В начале ноября благочинный феодосийского церковного округа, настоятель карантинского Иверского храма иерей Антоний Репин вернулся из паломнической поездки на Святую Гору Афон. Мы попросили батюшку поделиться впечатлениями об этом известном и весьма почитаемом во всём православном мире месте.
– Отец Антоний, вы ведь уже не в первый раз посещали Святую Гору? – В этом году я вместе с делегацией Симферопольской и Крымской епархии ездил на Афон уже в третий раз. Благодаря помощи наших прихожан стараюсь ежегодно проводить четыре дня из моего отпуска на этой святой земле. Всегда везу с собой на Афон множество записок о здравии и упокоении, которые верующие передают для поминания в святогорских монастырях. В этих записках – тысячи имён, и все они обязательно прочитываются вслух в каждой обители, где мы останавливаемся. – Важный технический вопрос: как попасть на Афон верующему мирянину и священнослужителю? – Это можно сделать либо в составе группы паломников, обратившись предварительно в паломническую службу Украинской Православной Церкви Московского Патриархата в Киеве, либо самостоятельно. Для поездки в Грецию необходим загранпаспорт с шенгенской визой. Если визы нет, её можно открыть в греческом посольстве в Киеве или одесском генконсульстве. Но чтобы попасть на полуостров Святой Горы, надо иметь особое именное разрешение, которое выдаёт монашеское правительство в столице Афона Карее по ходатайству любого из двадцати афонских монастырей. Его можно получить, запросив по телефону какой-нибудь святогорский монастырь. Паломникам РПЦ легче сделать это через русский Свято-Пантелеимонов монастырь. Такое разрешение по-гречески называется диамонитерион и выдаётся на определённую дату сроком на четверо суток. Миряне должны заплатить за разрешение 25 евро, священнослужители – 10. Готовый диамонитерион паломники получают ранним утром уже на пристани расположенного у административной границы Афона города Уранополис (греч. Небесный город – П.П.) и, обычно, бережно хранят его как память о посещении Святой Горы. После этого паломники на пароме плывут к афонской пристани Дафни, а оттуда едут или идут в выдавший диамонитерион монастырь. Кстати, фотографировать и снимать Афон на видео можно только с парома. – А могут ли посещать Афон в качестве туристов инославные христиане, иноверцы или атеисты? – Могут, но в связи с большим количеством желающих каждая кандидатура рассматривается отдельно и предпочтение отдаётся православным. Например, в моём диамонитерионе чётко указано, что я – православный иерей. Но мы встречали там католических клириков, которые приехали в частном порядке помолиться святыням. На Афон никогда не пускают женщин любого вероисповедования, потому что Святая Гора считается особым земным уделом Пресвятой Богородицы и Она – единственная женщина, которая вступала на эту землю в течение почти двух тысячелетий. Паломнической перегруженностью Афона обусловлено и жёсткое ограничение сроков пребывания четырьмя днями, хотя бывает, что выдавший разрешение монастырь продлевает кому-то его на месяц-полтора. Такие люди, обычно несут различные труднические послушания в трапезной, монастырском саду или на территории обителей. Вообще, на Афон разрешается приезжать не более чем 250 паломникам в сутки. – Для члена Русской Православной Церкви возможно стать афонским иноком? – Думаю, что это чрезвычайно сложно и затруднительно. Правила приёма в афонские монастыри очень строги. Афон находится в церковной юрисдикции Константинопольского Патриархата, поэтому священноначалие нашей Церкви не имеет канонического права благословить кого-либо из монахов вступить в братию того же Свято-Пантелеимонового монастыря. Теоретически мирянин может поехать туда паломником, остаться на послушание, потом принять постриг. Но опять же решение по каждому в отдельности принимает лично Вселенский Патриарх Варфоломей. Кроме того, Афон принадлежит Греции, все его монахи являются греческими гражданами, поэтому преимущество при пополнении братии отдаётся грекам. Все кандидаты из других государств должны предварительно пройти непростую процедуру принятия греческого гражданства. – У вас в диамонитерионе указано, что вы православный священник. На Афоне вы служили в алтаре или молились с мирянами? – В Свято-Пантелеимоновом монастыре сейчас разрешено служить священнослужителям