+9 °C
86,68 р.
96,08 р.
Вы можете войти при помощи быстрого входа/регистрации используя свой телефон
Или если у вас нет аккаунта войдите через социальную сеть
Войдя на портал и регистрируясь в нем Вы принимаете:Эта история была опубликована в «Новом Журнале», в номере 196, вышедшем в 1995 году в США, ее автор Виктория Швейцер. Ниже приводится несколько сокращенный вариант, который был размещен в социальной сети «Одноклассники» в группе «Феодосия: История, краеведение».
Летним вечером, о котором я хочу рассказать, вечером в понедельник, 18 июля 1916 года в Феодосии.… Но в начале два слова о Феодосии и Коктебеле.
Я хотела было сказать о Коктебеле – пригороде Феодосии, но потом засомневалась: считать ли Коктебель, находящийся в 18 верстах от Феодосии, ее пригородом или наоборот – Феодосию пригородом Коктебеля? По количеству официальных учреждений Феодосия, безусловно, «важнее» Коктебеля, во всем же остальном это зависит только от времени действия и специфических интересов говорящего. В любом случае оба эти места оказались неразрывно связанными в нашем сознании, как это было в реальности времени, о котором идет речь. Связывал их, прежде всего, «хозяин» Коктебеля - Максимилиан Александрович Волошин. Я уверена, что именно он являлся, а возможно и до сих пор является, настоящим хозяином этих мест, вдохнувшим в них жизнь: он открыл здесь древнюю Киммерию и населил ее мифами.
Нужно представить Феодосию того времени. Это был маленький провинциальный город, как и цветаевская Таруса, как за полвека до этого гоголевский уездный город в “Ревизоре”. Глухая провинция…. Впрочем, провинция конца прошлого века существенно отличалась уже от провинций гоголевских времен и еще более существенно – в другую сторону – от времен нам знакомых.
Феодосия – родина и место жительства знаменитого художника–мариниста Ивана Константиновича Айвазовского (1819-1900), сделавшего для города неисчислимо многое. Он добился, чтобы именно Феодосия стала торговым портом на Черном море; он провел в город железнодорожную ветку, и ежедневно, ровно в то время, когда он завтракал у себя на террасе, прибывающий поезд приветствовал его своим колоколом; он подарил городу воду, проложив водопровод от своего имения…. Память об Айвазовском до сих пор облагораживает этот ставший теперь заштатным город, который его присутствие и активная благотворительность вывели из разряда захолустных провинцией и постепенно сделали «городом муз».
Айвазовский в Феодосии построил археологический музей и сам производил раскопки в окрестностях города. В своем доме он устроил художественную мастерскую для молодых живописцев и открыл чуть ли не первую в русской провинции картинную галерею. Здесь была сцена, где устраивались спектакли и музыкальные вечера – сам художник был хорошим скрипачом -иногда с участием столичных знаменитостей.
Музы не покинули Феодосию и после смерти Айвазовского, а напротив, привлекли к ней следующие поколения своих служителей. Художественные и интеллектуальные традиции города расцвели в первые два десятилетия нашего века. Благотворительные же вечера в пользу самых различных обществ и организаций были в Феодосии делом обычным.
Так, зимой 1913-14 г., которую Марина и Анастасия Цветаевы с семьями проводили в Феодосии, они не один раз выступали, в унисон читая стихи Марины. Иногда и Сергей Эфрон, недолго занимавшийся в студии Московского Камерного театра, принимал участие в таких концертах.
И, конечно, Волошин был частым и всегда желанным гостем любого вечера – его популярность в Феодосии стояла вне конкуренции.
Несколько благотворительных вечеров–концертов прошло в Феодосии летом 1916 года, последним летом «старой жизни, мира, хотя и окрашенной войной и тревогой, но все же живого и, как казалось, вполне надежного…