Праздник… В обыденном сознании таковой чаще всего соотносится с красным листком календаря. Но внимательно отслеживающий свою жизнь заметит, что лишь особое состояние души, освобождённой от стесняющих её тенет будничного существования, когда всё существо человека ликует и поёт, – только такое состояние, дающее переживание полноты бытия, и может именоваться праздником. Благо, что и в наши непростые дни тоска по чистой, безмятежной, напоённой радостью жизни вдруг взрывается восторгом от ощущения иной реальности, иного строя бытия. 6 марта в Национальной картинной галерее им. И.Айвазовского состоялось открытие новой выставки. Именно восторги женской, стремящейся к красоте и безмятежности души сделались предметом таковой. Ведь возможность таких есть существенный признак личности. В обозначенные этим термином мгновения человеческая сущность, пусть на краткий миг, порывает со стесняющими её обстоятельствами внешнего мира, забывает о них и, испытывая полную свободу, упивается радостным переживанием таковой. Персональная выставка Зои Владимировны Жарких представляет взору посетителей ни что иное, как жизненный – на протяжении четырёх десятилетий – путь феодосийской художницы. Первая по времени из представленных на обозрение работ – «Автопортрет», написанный в начале 70-х годов минувшего столетия. А последняя – «Сашенька. Над простором» – окончена 26 февраля настоящего года. Как у каждого человека, жизнь художника изобилует многими событиями, насыщенна самыми разными проявлениями, порою не только чуждыми искусства, но и отбрасывающими саму мысль о таковом. Но ведь испытаниями, а вернее будет сказать: преодолением связанных с ними обстоятельств – формируется характер человека, или, как писал русский религиозный мыслитель П.А.Флоренский, вытачивается внутренний человек, или личность. Именно в моменты творческого восторга происходит катарсис, то есть очищение души, которая освобождается от низкого, пошлого, греховного. Представленное выставкой показывает душу художника, то, что некогда вошло в оную и преобразилось в лоне того целого, что есть внутренний мир человека. Жажда нового видения – неутолима. Именно этим чувством занимающая ныне наше внимание художница «гналась» по пространствам земным и просторам духовного бытия. Пристрастие к художеству Зоя Владимировна почувствовала в возрасте 16-17 лет, а почувствовав, пришла в студию при феодосийской художественной школе, а затем и при симферопольской – в период учёбы на физико-математическом факультете Симферопольского госуниверситета им. В.И.Вернадского. Существенное влияние на процесс становления личности художника произвела та особая духовная атмосфера, которая в 60-е годы отличала внешне скромный посёлок Коктебель от иных мест. Даже случайно оказавшийся в оном не мог не почувствовать этого, а почувствовав, – не быть захваченным высоким духовным энтузиазмом. Для представляемого нашему вниманию художника подарком судьбы оказалось пребывание – в период юности, да и позднее – в самом средоточии этой атмосферы (её отец, Владимир Михайлович Климов, в ту пору был директором Дома писателей), постоянное невольное общение с известными всей стране, а порою и миру поэтами, литераторами, художниками – и не только. Большое значение имело знакомство и многолетнее дружество с такими известными в Крыму художниками, как Олег Грачёв, Степан Мамчич, Юрий Куликов… Впоследствии было Московское художественное училище им. 1905 года и, наконец, Симферопольское им. Самокиша, живописный факультет которого окончила в 1981 г. По окончании работала в художественно-оформительских комбинатах, в том числе и феодосийском; была учителем рисования и черчения в СШ №2 г.Феодосии. Затем вела изостудию для детей и взрослых при ДК пос. Орджоникидзе. Были и «тайм-ауты»: появился один сын, ставший тоже художником, а позднее и второй, в свою очередь одаривших мать четырьмя чадами. Большое воздействие на становление художника имели многочисленные поездки по старинным городам, составлявшим Золотое кольцо России, впрочем, и выходившим за пределы такового. Москва со всеми её пригородами и окрестностями и невдалеке стоявшие Александрова Слобода, Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Юрьев Польский, а ещё далее – Псков и Новгород, Владимир и Суздаль, сохранявшие аромат глубокой и сказочной древности, былинности; Ярославль, Кострома, Царицын (Волгоград) и Астрахань – старинные города на Волге; Терпигорье (не оно ли помянуто Некрасовым?) в Тверской (тогда Калининской) области. Были и многие месяцы пребывания в тех глубинах Брянского леса, где ещё хаживают медведи. Но был и Петербург с его дворцами, набережными, театрами, музеями. Понятно, что уже по факту своего рождения в Крыму нельзя было не очароваться такими, им порождёнными и им хранимыми жемчужинами, как Ялта, Феодосия, Севастополь, не усладить свой взор синеющими и манящими вдаль вершинами гор и ещё более яркими тонами лежащего вокруг моря.
