+11 °C
89,72 р.
95,81 р.
Вы можете войти при помощи быстрого входа/регистрации используя свой телефон
Или если у вас нет аккаунта войдите через социальную сеть
Войдя на портал и регистрируясь в нем Вы принимаете:Несколько лет назад москвичка Елена Смирнова переехала в Феодосию на постоянное место жительства. Здесь она сняла несколько документальных фильмов о феодосийцах, организовала на базе частного дома киноклуб, недавно начала заниматься с детьми «Чтением на свежем воздухе» в кафе «Антресоль». «Альтруистка», - улыбается Елена.
Мы побеседовали с ней о детской литературе, современных писателях и иллюстраторах, о том, как увлечь ребенка чтением и что это ему дает. Елена своего рода эксперт, она работала литературным редактором в легендарном журнале «Мурзилка», занесенным в книгу рекордов Гиннесса как «журнал для детей с самым длительным сроком издания».
Детство и юность Елены Смирновой прошли в центре Москвы, на Чистых прудах:
- Моя Москва – вся в пределах Бульварного кольца, уютная и патриархальная. В нашем переулке жил Пушкин, а во дворе сохранился прекрасный четырехпалый дуб – с тех времен.
С детства я очень любила кино. За десять минут на трамвае можно было доехать от нашего дома до кинотеатра «Иллюзион». Там крутили всю классику кино. Мне хотелось, чтобы моя профессия была как-то связана с этим искусством. Старшая сестра училась в РГГУ на филфаке и как-то раз обмолвилась, что у них на факультете есть отделение истории театра и кино, и что студенты там только и делают, что ходят по театрам, смотрят кино и пишут статьи. Я так обрадовалась! Но это была ловушка. Помимо походов по театрам и кино у нас была полная программа литературы, истории и иностранных языков. Эти предметы мы изучали и сдавали вместе с филологами. Но я ни разу не пожалела о своем «случайном» выборе. У нас были прекрасные профессора – Личности, прежде всего они дали нам важные жизненные установки, задали необходимый вектор развития.
- Вы некоторое время работали в музее. Как это случилось? Что запомнилось? Чем занимались?
- Я работала литературным редактором и писала статьи, как правило, от имени Мурзилки, мне очень нравилось ставить подпись «Ваш Мурзилка».
Случилось это так: однажды утром я ехала в Университет на занятия и рассуждала: «чем бы мне хотелось заниматься в ближайшее время?». Ответ простучал в голове сам собой: «Хочу поработать в детском журнале!». А потом была цепь «случайностей», приведшая в итоге меня в «Мурзилку». Так что я верю в силу мысли, в мечту! Работу в «Мурзилке» я вспоминаю как необыкновенно светлое время. Прежде всего, я благодарна своим коллегам и прекрасным детским поэтам, писателям и художникам, с которыми познакомилась в редакции. Среди них были Яков Аким, Виктор Коржиков, Виктор Чижиков…
- Меняется ли современная детская литература? Какие у нее направления роста и видоизменения?
- Меняется разве что литературный стиль, подача. А темы, пожалуй, остаются вечными.
- Какие они, современные детские писатели и иллюстраторы? Кто на ваш взгляд находится сейчас на передовом крае детской литературы и иллюстрации?
- Есть «мастодонты», на чьих произведениях росли мы с вами, есть совсем молодые люди, только входящие в мир детской литературы, детской книги. Единственное, что я заметила общего у всех настоящих – это походка. Она настолько лёгкая, что может показаться, будто они и вовсе не касаются земли. Из молодых авторов не хочу называть имен: во-первых, могу кого-то забыть, будет обидно... Хочу сказать, что журнал «Мурзилка» выходит до сих пор. Как и прежде он даёт интересный срез современной детской литературы и иллюстрации. Многие ныне известные и популярные детские писатели дебютировали в этом журнале (Андрей Усачев, Дмитрий Емец, Станислав Востоков).
- Дети любят смотреть в книгах картинки. Раньше иллюстрациями занимались профессиональные именитые художники. Как обстоит дело сейчас? Насколько важны качественные иллюстрации?
- Вы абсолютно правы. Иллюстрации – это те образы мира, которые закладываются в подсознание ребенка на всю жизнь. Я призываю родителей никогда не идти на компромисс: «Да, рисунки неважные, зато сказка - классика». Хорошая детская книга – это абсолютная гармония текста, иллюстраций и полиграфии.
- Сейчас время большого количества доступных в любое время мультфильмов: тв, интернет, кроме того много времени забирают у ребенка компьютерные игры, и порой настолько, что дети даже побегать на улицу не выходят. Как в таком случае можно заинтересовать ребенка чтением? Нужно ли это? Что дает ребенку именно книжная культура?
- Тут мои наблюдения очень простые. Если в семье есть книги, если родители сами читают и читают ребенку вслух, то, как правило, чтение для ребенка органично, это часть жизни его родителей и его самого. Ну а бывает, конечно, и по-другому: за столом сидят родители, вроде бы рядом, но каждый в своём айфоне, каждый в своем аккаунте, изредка отвлекаясь от экрана: «Иди, читай книгу». Существует ряд научных исследований, объясняющих, как человеческий мозг реагирует на информацию с листа и с экрана любого гаджета. Чтение книги заставляет думать, будит фантазию, - а ведь это так здорово!
- Несколько лет назад вы переехали в Феодосию. Почему сделали такой выбор? Чем занимаетесь здесь?
- Да, десять лет назад я впервые оказалась в Крыму. И это сразу была Биостанция, Карадагский заповедник – и любовь с первого взгляда. Не увлечение, а именно сильное, пронзительное чувство. Я поняла, что вот здесь я нашла себя. Именно в этой точке Вселенной сошлось моё прошлое, настоящее и – как я теперь понимаю – будущее. Я люблю Феодосию. Здесь все удобно, это город для жизни.
- Что здесь больше всего поразило?
- Энергия природы и какая-то совершенная красота.
- Какой вы видите Феодосию через пять лет?
- Мне бы очень хотелось, чтобы громадный культурный потенциал Феодосии раскрылся. Чтобы сохранилось обаяние города, а оно в мощёных улицах, черепичных крышах, деревянных воротах… А, главное, я очень надеюсь, что придёт понимание того, что главное сокровище современного города – это люди. Тогда талантливые профи не будут покидать Феодосию в поисках не то что лучшей, а просто нормальной жизни.