+4 °C
88,58 р.
97,43 р.
Вы можете войти при помощи быстрого входа/регистрации используя свой телефон
Или если у вас нет аккаунта войдите через социальную сеть
Войдя на портал и регистрируясь в нем Вы принимаете:От Москвы до Бреста
Нет такого места,
Где бы не скитались мы в пыли:
С «лейкой» и с блокнотом,
А то и с пулеметом
Сквозь огонь и стужу мы прошли.
Строкой стихотворения Константина Симонова «Корреспондентская застольная» или «Песня военных корреспондентов» названа новая выставка в Феодосийском музее Александра Грина. Она посвящена 75-летию Великой Победы.А ее главные герои–два товарища, ставшие символами эпохи военного времени - Евгений Халдей и Константин Симонов.
Константин Симонов–русский советский писатель, военный корреспондент, чьи очерки публиковались в «Известиях», «Боевом знамени», затем – в «Красной звезде». Его стихи знали наизусть: читали в окопах, землянках, цитировали, поднимаясь в атаку. «Жди меня» стало своеобразным заклинанием для тех, кто ждал: для солдат, их жен, невест… Военные воспоминания Константин Михайлович напишет в книге «Разные дни войны». С 1942 года фронтовая жизнь Симонова неразрывно связанас другим легендарным военкором - автором самых известных фотографий Великой Отечественной –Евгением Халдем, которого в 1941 году отправили на Северный флот в качестве военного корреспондента ТАСС по флотам. На Севере и произошло знакомство двух военкоров, положившее начало крепкой дружбе.
Евгений Ананьевич оставил колоссальную фотолетопись Великой Отечественной войны. Его фотографии известны во всем мире. «Первый день войны» - фотография,созданная 22 июня 1941 года: москвичисосредоточенно слушают радиосообщение о начале войны. Еще в тот далекий день Евгений Ананьевич подумал, что должен когда-то быть и снимок последнего дня войны. Нотогда он не знал, что самую знаменитую фотографию – «Знамя Победы» –создаст он. Евгений Халдей участвовал в съемках мирового значения. Его снимки стали фотографиями, изменившими мир. Он обладал мгновенной реакцией, сноровкой и меткостью, запечатлевая единственный, верный момент. Он знал, что военный фотокорреспондент не имел права на ошибку. Симонов отмечал, что в творчестве Е. Халдея "присутствует цельность взглядов на войну и на людей войны, присутствуют ощущение и ее героизма, и ее трагизма, умение взглянуть в лицо человека и понять его характер". Евгения Халдея по праву называют «фотографом Победы».
С момента знакомства с Константином Михайловичем Халдей становится своеобразным фотографическим биографом поэта. В экспозициипредставлены фотографии, рассказывающие о бытовом, фронтовом и творческом окружении поэта. В центре –первый снимок Симонова 1942 года, созданный в Мурманске. Рядом – фотографии Симонова с боевыми друзьями у рейхстага, с читателями, с иностранными делегациями. На других снимках Константин Михайлович запечатлен с военкорами – Александром Твардовским, Евгением Долматовским, Евгением Петровым, Павлом Трошкиным. И, конечно, женщина, которой былипосвящены лучшие поэтические произведения –Валентина Серова.
Зрители увидят лица людей, ставших прототипами произведенийКонстантина Симонова. Это Семен Федорович Кутепов (прототип Серпилина из романа «Живые и мертвые»),офицер Иван Лоскутов с сыном – прообразы героев стихотворения «Сын артиллериста». Слова майора Деевастали крылатыми выражениями, которые цитируем подрастающим сыновьям:
Держись, мой мальчик: на свете
Два раза не умирать.
Ничто нас в жизни не может
Вышибить из седла!
В 1942 году фронтовые путипривели Халдея и Симонова на крымскую землю. Это произошло сразу после Керченско-Феодосийской десантной операции – славы и боли Крыма. Тогда Симонова направили в Феодосию. Там он побеседовал с арестованным бургомистром Грузиновым. В «Разных днях войны» подробно описан этого человека.
«Он был похож по своему типу на начальника какого-то хозяйственного учреждения, рачительного хозяина, тихого с начальством, грозного с подчиненными и ухажористого со всеми попадающими от него в зависимость женщинами.
Этот человек был мне отвратителен. Отвратителен в гораздо большей степени, чем любой пленный немец. В силе этого чувства играли роль два момента: во-первых, он служил немцам, то есть был предателем. А во-вторых, может быть, я все же испытывал бы к нему меньшее физическое отвращение, если бы его можно было хотя бы считать принципиальным нашим врагом, убежденным, что Россия должна быть не такой, какая она есть, и что лучше отдать немцам часть ее территории, чтобы на оставшейся восстановить буржуазное или самодержавное государство, восстановить любой ценой, только бы не жить при Советской власти.
Но у этого человека явно не было никаких принципов, даже таких. Ему не было никакого дела до судеб России. Его интересовал только он сам, его собственная судьба, его собственное благосостояние. Он был для меня символом всего того спокойного, удовлетворенного и собой и окружающими в условиях удачного стяжательства; всего того мещанского, уныло-жадного, что я ненавидел с детства».
Слова Константина Симонова подтверждены снимками Евгения Халдея.
Уже после войны судьба несправедливо обошлась с «фотографом Победы». Евгений Ананьевич был уволен по «пятому пункту».Словно поставили на нем клеймо, лишили работы и не принимали ни в одну из редакций. Но Евгений Халдей не сломался: он неустанно занимался фотографией. В 1959 году Константин Симонов помог товарищу устроиться в редакцию газеты «Правда». Через тринадцать лет Халдея вновь уволили как еврея... Личность и искусство великого фотокорреспондента вызывали огромный интерес за рубежом. ВГермании, Бельгии, Франции экспонировались фотографии Евгения Халдея о войне. Немцы сделали фильм о нем.
В 1979 году Константин Симонов ушел из жизни. Халдей успел сделать последнюю прижизненную фотографию – «К.М. Симонов с дочерью Санькой перед уходом в больницу». Этот снимок также находится в новой экспозиции.
В 1984 году Евгений Халдей привез фотографии Симонова в Феодосийский дом Александра Грина. Они были показаны в год 40-летияВеликой Победы, в 1985 году. Сейчас фотографии Евгения Халдея занимают почетное место в фондовой коллекции Феодосийского музея Александра Грина.
Военные корреспонденты честно выполняли свой долг перед Родиной. Благодаря им те, кто был в тылу, узнавали о фронтовых новостях. Военкоры шли в атаку, вооруженные блокнотами, карандашами и фотоаппаратами. Своим «оружием» они пользовались со снайперской точностью, несмотря на то, что нередко сами находились на краю гибели. Нужно было успевать за событиями, которые происходили и менялись каждую минуту, работать под пулями на линии огня или в холодном помещении, не спать несколько суток. Но военкоры не обращали внимания на трудности: им необходимо было вовремя успеть передать правдивую информацию о войне.
Там, где мы бывали,
Нам танков не давали,
Репортер погибнет – не беда…
Но на «эмке» драной
И с одним наганом
Мы пеpвыми въезжали в гоpода.
К.Симонов. Корреспондентская застольная
Светлана Колотупова, заместитель директора по научной работе Феодосийского музея А.С.Грина