Впрочем, была и самая крупная в Европе пустыня: Алешкинские пески, и тут же – седой Днепр, разливающийся под Херсоном, прочерчивающий вертикаль к Киеву – матери городов русских. Надо ли говорить, что всё движение, контуры которого слегка обозначены выше, по огромным просторам великой Родины, происходило неизменно с обременённым красками этюдником и иным снаряжением художника. В 1982 г. Зоя Владимировна приняла участие в областной выставке молодёжной секции членов Союза художников в Херсоне. И уже в нынешнем году – в выставке Творческого объединения профессиональных художников Феодосии, представленной музеем А.Грина. Помимо творческих работ, художница занималась иконописью и реставрацией икон: только в Казанском соборе – Распятие (Голгофа), вмч. Пантелеимона, вмч. Параскевы, свт. Алексия, ап. Петра, свт. Николая Чудотворца, Божией Матери Смоленской и др. Этому способствовало не только тщательное изучение техники и строгое следование традиции, но и постижение природы иконы (труд П.Флоренского «Иконостас» и др.). Также реставрировала иконы и картины Барсамова, Лагорио и других известных художников из частных собраний в Москве. Конечно, большая часть сделанного уже ведёт отдельное и независимое от своего творца существование. Что-то навсегда исчезло: как по естественным законам времени, не только обогащающего проходимого сквозь него человека, но и порою облегчающего таковому его ношу, так и в силу человеческого, не всегда доброго умысла. Но главное всё же не то, что ублажает взгляд, а то, что накопилось и осело в душе человека, что звучит в оной, доставляя неизбывную радость сердцу, позволяя не просто жить, но жить в творчестве и творчески, схватывая не сиюминутное, ничтожное, служащее потребам дня, но всегда бывшее и никогда не преходящее – ибо всё это есть отсветы сотворённого Богом мира. Пожелаем же художнику и далее продолжать свой путь среди звёзд, время от времени призывая и нас на великолепное пиршество духа. P.S. Подготовка к выставке совпала с событиями невероятными, казавшимися в мирное вроде бы время невозможными. Человек пошёл на человека, в самом сердце Украины пролилась кровь… Со смущением в душе и тревогой думалось: «Ко времени ли? Как будет воспринято приглашение к созерцанию красоты?» Но и отказаться от намеченного было уже невозможно: слишком много людей было занято подготовкой выставки или оповещено о ней. Поэтому вид множества теснившегося в зале народа наполнил сердце радостью: жива душа народа, раз алчет красоты, нуждается в ней, стремится к чистой радости. Значит, будущее не потеряно! И все труды – отнюдь не лёгкие, как то может показаться со стороны – художников, поэтов, композиторов, да и всех людей, творящих красоту, стремящихся к истине, делающих добро, обеспечат новую, бесспорно более совершенную жизнь. Особая благодарность начальнику городского управления культуры Т.А.Стеблюк, директору картинной галереи Т.В.Гайдук, её заместителю Т.А.Колчиной и всем много потрудившимся в сем добром делании соработникам их. А вместе и коллективу музея А.Грина, в котором также экспонируются творческие работы названного автора. Праздник… В обыденном сознании таковой чаще всего соотносится с красным листком календаря. Но внимательно отслеживающий свою жизнь заметит, что лишь особое состояние души, освобождённой от стесняющих её тенет будничного существования, когда всё существо человека ликует и поёт, – только такое состояние, дающее переживание полноты бытия, и может именоваться праздником. Благо, что и в наши непростые дни тоска по чистой, безмятежной, напоённой радостью жизни вдруг взрывается восторгом от ощущения иной реальности, иного строя бытия.
