Быстрая авторизация

Забыли пароль?

Вы можете войти при помощи быстрого входа/регистрации используя свой телефон

Или если у вас нет аккаунта войдите через социальную сеть

Войдя на портал и регистрируясь в нем Вы принимаете:
пользовательское соглашение
В честь лучшего князя Руси...
0

В честь лучшего князя Руси...

1817
Раздел: Культура
Источник: Газета Победа
Уже более десяти лет назад настоятель возрождённого на старом городском кладбище Всехсвятского храма протоиерей Михаил Сытенко, заручившись благословением и поддержкой митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря, попытался инициировать восстановление главного дореволюционного храма Феодосии – собора в честь св. благоверного князя Александра Невского в Матросском парке (Морсаду). Храмоздательство – это вообще многотрудное дело, а в данном случае оно и вовсе было почти безнадёжным, потому благоверный князь Александр, несмотря на святость и доблесть, был, если так можно выразиться, «персоной non grata» для независимой Украины.
В честь лучшего князя Руси...
     Конечно, яркая жизнь и многоплодная деятельность этого выдающегося русского полководца и государственого деятеля прошли в том историческом, территориальном, национальном, государственном, культурном и религиозном пространстве, которое позже историки назвали Киевской Русью. Но для современных идеологов украинства он – чужой: никогда не бывал в уничтоженном на время монголами Киеве, жил в далёких от «матери городов русских» Новгороде и Владимире, бился, не щадя живота своего, с войсками народов, которые теперь входят в Европейский Союз, ездил в далёкую ставку ордынского кагана – Каракорум… Но главное – завещал по духовной грамоте в удел своему самому меньшему сыну, тоже святому благоверному князю Даниилу (отцу Ивана Калиты), маленький захолустный городок Москву, став таким образом основателем династии Великих князей Московских и царей всея Руси из рода Рюриковичей. А первый император Пётр Великий из Дома Романовых, основывая на Неве новую столицу Российской империи, особо позаботился о создании там Свято-Александро-Невской лавры, ясно указывая, кого лично он считает небесным покровителем державы и её столицы. (Кстати, кафедральный патриарший собор в честь св. Александра Невского является главным храмом ещё одной европейской славянской столицы, где не столь сильно, как на Украине, комплексуют по поводу пресловутой «национальной гордости» – болгарской Софии). И уже совсем недавно, год или два назад, на всероссийском опросе именно Александр Невский был назван главным человеком в истории России и национальным символом нашей великой страны.
     Понятно, что на независимой Украине, имеющей весьма своеобразные понятия о национальном достоинстве, восстановить в Феодосии храм во имя св. Александра Невского было просто невозможно. Предпринятые несколько лет назад отцом Михаилом и владыкой Лазарем попытки начать хотя бы сбор разрешений и согласований закончились ничем.
     После мартовского референдума, на котором жители Крыма и, в том числе Феодосии, ясно заявили о своей государственной самоидентификации, главная трудность была снята. Не представляет особой сложности и техническая сторона воссоздания: сохранилась проектная документация здания, старые фотографии и описание храма в виде метрики 1887 года с ответами на многочисленные вопросы Императорской академии художеств выпускника Санкт-Петербургской духовной академии протоиерея Андрея Светлова. Тем не менее проблемы остаются и касаются они очень древней и довольно непростой истории места, где когда-то стоял собор.
     Храм Александра Невского имеет не свойственную российскому церковному зодчеству XIX века форму раннесредневековой византийской базилики. Это заставляло исследователей предположить, что такое архитектурное решение было обусловлено старинным фундаментом, на котором было возведено новое здание. А солидные размеры провинциального русского храма наводили на мысль о том, что и его ромейский (византийский) предшественник мог в своё время быть городским собором православной греческой Феодосии. Специалисты единодушно считают, что его могли возвести в VI – X веках, когда готы, гунны и аланы уже ушли, хазары, печенеги и другие кочевники ещё не появились, и на крымском побережье установились относительный покой и более или менее стабильная византийская власть.
     Во II половине XV  столетия после падения византийской Ромейской империи генуэзскую Кафу захватили турки-османы. В 1522 году на территории нынешнего Морсада известный турецкий архитектор Хаджи Синан построил мечеть Султан-Селим, или Биюк-Джами. Она была самой большой и красивой в турецком Кефе, а, возможно, и во всём Крыму. (Подлиный план этого здания, сделанный в конце XVIII века архитектором Вильямом Эсти, недавно демонстрировался в нашем музее древностей). Трудно сказать, снесли ли турки старую греческую базилику, чтобы она не мешала строительству, или уже тогда от древнего православного храма время оставило лишь фундамент.
