+10 °C
89,72 р.
95,81 р.
Вы можете войти при помощи быстрого входа/регистрации используя свой телефон
Или если у вас нет аккаунта войдите через социальную сеть
Войдя на портал и регистрируясь в нем Вы принимаете:О создании в Феодосии диковинной дискотеки, модных парнях и «крутых» дискохитах рассказал первый диск-жокей Пальма (Александр Краплин), организатор и звукооператор дискотеки «Панорама».
«Проба пера» под музыку «Бони М»
В 1978 году мы с группой единомышленников-любителей музыки решили провести вечер, с магнтофонами и фонариками, в столовой оптико-механического завода. В Феодосии раньше таких дискотек не было, слышали о них только из восторженных рассказов друзей-студентов из Харькова. Как раз в это время вышел первый диск группы «Бони М» с зажигательными ритмами. Абсолютно все они были танцевальными, можно было ставить пластинку, и танцевать от начала до конца. Эта любительская дискотека и стала предтечей, настоящей «пробой пера». Вечер так понравился, что девушка одного из друзей, активистка-комсомолка чулочной фабрики, пригласила нас 7 ноября провести такой же музыкальный вечер и там. А следом на чулочной фабрике мы провели предновогодний вечер.
Сомнения, конечно, были, получится или нет. Потому что мы не слышали, не знали, ориентировались только по рассказам друзей, как проводятся дискотеки в других местах. И все равно решили пробовать.
«Лавка Аладдина»
На тот момент Дом культуры был будто «замерший», мероприятия не проводились, танцев не было, а последний ансамбль под руководством Владимира Малышева ушел играть в открывшуюся «Моряну».
Встретившись с директором Дома культуры, мы наметили план действий, который заключался в следующем: вот вам ключи от большого зала, делайте, что хотите, но чтобы работа с молодежью в Доме культуры шла. И мы ее начали, используя театральную гримерку и освещение, которое в то время было большим дефицитом.
Комната театрального освещения с множеством разноцветных стекол, прожекторами, пушками напоминала нам лавку Аладдина с сокровищами. Еще больше поразил всех прибор, который направлялся на потолок, крутился и создавал эффект падающего снега. Все это мы привели в порядок, а подключил освещение молодой электрик ДК.
Рождение
Будучи по должности инженером-техником на вертолетном заводе, всю работу по звуковой аппаратуре выполнял сам, одновременно был и ведущим, и техником, и звукооператором. Подключили два своих катушечных магнитофона «Юпитер», усилитель «Электроника» к динамикам, которые модернизировали, дабы не приносить свои колонки.
Все было готово, и появилось объявление, что 1 мая проводится дискотека. Впервые в нем появилось необычное для Феодосии «проводит диск-жокей Краплин Александр». В первой дискотеке принял активное участие ресторан «Астория», были накрыты столики на двести посадочных мест. Столько же было входных билетов.
Дискотеки проводились раз в неделю по субботам, с каждым разом все больше набирая популярность. На вторую дискотеку было также продано двести билетов, а на третью в день дискотеки билеты были раскуплены на неделю вперед. Когда в «Астории» начала оживать собственная торговля, по взаимному согласию столики «ушли» обратно в ресторан, освободив дополнительное место для танцплощадки. К середине сезона в зал уже продавались семьсот билетов.
Первые дискотеки стоили 1 рубль, и все равно было ощутимо потратить 4 рубля в месяц из зарплаты в 90 рублей. Благодаря дискотекам, у Дома культуры появились деньги, был сделан ремонт и куплены костюмы для театра Беляновой, стали оживать кружки. Дискотеки стали своеобразной инъекцией для культурной жизни, а молодежь услышала хорошую музыку.
В программу драка не входит
В начале дискотеки всегда была получасовая программа о какой-то группе с фрагментами музыки, а дальше шла танцевальная часть. Два года мы были монополистами, единственной дискотекой в городе. Потом уже открылась дискотека в клубе порта и на табачной фабрике. Но друг друга мы конкурентами не считали. Отличалась только программа, подача материала и дни проведения: так как «Панорама» была первой, суббота и воскресенье были наши дни, остальные проводили в среду или четверг. Поэтому любой желающий мог попасть на дискотеку в течение недели. Часто нам заказывали проведение новогодних вечеров на оптико-механическом заводе и чулочной фабрике.
