+11 °C
89,72 р.
95,81 р.
Вы можете войти при помощи быстрого входа/регистрации используя свой телефон
Или если у вас нет аккаунта войдите через социальную сеть
Войдя на портал и регистрируясь в нем Вы принимаете:Храм залило полностью, вода стояла даже не площадке между самим храмом и звонницей. Энтузиасты из Армянской общины Феодосии и во вторник, и в среду 16 июня откачивали воду специально купленным для подобных случаев насосом. В храме есть даже мощная тепловая пушка, для того, чтобы можно было подсушить полы и само помещение храма после подобных наводнений. В связи с этой катастрофой с утра храм был закрыт для посещения туристами. Затем на короткое время центральные двери открыли, но так как в помещении действительно стояла воды почти по колено, туристы из подъехавшей на электромобиле экскурсии опасливо постояли на пороге, и внутрь почти никто не пошел, кроме самых уж любопытных. Да оно и понятно: ходить в холодной воде по каменному полу – удовольствие сомнительное. Хотя, бесспорно, посещение храма в таком формате – экскурсия весьма экзотическая. И, как сказал пот, все это было бы смешно, когда бы не было так грустно.
Ценнейший памятник архитектуры, истории и культуры мирового значения, находящийся в списке ЮНЕСКО, постоянно находится в экстремальной ситуации. И зависит от каждого первого протекшего на Феодосию дождя.
- Как повезет, - сказали мне представители армянской общины. – Иногда дождь проходит, а вода в храм не попадает. То есть, раз на раз не приходится.
Основная проблема исторически ценного храма – отсутствие дренажа. Или, если точнее, нарушенный дренаж.
- Раньше дренаж был, не просто же так столько веков храм стоит в сохранности: и под горой, и во время любых дождей, - сказал председатель Армянской общины Феодосии Ашот Карапетович Габоян.
С этим высказыванием не поспоришь. Ведь первое упоминание об этом храме нашлось в памятной исторической записи 1361 года. А время постройки храма – 1330 год. Храм представляет интерес в архитектурном отношении. Он памятник истории. Кроме того, в наружные и внутренние стены храма вмурованы плиты-хачкары, своеобразные армянские камни-кресты с билейскими сюжетами или символикой рода. Многие плиты с надписями, посвященными меценатам и реставраторам храма, в том числе и И.К.Айвазовскому.
Храм Сурб-Саркис в средние века был очагом армянской культуры и образования. При нем действовала школа, где учили искусству гравюры и миниатюры. При храме было и кладбище, где обретали свое последнее пристанище люди достойные и известные. Именно здесь была обнаружена надгробная плита известного армянского художника-миниатюриста Николаеса Цакхарара, творившего в семнадцатом веке. Здесь же, в церковной ограде находится могила Айвазовского. В стене церкви имеется плита с армянской надписью о том, что в 1888 году храм был частично уничтожен пожаром, и его последующая перестройка и реставрация осуществлялась на средства художника. Указано и то, что И.К.Айвазовский подарил храму несколько икон: «Хождение по водам», «Моление о чаше», «Богоматерь с младенцем» и «Тайная вечеря».
С 1971 по 1989 годы храм был филиалом Краеведческого музея г. Феодосии, он служил местом хранения исторических реликвий. Затем здание было передано Армянской религиозной общине города. После этого в церкви Святого Саркиса были проведены ремонтно-реставрационные работы. Восстановили каменный пол, крышу, покрытие портала, перекрытие притвора. Также расчистили сохранившуюся живопись.
Тогда же, в восьмидесятых годах прошлого века начались проблемы с подтоплением храма, как рассказывают о том представители армянской общины. Вокруг храма находятся жилые дома, и хозяева начали их перестраивать, перекладывать и укреплять фундаменты, заниматься другими строительно-ремонтными работами. Но стояли и по сей день стоят эти дома на бывшей территории храма, она насчитывала более гектара земли. Именно в это время и был, скорее всего, нарушен дренаж, спасавший здание от потоков воды с горы. Теперь земля под домами принадлежит отдельным гражданам, возвращать ее историческому владельцу – храму Святого Саркиса никто не торопится, да и вряд ли это возможно. И никто этот гектар обратно не требует.
Долгие годы община, на чьи средства и чьими силами восстанавливался храм, ведет переговоры и возможности устройства новой дренажной системы храма. А для этого придется побеспокоить владельцев участков, расположенных поблизости. О существующей проблеме знают городские и республиканские власти, но ее решения пока не найдено. А храм, тем не менее, построен из известняковых плит, камня пористого, хорошо пропускающего и удерживающего в себе воду. И он разрушается. В южной стене вода уже пробила настоящие дыры. Трещины идут по фасаду, где расположен главный вход. И состояние храма не просто внушает серьезные опасения, положение дел здесь почти катастрофическое.
Насосом и тепловой пушкой не спасешься.