Быстрая авторизация

Забыли пароль?

Вы можете войти при помощи быстрого входа/регистрации используя свой телефон

Или если у вас нет аккаунта войдите через социальную сеть

Войдя на портал и регистрируясь в нем Вы принимаете:
пользовательское соглашение
Выставка натюрмортов Николая Барсамова в феодосийской картинной галерее имени Айвазовского (фоторепортаж)
0

Выставка натюрмортов Николая Барсамова в феодосийской картинной галерее имени Айвазовского (фоторепортаж)

238
Источник: Кафа
К 128-летию известного художника, бессменно руководившего картинной галереей на протяжении сорока лет, открыли выставку натюрмортов. Именно мастером натюрморта и считался выдающийся феодосийский живописец. Константин Лепер

В феодосийской картинной галерее имени Айвазовского открылась выставка «Николай Барсамов (1892-1976). Натюрморты». Экспозицию выставили на всеобщее обозрение в честь 128-летия со дня рождения Николая Степановича – замечательного художника, педагога, искусствоведа, директора картинной галереи на протяжении четырех десятков лет. А еще Барсамов - исследователь творчества великого мариниста Айвазовского, автор изданий о крымских художниках, заслуженный работник культуры Украины, почетный гражданин города Феодосия.

Родился он в Тбилиси. Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1918). Работал преподавателем рисования в городах Изюме, Самаре, Челябинской области, художником-ретушером в Москве. Затем переехал в Крым. В 1923-1962 годах был директором Феодосийской картинной галереи имени Айвазовского, пожизненным научным консультантом. Много сделал для пополнения музейных коллекций и популяризации творчества самого Айвазовского.

Барсамову и его жене Софье Александровне – главному музейному хранителю - принадлежит значительная роль в спасении шедевров галереи в годы Великой Отечественной войны. Это они сопровождали шедевры галереи в Ереван. В апреле 1944 года Феодосия была освобождена от немецко-фашистских захватчиков, а в ноябре существенно пополненная (!) коллекции галереи вернулись из эвакуации на родину. После ремонта и восстановления галерея в скором времени уже принимала гостей.

Барсамов писал жанровые и тематические картины, пейзажи, натюрморты, портреты. Его произведения находятся во многих частных коллекциях и музейных собраниях, в том числе в Государственном Русском музее, Феодосийской картинной галерее имени Айвазовского (365 произведений). Его справедливо считают, прежде всего, мастером натюрморта, где наиболее полно отразилось живописное мастерство и жизненный опыт. Как правило, они отлично скомпонованы, сильны по цветовому звучанию, гармоничны и красивы, образно прославляют тему изобилия, полноты бытия. Особенно следует выделить серию натюрмортов, написанных в последние годы жизни, изображающих фрукты: сочные персики, виноградные гроздья, темные сливы и разнообразные по своей красоте яблоки. Во всех этих работах чувствуется особый «барсамовский» подчерк.

Тематика натюрмортов обширна: это аллегорические или цветочные картины, натюрморты сервированных столов, натюрморты с предметами, относящимися к научной деятельности, например, с книгами, изображения музыкальных инструментов, изображение завтраков. Для старшего поколения эти натюрморты сейчас звучат ностальгически: какао, каким его подавали в детских садах в 60-е годы, галеты, почти единственный сорт печенья, продававшийся в те годы, форма сахара-рафинада и прочие хорошо узнаваемые детали прошлого. Барсамов в натюрмортах сумел передать мир дома, ласкового, доброго утра. Он ничего не придумывал, не фантазировал, и так «вкусно» писал то, что его окружало, отмечая аппетитность черного хлеба и знаменитого украинского сала, весеннюю свежесть огурца, аромат крымских караимских пирожков или душистой клубники и орехов. Продуманные четкие композиции состоят из небольшого количества предметов.

Ученик знаменитого Ильи Машкова, щедрого в изображении материальности мира, красочности палитры, Барсамов в ранних натюрмортах, отдает предпочтение классикам жанра – голландцам – Питеру Класу и Виллему Хеда, поэтому колорит, особенно в ранних работах – сдержанный. В натюрмортах 70-х годов, бросается в глаза полное отсутствие симметрии, никаких мрачных серых, коричневых тонов. Барсамов в полную силу использовал сочные краски, цветные тени, свободную фактуру мазка. Конечно, работая над темой «завтраки», Николай Степанович обращался к живописи гениальных предшественников. Попав под влияние художников – голландцев, он даже размеры холстов выбирал традиционные для этих мастеров. В композиции и в колорите этих произведений добивался классической цельности, ставил задачу выдержать изображенные предметы в едином тоне, в очень сдержанной цветовой гамме; тонко, в духе старых мастеров, разрабатывал световоздушную среду. Он тщательно выписывал фактуру крахмальной скатерти, стекла, керамики, бронзовых и глиняных кувшинов. Помимо голландцев, он восхищался еще и такими мастерами, как Ян Вермеер, Диего Веласкес, Жан Шарден, Франсиско де Сурбаран. Похоронен почетный гражданин Феодосии на старом городском кладбище.

Жители Феодосии без сомнения признательны Барсамову за работу, связанную с пополнением коллекции, особенно за приобретение полотен Айвазовского, датированных 1840 – 1870 годами, благодарны за спасение коллекций в годы войны; за его активную исследовательскую и педагогическую деятельность. Не говоря уж о его ярком таланте художника.

Уж чего стоят только одни названия натюрмортов настоящей выставки: «Черный виноград на тарелке», «Разрезанный лимон и жареная рыба», «Гранаты, орехи и медный кувшинчик», «Виноград в голубой тарелке», «Пирожки и кофе», «Чеснок и перец», «Груши, айва и персидский кувшинчик», «Виноград и вино», «Завтрак. Свежие огурцы и рыба», «Крынка и орехи», «Пирожные», «Медный кувшинчик, овощи и хлеб», «Фрукты и медный кувшин». Уже разгорается аппетит! А если это все увидеть своими глазами?

Ознакомиться воочию с выставкой натюрмортов феодосийского живописца Барсамова, чье имя стоит в одном ряду с такими выдающимися земляками-художниками, как Айвазовский, Богаевский, Волошин, Ганзен, Латри, Лагорио, Фесслер, может любой желающий в ближайшее время в часы работы картинной галереи.

Кафа

Последние новости:

Как к Вам обращаться?