Года четыре на первых дискотеках драк и разборок не было. Приходили единомышленники и увлеченные музыкой люди приблизительно одного возраста. По мере появления других дискотек, когда ценз снизился, на дискотеки стали приходить старшеклассники, и возрастные столкновения были неизбежны. Но на входе на страже стояли опытные бабушки, зорко отслеживая заядлых хулиганов.
Увлечение с детства и слайды
Лет с десяти я включал приемник и крутил музыку. Тогда самой популярной радиостанцией была румынская. Современная на тот момент музыка уверенно принималась на длинных волнах, мне она нравилась.
А сами записи появились как раз к началу наших дискотек благодаря нашим феодосийцам, которые учились в Харькове. Они записывали пластинки и привозили или отправляли в Феодосию.
Чуть позже мы придумали слайды, которые показывали через проекторы на больших экранах. Это тоже было диковинкой в то время — увидеть популярные группы. Ведь посмотреть что-то можно было только во время новогодней программы «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады». И опять же ребята из Харькова выручали: переснимали с обложек пластинок и журналов изображения групп и привозили нам, а Володя Волохов монтировал в фотолаборатории.
С дискотечной программой ездили от Крыма на конкурс дискотек в Кременчуг, где заняли 2-е место. А потом победили в Симферополе, получив 1-е.
Взлет «Пятака»
В летнее время в зале Дома культуры было очень жарко, поэтому дискотека перебиралась на площадку «Пятак». В это время на каждую дискотеку продавалось уже по тысяче билетов. Разве сейчас кто-то побьет такой рекорд? А кто опаздывал, пробежав вверх по лестнице, натыкался на спины танцующих, и, чтобы пройти на площадку, надо было растолкать и воткнуться между ними.
Летом на «Пятаке» работали две дискотеки. Как сейчас называют, продюсер Женя Лапкин предоставил аппаратуру и создал второй состав. Дискотека была тем местом, где можно было встретить знакомого знакомого и без мобильного телефона передать, что нужно. Это было место встречи молодежи всего города, и не только. После дискотеки одна толпа уходила на автобус на Орджоникидзе, другая спешила в переполненный поезд на Владиславовку.
«Медленный танец, чтобы определиться»
Ди-джей должен чувствовать ритм зала, поэтому когда видел, что все уселись, включал суперхит и старался не дать присесть.
Наша дискотека была на хорошем счету и у приезжей молодежи, но в отличие от дискотек больших городов, имела свою специфику курортного города — медленные танцы, на которые всегда можно пригласить понравившуюся девочку. И обязательно романтический «белый» танец. А самая последняя композиция на «Пятаке» выбиралась диск-жокеем специально продолжительная, минут пять, чтобы не успевший во время дискотеки сделать выбор, наконец-то определился.
С женой я тоже познакомился на дискотеке в Доме культуры. Иногда ведущему надо побывать с другой стороны аппаратуры, почувствовать на танцплощадке, как это звучит. Попросив напарника подменить меня, пошел в зал и пригласил на танец девочку, которая понравилась.
Диск-жокей Пальма
Мы тоже стояли у истоков музыкальных рейвов, но у меня, как у ведущего, псевдонима не было. Псевдонимы появились у ди-джеев, которые сами писали музыку. Чтобы не нарушать авторских прав исполнителей, на дискотеках в композицию вставляли звуковые эффекты, делали микширование одного фрагмента в другой, и получалось как бы свое произведение. А мой псевдоним «Пальма» — это моя молодость, так между собой меня называли.
Когда сейчас слушаю те мелодии, вспоминается как мы получали на почте с десяток катушек, садились в каморке и начинали делать подборку. То, что тронуло, идет в сборник и крутится вечером на дискотеке. Сейчас, когда их слушаю, понимаю, что молодость прошла, но занимался и отдал много времени интересному делу, которое по душе.
Фотографии из личного архива Александра Краплина