6 марта в Национальной картинной галерее им. И.Айвазовского состоялось открытие новой выставки. Именно восторги женской, стремящейся к красоте и безмятежности души сделались предметом таковой. Ведь возможность таких есть существенный признак личности. В обозначенные этим термином мгновения человеческая сущность, пусть на краткий миг, порывает со стесняющими её обстоятельствами внешнего мира, забывает о них и, испытывая полную свободу, упивается радостным переживанием таковой. Персональная выставка Зои Владимировны Жарких представляет взору посетителей ни что иное, как жизненный – на протяжении четырёх десятилетий – путь феодосийской художницы. Первая по времени из представленных на обозрение работ – «Автопортрет», написанный в начале 70-х годов минувшего столетия. А последняя – «Сашенька. Над простором» – окончена 26 февраля настоящего года. Как у каждого человека, жизнь художника изобилует многими событиями, насыщенна самыми разными проявлениями, порою не только чуждыми искусства, но и отбрасывающими саму мысль о таковом. Но ведь испытаниями, а вернее будет сказать: преодолением связанных с ними обстоятельств – формируется характер человека, или, как писал русский религиозный мыслитель П.А.Флоренский, вытачивается внутренний человек, или личность. Именно в моменты творческого восторга происходит катарсис, то есть очищение души, которая освобождается от низкого, пошлого, греховного. Представленное выставкой показывает душу художника, то, что некогда вошло в оную и преобразилось в лоне того целого, что есть внутренний мир человека. Жажда нового видения – неутолима. Именно этим чувством занимающая ныне наше внимание художница «гналась» по пространствам земным и просторам духовного бытия. Пристрастие к художеству Зоя Владимировна почувствовала в возрасте 16-17 лет, а почувствовав, пришла в студию при феодосийской художественной школе, а затем и при симферопольской – в период учёбы на физико-математическом факультете Симферопольского госуниверситета им. В.И.Вернадского. Существенное влияние на процесс становления личности художника произвела та особая духовная атмосфера, которая в 60-е годы отличала внешне скромный посёлок Коктебель от иных мест. Даже случайно оказавшийся в оном не мог не почувствовать этого, а почувствовав, – не быть захваченным высоким духовным энтузиазмом. Для представляемого нашему вниманию художника подарком судьбы оказалось пребывание – в период юности, да и позднее – в самом средоточии этой атмосферы (её отец, Владимир Михайлович Климов, в ту пору был директором Дома писателей), постоянное невольное общение с известными всей стране, а порою и миру поэтами, литераторами, художниками – и не только. Большое значение имело знакомство и многолетнее дружество с такими известными в Крыму художниками, как Олег Грачёв, Степан Мамчич, Юрий Куликов… Впоследствии было Московское художественное училище им. 1905 года и, наконец, Симферопольское им. Самокиша, живописный факультет которого окончила в 1981 г. По окончании работала в художественно-оформительских комбинатах, в том числе и феодосийском; была учителем рисования и черчения в СШ №2 г.Феодосии. Затем вела изостудию для детей и взрослых при ДК пос. Орджоникидзе. Были и «тайм-ауты»: появился один сын, ставший тоже художником, а позднее и второй, в свою очередь одаривших мать четырьмя чадами. Большое воздействие на становление художника имели многочисленные поездки по старинным городам, составлявшим Золотое кольцо России, впрочем, и выходившим за пределы такового. Москва со всеми её пригородами и окрестностями и невдалеке стоявшие Александрова Слобода, Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Юрьев Польский, а ещё далее – Псков и Новгород, Владимир и Суздаль, сохранявшие аромат глубокой и