядочно снимают свой день, что дает возможность увидеть незамутненный детский взгляд на мир. В рамках проекта lomo@home Ломографическое общество рассылает множество бесплатных ломокамер со специальными цветными вспышками политикам, спортсменам, рабочим и служащим в России. Фотографии, отпечатанные с возвращенных пленок экспонировались в гигантской ломостене в рамках всемирно известной книжной ярмарки во Франкуфурте-на-Майне. На официальном сайте Ломографического общества в режиме реального времени публикуется информация о всех проектах, выставках и культурных акциях, проходящих в десятках стран мира. Ломоиндустрия На сегодняшний день ломография приобрела все черты глобальной коммерческой сети, стержнем которой стала продажа «ЛК-А», китайских ломографических фотоаппаратов и сопутствующих аксессуаров. Концерн «AGFA» выпускает пленку в коробочках с эмблемой «Лoмографического Общества», телекомпания «BBC» снимает фильм про захлестнувшую мир ломомоду, реклама «Формулы –1» в ломографическом стиле открывает бум на эстетику ломокадра, концерн «BMW» организует ломоподдержку новых моделей автомобилей, туристические фирмы проводят ломотуры в разные страны мира, австрийские виноделы создают партии «великолепного ломовина», в моду входит ломоодежда и архитектурный ломодизайн. В «Ломопосольствах», открытых в России Европе, Азии, Америке, Африке, Японии «ЛК-А» продается по 150-250 долларов за штуку, а годовой оборот продаж ломографической фототехники превысил 10 миллионов долларов. В глобальной сети существует множество ломофорумов, ломосообществ, а официальный вэб-сайт «Ломографического Общества» поддерживает связь с более чем 200000 ломографами, живущими в соответствии с 10 золотыми правилами ломографии. 10 золотых правил ломографии с официальными комментариями (в переводе Zu): * Правило № 1: «Всегда берите с собой фотоаппарат, где бы вы ни были». В кровать, парк Горького, аэроплан или прачечную самообслуживания: если фотоаппарат при вас, все вокруг вас начинает вибрировать от переизбытка жизни, будьте готовы, держите камеру наготове, в любой момент, в любом месте; * Правило № 2: «Используйте фотоаппарат в любое время дня и ночи». Каждая секунда обладает своим уникальным, светлым, серым, разноцветным, пушистым, глубоким, ровным настроением. Жизнь, со всеми ее неповторимыми моментами, не собирается ждать, когда вы подготовите свой фотоаппарат. Снимайте, выхватывая моменты, как они есть, или они пройдут мимо; * Правило № 3: «Ломография не вторжение в вашу жизнь, это часть ее». Ломография не прерывает естественного течения вашей жизни, она является важной и неотъемлемой ее частью. Также как разговоры, прогулки, сон, еда, мысли, питье, смех, любовь, ломография убедительный знак того, что вы живете; * Правило № 4: «Снимайте от бедра». Это настолько просто, насколько необычно: нет необходимости смотреть через видоискатель, чтобы сделать удачный кадр. Наоборот! Предоставьте себе возможность свободного выбора перспективы. Рука, направленная высоко в небо, вперед или за спину, нет никаких ограничений только ваш опыт и немного удачи; * Правило № 5: «Приближайтесь максимально близко к избранным ломографическим объектам». Приблизьтесь, щелкните, глядя прямо в глаза — 100 % прямой контакт. Всегда подходите близко к объектам, заинтересовавшим вас. Улыбайтесь пока приближаетесь, несите радость, чтобы все поняли, что ломография самое естественное и понятное явление на свете; * Правило № 6: «Не думайте». Засуньте голову в ледяную ванну, задержите дыхание, досчитайте до 100, и дайте проблемам раствориться. Затем вынырните обратно, и пока голова прочно сидит у вас на плечах, хватайте камеру и покоряйте улицы, выхватывайте моменты, живите ими и радуйтесь; * Правило № 7: «Действуйте быстро». Одна десятая секунды способна определять разницу между ломографией и неломографией. Просто не теряйте время с выбором правильного места, позиции, не обдумывайте, не взвешивайте, не бродите вокруг объекта, не медлите. Первое впечатление имеет самую мощную силу, доверьтесь себе; * Правило № 8: «Не обязательно знать заранее, что у вас получится на пленке». Ломография прежде всего, случайный выбор, шанс. Получайте удовольствие от нового способа жить по воле случая. Не вы существуете для ломографии, а ломография для вас! Ломография имеет силу только в том случае, если та единственная вещь, на которой вы сконцентрировали свое внимание, является неотъемлемой частью вашей жизни; * Правило № 9: «И после съемки тоже». Вау! Выглядит потрясающе! Что это? Где я снимал? Ваш мозг начинает лихорадочно соображать, память напрягаться, детали не восстанавливаются. Не обязательно знать, что получилось на пленке потом; * Правило № 10: «Не думайте о правилах». Забудьте 10 золотых правил ломографии откройте для себя свою собственную ломографию, погрузитесь в происходящее, делайте то, что хотите, но делайте это незамедлительно.