Быстрая авторизация

Забыли пароль?

Вы можете войти при помощи быстрого входа/регистрации используя свой телефон

Или если у вас нет аккаунта войдите через социальную сеть

Войдя на портал и регистрируясь в нем Вы принимаете:
пользовательское соглашение
Леонид Ильченко: «Караимов везде уважают»
0

Леонид Ильченко: «Караимов везде уважают»

2389
Раздел: Интервью
Леонид Ильченко: «Караимов везде уважают»

Интервью с руководителем феодосийской караимской религиозной общины Леонидом Ильченко о караимском этносе, обычаях и праздниках. Леонид Леонидович рассказал нам и о караимском празднике, который касается нашего города.

Караимы — древний народ Крыма. Точной даты, когда они появились в Феодосии, не установлено. Но можно предполагать...

— Так что же нам говорят факты о дате появления народа в Феодосии?

— Кроме письменных источников, датированных 1278 годом, более ранние даты вызывают сомнения у многих историков. Но мы вполне допускаем, на основании изучения текстов эпитафий на древних караимских кладбищах, существование караимов в Феодосии ранее XIII века.

О существовании караимской общины в Феодосии в XII веке говорят найденные шесть памятников феодосийским караимам.

Также, изучая надгробия феодосийского караимского кладбища, было обнаружено надгробие с 1078 годом. А в любом дореволюционном путеводителе есть информация, что в Феодосии находилась древнейшая синагога на пересечении улиц Нагорной и Караимской, она датировалась 909 годом. Кроме того, время появления караимов в Феодосии можно определить по дарственным надписям на древних свитках Священного Писания, по их исследованиям обнаружили, что караимские храмы были в Феодосии на улице Нагорной уже в IX веке. Поэтому, можно смело предполагать, что с IX века караимы, в переводе с древнееврейского, как «читающие», проживают на территории нашего города.

— Почему «читающие»?

— Караимское вероучение занимает позицию фундамента, чистый монотеизм, без дополнений и изменений. Поэтому во всех государствах караимов уважали. «Читающие» или «призывающие к чтению», к изучению Священного Писания. Караимы исторически не приняли Талмуд, как толкование и дополнение к Священным книгам и остались верны только 24 книгам Танаха (Танах — Ветхозаветная часть Библии, — прим. Ред). Караимы — народ со своим этногенезом, это древнейший коренной народ Крыма, с которым по возрасту близок крымчакский народ. Есть караимы, которые не придерживаются караимского вероисповедания, но, следуя своим национальным корням, считаются караимами.

— Когда Вы почувствовали связь с караимскими корнями?

— К караимскому учению я приобщился, изучая караимскую культуру и историю более десяти лет назад.

— Какие праздники есть у караимского народа?

— Все праздники отражены в Священном писании по лунно-солнечному календарю. Помимо религиозных праздников, есть и национальные. Недавно была неделя праздника урожая — Суккот. При кенасе устраивается беседка, стены которой завешивают коврами. К своду ее привязывают фрукты, которые разбираются детьми после благословения газзана.

— Есть караимский праздник, который связан с Феодосией?

— Приблизительно 540 лет назад в нашем городе правил жестокий турецкий наместник Ахмед Паша, невзлюбивший караимов. Решил он извести народ и придумал задание, в короткий срок соткать полотно для войска. А иначе все юноши будут забраны в турецкую армию, девушки — в гарем. В предвкушении этого турецкий хан решил прогуляться по морю на лодке со своим гаремом. Мужчины отправились в храм молиться о спасении народа, женщины стали ткать полотно. А дети, поднявшись на холм мыса Ильи, увидели что в небе приближается темная точка. Лодка направилась к берегу, но была застигнута бурей и пошла ко дну. Дети прибежали в кенасу и рассказали об этом. С тех пор караимы Феодосии готовят праздничное блюдо ступеч из муки, сахара и лимонной кислоты, которое символизирует ту самую злополучную пряжу. Это блюдо встречается только у караимов. А праздник спасения называется «Ага-Думпа».

— Какие качества можно выделить у караимского народа?

— Преданность, верность слову, гордость, достоинство, обязательность, принципиальность. Можно привести массу примеров из истории Феодосии.

— Расскажите...

— Это быль. Караимы — исторически люди верующие. Событие произошло где-то в начале 1900-х годов в нашем городе. Стояла жара, урожай гибнул. По общинам города прошла информация, что надо проводить молебны о дожде. Во всех конфессиях прошли богослужения о ниспослании дождя, а у караимов — еще нет. И все стали торопить караимов. В то время возглавлял караимов старший газзан Бабаджан Бабаев. И вот, наконец, он назначает дату этой службы…. После богослужения в кенаса он повел верующих на древнее караимское кладбище, где продолжает молебен, а в дорогу он берет с собой зонт, когда на небе — ни облака. Некоторые удивились такой уверенности. И ливень действительно начался, да такой, что книги пришлось всем прятать под пиджаки.

— В каком состоянии сейчас находится караимское кладбище?

— В печальном. С 2008 года мы предпринимали усилия по оформлению этого кладбища. Но из-за недостатка средств, так и не смогли доделать эту работу. Мы знаем, что часть надгробий была разворована на строительство, некоторые плиты из ценных пород камней ушли на облицовку скверов города и даже увозились в Москву на облицовку метрополитена. За десятилетие уже порядка 60 надгробий и фрагментов смогли возвратить на кладбище. Там проходят уборки, молебны. В последнее время, если при строительстве в частном секторе люди находят надгробные плиты, они даже сами привозят их на кладбище. Было время разбрасывать камни, пришло время их собирать. Это радует.

— Рассматривался вопрос о создании караимского музея.

— В старинном доме на улице Караимской 14 хотели устроить музей. А на соседнем  пустующем участке должен быть создан лапидарий. Но участок не успели подготовить, и временно надгробия перевезли сначала во двор мечети Муфти-Джами, а потом — во двор дачи Стамболи. Нами организована небольшая музейная экспозиция в квартире на Ленина, 2. Здесь собираются верующие караимы и те из потомков, кто ныне некараимского вероисповедания.

— Какие планы?

— Большие. Но все упирается в малочисленность народа и финансовые проблемы. Если последующему поколению вовремя не передать знания, то караимы могут перестать существовать. Поэтому мы ведем просветительскую работу, рассказываем о караимском вероисповедании людям, которые этим интересуются. Двери караимской общины открыты. Мы будем рады сотрудничать с феодосийцами, готовыми пополнить наши ряды.

Фео.РФ

Последние новости:

Как к Вам обращаться?