+6 °C
89,72 р.
95,81 р.
Вы можете войти при помощи быстрого входа/регистрации используя свой телефон
Или если у вас нет аккаунта войдите через социальную сеть
Войдя на портал и регистрируясь в нем Вы принимаете:Тёмен жребий русского поэта:
Неисповедимый рок ведёт
Пушкина под дуло пистолета,
Достоевского на эшафот.
Максимилиан Волошин
«Тёмен жребий русского поэта» – этой мощной поэтической строкой Максимилиана Волошина было удачно и точно дано название выставке, презентация которой состоялась во вторник, 8 февраля, в Феодосийском музее Марины и Анастасии Цветаевых.
Выставка посвящена драматической дате в истории отечественной культуры – 185-й годовщине со дня гибели великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Экспозиция знаменует один из самых интересных тематических циклов, призванных раскрыть богатство фондовой коллекции Дома Поэта – «Из мемориальной библиотеки М.А.Волошина».
Творческое мероприятие открыла заместитель генерального директора Историко-культурного, мемориального музея-заповедника «Киммерия М.А.Волошина» Наталия Мирошниченко:
– Дорогие друзья, мы открываем замечательную и с научной точки зрения, и с точки зрения представленных экспонатов выставку. Очень надеемся, что в течение работы выставки её посетят много людей, в том числе и школьники. Не случайно, что именно сегодня мы открываем выставку «Тёмен жребий русского поэта». Именно в этот день, 185 лет назад, состоялась дуэль между Александром Пушкиным и Дантесом на Чёрной речке, и именно на этой же Чёрной речке была знаменитая литературная дуэль между Максимилианом Волошиным и Николаем Гумилёвым, – сообщила присутствующим Наталия Мирошниченко.
Далее она рассказала, что Марина Цветаева в своём очерке «Мой Пушкин» писала: «…Пушкин был мой первый поэт, и моего первого поэта – убили». Неизгладимое впечатление произвела на неё чёрно-белая картина, висевшая в спальне её матери, где была изображена сцена дуэли. Эта дуэль и то, что поэта нужно защищать, чтобы его не убили, Цветаева пронесла через всю свою жизнь. А Максимилиан Волошин писал: «…Эти пределы священны уж тем, что однажды под вечер Пушкин на них поглядел с корабля по дороге в Гурзуф».
– Вот такие всеобъемлющие характеристики, даже не образа и не поэта, а нечто большего – большего для культуры России, для мировой культуры – дали Марина Цветаева и Максимилиан Волошин. Это два человека, чьи персоналии являются заглавными в нашем музее-заповеднике «Киммерия М.А.Волошина» и, конечно, одними из заглавных в культуре мировой, – подчеркнула Наталия Мирошниченко.
На презентации выставки выступили её автор Вадим Шушунов, а также заведующий Феодосийским музеем Марины и Анастасии Цветаевых Владимир Чешуин и известная поэтесса Галина Яковлева из Приморского.
В объёмной экспозиции выставки, в частности, представлены документы и материалы, свидетельствующие о глубоком интересе М.А.Волошина к творчеству великого русского поэта. Это прежде всего – произведения самого Александра Сергеевича Пушкина: редкое лейпцигское издание Вольфганга Гергарда 1882 года, легендарная, великолепная и уникальная книжная серия «Библиотека великих писателей», которая включает собрания сочинений пяти великих европейских писателей, изданных под редакцией С.А.Венгерова. Факсимильное издание рукописей А.С.Пушкина, осуществлённое князем Олегом Константиновичем Романовым в 1911 году к 100-летнему юбилею Александровского лицея, материалы из критического наследия.
Максимилиан Волошин по-своему осмысливал факты биографии Пушкина. Предметом специальных изысканий Волошина был пушкинский переезд из Феодосии в Гурзуф – мимо берегов Коктебеля. 15 декабря 1919 года поэт писал Л.П.Гроссману: «Очень мечтаю теперь повидаться с Вами на этих берегах, в виду которых несомненно было написано «Погасло дневное светило».
Кроме этого, на выставке зрители смогут увидеть и другие волошинские автографы из фондовой коллекции музея, отвечающие тематической направленности. Это стихотворение Максимилиана Волошина «Письмо», написанное Онегинской строфой. Среди экспонатов выставки – скульптурный портрет А.С.Пушкина работы московского скульптора А.И.Григорьева. Это имя хорошо известно феодосийцам и гостям нашего города: памятник Пушкину его работы уже много десятилетий украшает один из самых красивых скверов Феодосии.
М.А.Волошин переживал гибель Пушкина крайне глубоко, переживал как личную драму. Поэтому не случайно авторы выставки поместили в экспозицию один из первых вариантов стихотворения Волошина «На дне преисподней» под названием «1921».
Главным и выразительным акцентом выставки, несомненно, является гипсовая копия посмертной маски Пушкина. История её приобретения – это отдельный увлекательный рассказ.
На выставке представлены копии работ художников конца XIX-начала XX века, предоставленные Дому Поэта Всероссийским музеем А.С.Пушкина (Санкт-Петербург). Живописные работы знаменитых мастеров – А.Бенуа, М.Врубеля, М.Добужинского, К.Сомова, И.Билибина, К.Коровина, А.Головина, Н.Гончаровой – являются отражением и продолжением от Золотого века к Серебряному отечественной театральной пушкинианы, запечатлённой во всём своём богатстве и многообразии. Также на выставке представлены иллюстрации и эскизы декораций к постановкам по произведениям А.С.Пушкина.
Выставка продлится до 9 марта 2022 года.