nbsp;    В 1783 году полуостров был присоединён к России. Турки покинули Кефе, которому было возвращено его первоначальное античное имя – Феодосия, а крымские татары в то время были в основном не городскими жителями. Оставшаяся почти без верующих, а значит, и без должного присмотра мечеть изрядно обветшала, и 1833 году её демонтировали.
     Наконец, в 1873 году по проекту архитектора Адольфа Лидерица, как он сам утверждал, на фундаменте древнего христианского храма был воздвигнут и освящён 23 ноября Таврическим епископом святителем Гурием Карповым большой храм во имя святого благоверного князя Александра Невского, строительство которого было запланировно ещё за 65 лет до этого по высочайшему повелению императора Александра I. Ещё через два года под его сводами был похоронен участник Синопского морского сражения, капитан корабля «Чесма», командир 1-го и 2-го бастионов Севастопольской обороны в годы Крымской войны вице-адмирал В.М.Микрюков.
     Феодосийский собор был известен старинным русским образом Пресвятой Богородицы «Знамение», почитавшимся чудотворным, иконой Пресвятой Богородицы итальянской работы XVI века, предположительно датируемой X – XI столетиями византийской каменной плитой с изображением святителя Николая чудотоворца Мир Ликийских и специально написанной Айвазовским для этого храма иконой «Спасение утопающего апостола Петра».
     В феврале 1920 года в соборе прибавилось могил: под куполом в усыпальнице были погребены погибшие в бою под Перекопом юнкеры Константиновского военного училища: всего 16 человек, включая графа и барона, почти все в возрасте 18 – 20 лет. Дальнейшая история  собора была короткой и печальной: в 1922 году его официально разграбили захватившие власть безбожные революционеры, конфисковав более двух пудов золотой и серебряной утвари, в марте 1932 года закрыли, а в 1933-м – снесли.
     Итак, долгая история небольшого в общем-то участка земли может оказаться весьма важной и интересной. Симферопольская и Крымская епархия уже давно обращалась с просьбой о содействии в проведении необходимых предварительных исследований в разные научные инстанции Украины, России и даже к западноевропейским экспертам, например на исторический факультет Московского государственного университета, в Институт истории материальной культуры Российской академии наук, Государственный Эрмитаж, в Московскую духовную академию и Институт византинистики и византийской истории искусств Университета Людвига Максимилиана в германском Мюнхене. Из России и Германии приходили заинтересованные ответы, в которых отмечалась важность такой работы. Профессор византологии из Мюнхена Альбрехт Бергер подчёркивал, что собор св. Александра Невского был построен на участке в центре города, который и сейчас может быть надёжно идентифицирован на плане улицы, поэтому не вызывает сомнений, что эта земля находилась во владении Православной церкви. Профессор МДА, доктор богословия М.М.Дунаев особо отмечал, что проведённые в 2007 году георадиолокационные исследования территории Морсада показали наличие на трёхметровой глубине «объектов различного происхождения с характеристиками, свойственными остаткам фундамента и захоронений» и настоятельно рекомендовал провести полноценные археологические изыскания. А самый авторитетный современный византолог на постсоветском пространстве, член-корреспондент РАН, декан истфака МГУ, профессор С.П.Карпов разъясняет важность свидетельств о том, что собор св. Александра Невского был построен на фундаменте именно греческого храма, что и продиктовало форму базилики. По его словам, даже в генуэзской Кафе XIV – XV веков церковное строительство было делом общин, поэтому церкви по размерам были похожи на небольшие часовни, что подтвержается и сохранившимися здесь храмами той поры.
     – Огромный по понятиям генуэзского времени размер и архитектурная форма базилики, практиковавшаяся в ранневизантийском строительстве и унаследованная собором Александра Невского, являются прямыми указаниями на то, что на месте современной Феодосии в VI – X вв. существовало крупное городское поселение, – пишет С.П.Карпов. – Подтвердить это могли бы археологические изыскания, необходимые не только как часть работ по воссозданию одного из древнейших храмов Крыма, но и как основа для воссоздания истории древнейших земель Русского государства и самой Феодосии в том числе.
     Иными словами, если археология подтвердит гипотезу, окажется, что Феодосия была совсем не маленьким городком даже в не самые лучшие для неё ромейские века, когда она находилась в тени Херсонеса (Корсуни) – колыбели русского православия.
Николай СКИРДЕНКО

';
????????...

Последние новости:

Как к Вам обращаться?