+3 °C
88,58 р.
97,43 р.
Вы можете войти при помощи быстрого входа/регистрации используя свой телефон
Или если у вас нет аккаунта войдите через социальную сеть
Войдя на портал и регистрируясь в нем Вы принимаете:Накануне Международного Фестиваля-Конкурса вокального искусства им. Надежды Обуховой мы встретились с его художественным руководителем, известным нашим земляком, певцом, хормейстером и педагогом Ефимом Заславским. Феодосийцы разных поколений знакомы с творчеством Ефима Борисовича и его красивым голосом. Ему советуют остановиться и уйти на заслуженный отдых, но в свои 77 лет он не представляет себя без творческой деятельности и чувствует, что еще предстоит сделать что-то главное в жизни.
«Цель моей работы - продвижение русской культуры»
- Ефим Борисович, расскажите, как появился в Феодосии Фестиваль-Конкурс?
- В 2004 году по инициативе четы Дук, Татьяны Николаевны и Виктора Евгеньевича, состоялся вечер памяти Надежды Обуховой. На этом вечере еще не было пианино, я исполнял романсы без сопровождения музыки, акапельно. Одним из них был любимый романс Обуховой «Домик-крошечка». В этом маленьком домике с тремя окошечками, флигельке останавливалась певица, когда приезжала на отдых в Феодосию.
В 1992 году во второй музыкальной школе я открыл класс вокала, и в день рождения Обуховой, 6 марта каждый год проводил отчетные концерты вокального отдела. И в 2011 году вечера, посвященные Обуховой, вылились в создание Первого Регионального фестиваля «На улице Надежды» для учащихся ДМШ вокальных отделений от 9 до 17 лет из Керчи, Судака, Большой Феодосии. После него задумался о создании более масштабного проекта – Фестиваля-Конкурса с привлечением профессиональных певцов взрослой категории. По итогам Первого «Фестиваля-Конкурса», в котором приняли участие певцы из Украины, России, Китая, он обрел статус Международного. В этом году, уже в шестом Фестивале, будут участвовать вокалисты из четырех государств, студенты консерваторий Москвы, Санкт-Петербурга, Тюмени, Самары, Краснодара, Армении, Украины.
- У Вас красивый голос. Как он называется?
- Лирико-драматический тенор. Это качество тембра голоса, которому по силам любые партии. Среди теноров это редкий тембр. Но всегда у нас, лирико-драматических теноров, есть желание спеть драматическую партию, хотя это наносит вред голосу.
- Когда Вы начали петь?
- Сколько себя помню, столько пою. Мы — дети войны, учиться не было возможности. Когда после эвакуации вернулись из Казахстана сюда домой, нам стали приносить наши оставленные вещи, одной из них, самой ценной для меня, был патефон с пластинками. Для меня это был праздник! Потом все время проводил за патефоном, слушал и снимал, как говорят, на слух песни. Много было пластинок с итальянскими песнями Александровича, Лемешева. На пластинках было много женских голосов, они нравились моей маме, которая обладала прекрасным голосом и пела.
А потом стал заниматься в Доме офицеров, много пел. Участвовал в конкурсах в Симферополе, где мне предложили остаться учиться. Когда окончил училище культуры по специальности хормейстер и годичные курсы в музучилище, уже взрослым поступил в Харьковский институт культуры.
- В Феодосии Вы не только руководили, но и создавали хоровые коллективы, которые становились победителями и лауреатами конкурсов и фестивалей.
- Самый первый был создан в 60-е годы, хор винсовхоза «Коктебель». Потом – матросский хор Дома офицеров флота, хор мальчиков Детской музыкальной школы № 1. Камерным хором «Кантабиле» городского Дома культуры руководил до 2010 года. А сейчас веду класс вокала в музыкальной школе, сейчас осталась одна ученица, ей еще два года учиться.
- Профессия музыканта, певца, дирижера благодарная? Что является наивысшей благодарностью для Вас?
- То ощущение, что ты выходишь на сцену и приносишь людям, на их суд. Когда ты ощущаешь невидимый контакт со зрителем, который чувствуется после первых звуков. Это и является главным. У меня сейчас нет хора, но я получаю большое удовлетворение, когда слышу хорошее хоровое исполнение.
- Ваши зрители, вернее, слушатели, какие они?
- Мои слушатели — это наши люди, которые настроены на мою программу. Есть и молодежь, которой нравится, таких много, и это очень приятно. Многие феодосийцы, которые ходили на каждый мой концерт, спрашивают «Когда же мы вас услышим?». Но процесс подготовки к концерту и к любому конкурсу или фестивалю сложный. Сам эту идею создал, и сам должен все организовывать. Хорошо, что последнее время много помогает «Русская община» и ее секретарь Татьяна Голуб.
- Почти 19 лет Вы вели музыкальный лекторий для детей и юношества.
- На лекции-концерты ходили ученики младших и средних классов, студенты техникума. Те зерна, которые мы вбросили в них в этом возрасте, останутся на всю жизнь. Находиться в храме искусств картинной галереи и слушать классическую музыку со сцены, скрипку, виолончель, фортепиано, — это мы в них вкладывали. Пытаюсь сейчас возродить лекторий и отделение филармонии, которое было в Феодосии до 2011 года. Мне не важно, буду ли там преподавать. Вопрос в том, чтобы это было.
- А если человек не обладает идеальным музыкальным слухом и голосом?
- Абсолютно каждый обладает музыкальным слухом. Разница лишь в том, что одному его развивают, а другому — нет. Чувство оценки прекрасного заложено в человеке изначально, с рождения. Человек рожден с чувством прекрасного.
- Что Вам нравится в жизни?
- Быть постоянно в творческом процессе, у которого нет четких граней. Мне говорят, ты такой старый, пора заканчивать, бросить все. А я привожу пример. Когда доменную печь запустили, ее остановить нельзя. Если остановили, то уже все, надо снова раздувать. До сих пор не вижу и не представлю, как я все это брошу. Меня постоянно не покидает ощущение, как будто я что-то еще не успел сделать. Может, это что-то — главное?