сказочной древности, былинности; Ярославль, Кострома, Царицын (Волгоград) и Астрахань – старинные города на Волге; Терпигорье (не оно ли помянуто Некрасовым?) в Тверской (тогда Калининской) области. Были и многие месяцы пребывания в тех глубинах Брянского леса, где ещё хаживают медведи. Но был и Петербург с его дворцами, набережными, театрами, музеями. Понятно, что уже по факту своего рождения в Крыму нельзя было не очароваться такими, им порождёнными и им хранимыми жемчужинами, как Ялта, Феодосия, Севастополь, не усладить свой взор синеющими и манящими вдаль вершинами гор и ещё более яркими тонами лежащего вокруг моря. Впрочем, была и самая крупная в Европе пустыня: Алешкинские пески, и тут же – седой Днепр, разливающийся под Херсоном, прочерчивающий вертикаль к Киеву – матери городов русских. Надо ли говорить, что всё движение, контуры которого слегка обозначены выше, по огромным просторам великой Родины, происходило неизменно с обременённым красками этюдником и иным снаряжением художника.<В 1982 г. Зоя Владимировна приняла участие в областной выставке молодёжной секции членов Союза художников в Херсоне. И уже в нынешнем году – в выставке Творческого объединения профессиональных художников Феодосии, представленной музеем А.Грина. Помимо творческих работ, художница занималась иконописью и реставрацией икон: только в Казанском соборе – Распятие (Голгофа), вмч. Пантелеимона, вмч. Параскевы, свт. Алексия, ап. Петра, свт. Николая Чудотворца, Божией Матери Смоленской и др. Этому способствовало не только тщательное изучение техники и строгое следование традиции, но и постижение природы иконы (труд П.Флоренского «Иконостас» и др.). Также реставрировала иконы и картины Барсамова, Лагорио и других известных художников из частных собраний в Москве. Конечно, большая часть сделанного уже ведёт отдельное и независимое от своего творца существование. Что-то навсегда исчезло: как по естественным законам времени, не только обогащающего проходимого сквозь него человека, но и порою облегчающего таковому его ношу, так и в силу человеческого, не всегда доброго умысла. Но главное всё же не то, что ублажает взгляд, а то, что накопилось и осело в душе человека, что звучит в оной, доставляя неизбывную радость сердцу, позволяя не просто жить, но жить в творчестве и творчески, схватывая не сиюминутное, ничтожное, служащее потребам дня, но всегда бывшее и никогда не преходящее – ибо всё это есть отсветы сотворённого Богом мира. Пожелаем же художнику и далее продолжать свой путь среди звёзд, время от времени призывая и нас на великолепное пиршество духа. Подготовка к выставке совпала с событиями невероятными, казавшимися в мирное вроде бы время невозможными. Человек пошёл на человека, в самом сердце Украины пролилась кровь… Со смущением в душе и тревогой думалось: «Ко времени ли? Как будет воспринято приглашение к созерцанию красоты?» Но и отказаться от намеченного было уже невозможно: слишком много людей было занято подготовкой выставки или оповещено о ней. Поэтому вид множества теснившегося в зале народа наполнил сердце радостью: жива душа народа, раз алчет красоты, нуждается в ней, стремится к чистой радости. Значит, будущее не потеряно! И все труды – отнюдь не лёгкие, как то может показаться со стороны – художников, поэтов, композиторов, да и всех людей, творящих красоту, стремящихся к истине, делающих добро, обеспечат новую, бесспорно более совершенную жизнь. Особая благодарность начальнику городского управления культуры Т.А.Стеблюк, директору картинной галереи Т.В.Гайдук, её заместителю Т.А.Колчиной и всем много потрудившимся в сем добром делании соработникам их. А вместе и коллективу музея А.Грина, в котором также экспонируются творческие работы названного автора.
Д-р философии В.Б.