Русской Православной Церкви, но в каждом случае требуется особое разрешение Вселенского Патриарха, для чего нужно ехать в Стамбул или связываться по телефону, посылать факсом необходимые документы. Только при наличии такого разрешения допускается служение в алтаре. Впрочем, из этого правила бывают и исключения. Например, в прошлый раз в монастыре Святого Павла нам, шестерым священникам из Крыма разрешили служить ночью Божественную Литургию для русских паломников, исповедовать и причащать их. – В афонских монастырях принято служить обедню по ночам? – Скорее, под утро. Святая Гора живёт по древнему византийскому богослужебному времени. Отсчёт суток начинается от захода солнца, поэтому разница с поясным временем достигает нескольких часов в зависимости от времени года. В конце октября она составляла примерно пять с половиной часов. Около двух часов ночи монах берёт деревянное било (колотушку для ударов в металлический брусок – П.П.) и проходит по кельям и монастырской гостинице, пробуждая братию и паломников на молитву. В это время начинается утреня, а в пятом часу утра – Божественная Литургия. – Расскажите, пожалуйста, подробнее о распорядке дня в монастырях и быте паломников. – Все приезжают в выдавший разрешение монастырь, но переночевать можно и в другом. Кельи бывают разные – и на два места, и на тридцать, но в них лишь спят. Условия скромные, однако холодная и горячая вода есть везде. А в греческом монастыре Констамонита вообще нет электричества: и храм, и кельи, и территория освещаются лишь масляными лампадами или керосинками. После ранней литургии положены или кратковременный отдых, или сразу трапеза. Паломники вкушают пищу вместе с братией и игуменом, который восседает во главе стола. Прислуживают и разносят блюда тоже монахи. Обычно число людей за столом весьма велико, в праздники оно достигает 400 – 500 человек. В монастырях огромные трапезные залы – у нас даже и сравнить не с чем ни по размерам, ни по внутреннему убранству и настенной росписи, ни строгому порядку во время застолья. – Что едят паломники и монахи? – Для тех и других пища одинакова. Трапеза на Афоне имеет постный характер, еда там очень простая и неприхотливая, но при этом весьма сытная. Трапеза полагается два раза в сутки, вся пища готовится из производимых в монастыре продуктов. Очень часто бывает рыба, которую послушники в избытке ловят в Эгейском море. Всегда подаются разнообразные овощи: помидоры, огурцы, баклажаны. А в знаменитом Ватопедском монастыре нас даже угощали жареными улитками. Отличительная особенность от нашей кухни – обязательное наличие на столе оливок, оливкового масла и виноградного уксуса. Бывает и греческий сыр типа брынзы, который монахи делают сами. В дни поминовения усопших или на большие праздники после трапезы непременно подаётся кутья из проращенной пшеницы с добавлением рахат-лукума, миндаля, грецких орехов, изюма. Обычно на столах в качестве десерта лежат яблоки из местных садов. В праздники за трапезой полагается красное сухое вино монастырского производства – там при каждом монастыре обязательно есть виноградник. По особому знаку игумена, обычно это звон в колокольчик, каждый может налить себе вина из кувшина на столе. В многодневные посты я на Афоне не был, но по средам и пятницам на трапезе, как положено, отсутствуют рыба и сыр. – Откуда самодельный сыр, отец Антоний, если на Святой Горе, как известно, нельзя держать домашних животных женского пола? – Я тоже так думал, пока не попал на Афон. Наверное, этот древний запрет в наши дни соблюдается не столь строго, и, кажется, овец и коз там всё-таки разводят. По крайней мере, кошек в обителях много, и никто их оттуда не изгоняет. – Чем занимаются паломники после утренней трапезы? – Пешком, на заказанном микроавтобусе или морем на катере посещают другие монастыри, молятся перед святынями. К вечерней службе возвращаются в свой монастырь или молятся и ночуют в другом. За три поездки мне довелось ночевать в Свято-Пантелеимоновом, Ватопедском, Иверском, Хилиндарском, Зографском монастырях и монастыре Святого Павла. При монастырях есть много скитов, и все они тоже достойны посещения. Вторая трапеза бывает после вечернего богослужения, начинающегося в 17.00 и продолжающегося немногим более часа. Все идут в трапезную, которая всегда находится напротив храма. Во