+6 °C
89,72 р.
95,81 р.
Вы можете войти при помощи быстрого входа/регистрации используя свой телефон
Или если у вас нет аккаунта войдите через социальную сеть
Войдя на портал и регистрируясь в нем Вы принимаете:Феодосийская картинная галерея имени Айвазовского продолжает знакомить своих посетителей с лучшими образцами гравюрных работ различных техник на примере ярких представителей из своей фондовой коллекции.
И если в первой части выставки можно было лицезреть гравюры, выполненные в пунктирной технике, офорте, акватинте и меццо-тинто, о чем «Кафа» сообщала своим читателям). То продолжение гравюрной выставки показывает еще и другие различные техники, о них сегодня и пойдет речь.
Напомним, что изображение в искусстве гравюры получается в результате оттиска на бумагу в зеркальном виде с печатной формы — так называемой «доски» из металла или другого материала. При этом на такую форму - матрицу – наносится углубленный, награвированный рисунок. Одной из главных особенностей гравюры, как разновидности станкового искусства, является то, что оригинальным произведением является не награвированная художником печатная форма - доска, а оттиск краски с нее на бумагу, так называемый эстамп. Тиражирование составляет вторую особенность искусства гравюры.
Одной из техник, представляемых настоящей выставкой, является «гравюра сухой иглой». Известна она, как дополнение к офорту для достижения богатства тональных оттенков, с XV века. Как самостоятельная техника - с XIX века. Металлическая доска, без покрытия лаком и без травления, процарапывается непосредственно офортной иглой. При печати краска застревает в царапинах и заусеницах. Из-за того, что линии при гравировании иглой часто неглубокие, а неровности доски при печати сминаются, тираж такой гравюры невелик — до сотни оттисков.
Гравюра сухой иглой по своей графической фактуре всего ближе к натурному рисунку. В каждой ее линии ощущается рука гравера, моделирующего штрих едва заметным изменением нажима на инструмент. Широко использовали возможности сухой иглы великий Рембрандт и Альбрехт Дюрер, Фелисьен Ропс и Андерс Цорн, Джеймс Уистлер и Валентин Серов, а также многие другие классики изобразительного искусства. Из советских мастеров — Георгий Верейский и Дмитрий Митрохин. В нынешней экспозиции гравюр - характерный пример «сухой иглы» - работа под названием «Гурзуф. Крыши», 1976 год, автор – известная феодосийская художница Элеонора Гурвич (1900 – 1989).
«Мягкий лак». Эту эстампную технику начали применять во Франции на рубеже XVII – XVIII веков, активно стали использовать лишь в XIX – XX веках. Гравюры напоминают рисунки карандашом или углем, для них характерен мягкий, живописный, зернистый штрих. Металлическую поверхность загрунтовывают кислотоупорным липким лаком, покрывают ее бумажным листом, по нему рисуют карандашом. При нажиме грифеля лак прилипает к обратной стороне бумаги, которую затем снимают вместе с прилипшими частицами лака, обнажая поверхность доски. Далее печатную форму «протравляют», кислота действует только в местах свободных от лака. Так и получается гравюра, передающая фактуру карандашного рисунка на бумаге. Тиражность – до полутысячи экземпляров.
Родина «резерважа» также Франция, вторая половина XIX века. Эта техника появилась в результате совершенствования методов гравирования в «акватинте» и внесения в эту манеру приемов травленого штриха. Оттиск, полученный с формы «резерваж-кисть», напоминает рисунок кистью, только мазки на нем равномерного тона, без растяжек, с ровными ясно очерченными краями. Рисование кистью проходит на слабо обезжиренной доске, края мазков приобретают неровную брызгообразную форму. Скатанная краска на границах мазков дает характерный силуэт. Художники могут его использовать как своеобразную графическую фактуру.
Оттиск «резерваж-перо» отличается тем, что характер штрихов на протравленном металле точно сохраняет выразительные особенности перьевого рисунка. Здесь прием акватинты не используется, так как рисунок пером не обнажает большие поверхности чистого металла. Эта манера отличается от травленого штриха характером рисунка пера противоположного рисунку гравировальной иглой.
«Хромолитография». Принципиально новая техника плоской печати - цветная литография - была изобретена в 1796 году в Германии. Здесь используется способность отдельных пород известняка не принимать на себя краску после кислотного травления. Хромолитография – разновидность литографии – способ тиражной печати изображений с использованием нескольких цветов. На камне или цинковой пластине для каждой краски изготавливается отдельный штамп.
Хромолитография, как и литография в целом, и в наше время остается излюбленной техникой многих художников. В приемах выполнения изображений при этом практически ничего не изменилось. В основном этот метод сейчас используют в книжной, станковой, плакатной и прикладной графике.
Все желающие ознакомиться с великолепными образцами различных гравюрных техник из коллекционного фонда картинной галереи смогут это сделать в ближайшее время в ее рабочие часы.