время трапезы читаются жития вспоминаемых в этот день святых. После вечери все опять возвращаются в храм, где паломникам выносят из алтаря монастырские святыни – обычно это мощи древних святых. Игумен или монах рассказывают о них на греческом, английском или русском языке. Знающие русский язык иноки есть во всех монастырях, потому что наша Церковь самая большая и русских паломников всегда очень много. Все прикладываются к мощам и древним иконам, после чего расходятся по кельям и в гостиницу для отдыха. – При ежедневных монастырских литургиях паломники могут причащаться четыре раза за четыре дня? – Скажем так, если есть желание, причащаются каждый день. Исповедь при этом обязательна. В Свято-Пантелеимоновом монастыре исповедует духовник обители, он же даёт благословение на причастие, без которого нельзя приступать к Чаше. – В Иверском монастыре удалось побывать? – Да, разумеется, и это особая радость для меня как настоятеля храма в честь этой чудотворной иконы Пресвятой Богородицы. В этом году мне посчастливилось попасть на празднование 26 октября. Это праздник Русской Церкви в честь перенесения в Москву в 1648 году с Афона написанного иноком Иамвлихом чудотворного списка иконы, поэтому греки его не отмечают – у них, как и у нас, праздник установлен во вторник Светлой Седмицы на третий день Пасхи. Но о русском праздновании в Иверском монастыре, разумеется, знают. В этот раз 26 октября там было очень много наших паломников и для них открыли храм-часовню, где хранится подлинная икона. Ночью там служили Литургию, все могли приложиться к этой великой святыне. – Расскажите о самой иконе: какого она размера, где стоит, насколько хорошо сохранилась… – Иверская икона была написана ещё до эпохи иконоборчества, которое началось в VIII веке. Императоры Исаврийской династии уничтожали иконы и святые мощи. В IX столетии при императоре Феофиле иконоборцы едва не уничтожили хранившейся в Никее у одной благочестивой вдовы образ Божией Матери, впоследствии названный Иверским. Какой-то нечестивый воин даже ударил копьём в лик Небесной Владычицы на иконе, и из него хлынула кровь. После этого икона чудесным образом приплыла по морю к Афону и с тех пор находится в Иверском монастыре, где именуется Вратарницей. Сейчас чудотворный образ сохраняется под стеклом, он богато украшен и обложен серебряной ризой. Икона установлена на полу в особом киоте, к ней можно подойти и приложиться. Высота её почти равна человеческому росту – мы даже не думали, что она такая большая. Когда мы помолились перед святым образом, и Господь сподобил нас подойти ближе, приложиться к иконе и благоговейно рассмотреть её в течение длительного времени, я действительно заметил след от удара копьём в лицо и потёки крови. Для меня было настоящим потрясением увидеть торжественный лик Богоматери, Ее милостивое выражение глаз. Ни один из списков не передаёт того сострадания, той боли за род человеческий и той неизреченной любви к нам грешным и Богомладенцу Иисусу Христу. Перед этим образом и сейчас в изобилии случаются чудеса. Свидетельство тому – множество приношений верующих: епископские панагии (наперсная иконка Богородицы, являющаяся отличительным знаком архиерея – П.П.), священнические наперсные кресты, нательные крестики, перстни и кольца, часы и даже ордена. Меня особенно удивили олимпийские медали. Икона буквально обложена этими дарами, и вместить их все под стекло просто невозможно. Очень известна также лампада у Иверской иконы, которая чудесным образом раскачивается в преддверии бедствий и катастроф. В последние годы так было перед бомбардировками Сербии, крупными землетрясениями, цунами в Японии. Когда монахи видят, что лампада качается сама по себе, они начинают усиленно молиться и сообщают об этом во все другие монастыри с просьбой о молитвах за род человеческий. – Какие ещё реликвии Афона нужно непременно увидеть паломникам? – Первый монастырь, который посещают почти все паломники, плывущие из Уранополя на пароме – это Дохиар. Он известен чудотворной иконой Пресвятой Богородицы «Скоропослушница» – большой древней фреской на стене, которая написана невысоко, и к ней можно приложиться. Возле неё тоже очень много приношений от верующих. В очень красивом болгарском монастыре Зограф находится почитаемая всем православным миром Акафистная икона Царицы Небесной. Об очень почитаемом в православном мире Ватопедском монастыре, конечно же, нужно сказать особо. Господь сподобил меня посетить эту обитель во всех трёх поездках и дважды останавливаться в ней на ночлег. Именно здесь находится одна из величайших христианских святынь – пояс Пресвятой Богородицы. Каждому посетившему Ватопед на память выдаётся маленький поясок, освящённый на самом поясе, а священникам дают по три пояска. Там же хранятся части Пречестного и Животворящего Креста Господня и древка копия, которым была прободены рёбра Спасителя. Одна из самых древних икон «Отрада и утешение» датируется IV веком. Перед ней молятся об избавлении от скорбей. В той же обители есть образ «Всецарица», перед которым болящие просят Божию Матерь об исцелении онкологических болезней. На Святой Горе очень много мощей почитаемых православных святых угодников Божиих. Обычно они сохраняются в богато украшенных самоцветами серебряных ковчежцах или шкатулках с изображениями святых и застеклёнными окошечками, через которые можно заглянуть внутрь. В Свято-Пантелеимоновом монастыре выносят для поклонения честную главу св. великомученика целителя Пантелеимона, есть там и глава русского подвижника XX столетия преподобного Силуана Афонского. – Пожалуйста, поподробнее об этой обители. Насколько сейчас её можно назвать русской? – На Афоне есть несколько монастырей с церковнославянским языком богослужения. Это сербский Хилиандар, болгарский Зограф и, разумеется, монастырь святого великомученика Пантелеимона. В нём разговаривают на русском языке, и большинство монахов до приезда на Афон принадлежали к Русской Православной Церкви, в том числе Заграничной. Многие из них хорошо знают греческий. Игумен монастыря отец Иеремия (Алёхин) – это совершенно замечательная личность. Ему уже 99 лет, но до сих пор, с 1978 года он полноценно и деятельно управляет столь большой обителью. За трапезой священников усаживают обычно поближе к игуменскому столу, и мне довелось сидеть от него на расстоянии полутора метров. – Теперь, после трёх поездок и посещения почти всех святогорских монастырей, что для вас означает Афон? – Это потрясающее место – настоящее монашеское государство внутри православной страны. Сама Богородица ступала на эту землю и благословила её. На Афоне явственно ощущаешь как бы живое духовное присутствие множества угодников Божиих, подвизавшихся здесь в течение многих веков. Лучшие православные зодчие и иконописцы создавали великолепные святыни Святой Горы. В этих монастырях и поныне служатся те же службы, что и 8-м, и в 12-м и 19-м столетиях, перед теми же иконами и мощами. Монахи и сейчас живут всё той же размеренной жизнью, что и тысячелетие назад – без газет, телевидения и интернета. Там можно встретить иноков высокой духовной жизни, отшельников, многие из которых берут на себя особые монашеские подвиги. У них удивительный склад души и открытый характер, они всегда готовы помочь, дать духовный совет. Их главное делание – молитва, а ведь это самый тяжёлый труд. Да и сама природа гармонично сочетается с этим несуетным многовековым монастырским укладом жизни. Это чрезвычайно красивый, живописный полуостров. Многие паломники поднимаются на его вершину – гору Афон. В нынешнем году туда взошла группа крымчан, и они говорили, что вид оттуда совершенно непередаваем. Для меня Афон, это святая земля, где просто необходимо бывать, черпать из этого чистого духовного кладезя силы для служения Богу. Справка. Афон – гора и мыс-полуостров в Греции на восточной оконечности Халкидики. Площадь – 335 тыс. кв. км. По церковному преданию, в I в. по Р.Х. на Афоне побывала Пресвятая Богородица вместе со св. апостолом Иоанном Богословом. Монашество здесь появилось, вероятно, ещё в IV в. по Р.Х. С XII в. по указу византийского императора Алексея Комнина официально именуется Святой Горой. Сейчас Афон – это самоуправляемая монашеская территория с особыми правилами посещения даже для граждан Греции. Здесь расположены 20 монастырей разных православных народов, а также скиты, келлии и другие монашеские обители, иногда довольно большие. Афон управляется Священным Кинотом из представителей всех 20 монастырей. Все монастыри находятся в церковной юрисдикции Константинопольского Патриарха. Афон признан охраняемым объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Павел ПЕТРОВ