ЮЗ
+7 °C
+8 °C
61,33 р.
67,60 р.
ЮЗ
+7 °C
+8 °C

Авторизация

Забыли пароль?
Или если у вас нет аккаунта войдите через социальную сеть Войдя на портал и регистрируясь в нем Вы принимаете:
пользовательское соглашение

Подпишись на Город24

Экономь время! Мы собираем все в одном месте. Подписка за 50 р. в месяц отключит всю рекламу на портале и в приложении + PDF версия журнала Город24 в подарок!

О Феодосии и фресках в храме Солунского

О Феодосии и фресках в храме Солунского

1806
Раздел: Общество
Очерк московской художницы Натальи Комовской
О Феодосии и фресках в храме Солунского
О Феодосии и фресках в храме Солунского
О Феодосии и фресках в храме Солунского
О Феодосии и фресках в храме Солунского

Пресс-служба администрации Феодосии разместила текст московской художницы Натальи Комовской, в котором она, рассуждая об истории Феодосии и фресках в храме Святого Великомученика Димитрия Солунского, стает на сторону тех, кто считает, что эти росписи сделаны Феофаном Греком — великим византийским иконописцем, миниатюристом и мастером монументальных фресковых росписей.

Современник Рима и Стамбула

Более 2500 лет городу Феодосия. Город основан в VI веке до нашей эры, он современник Рима и Стамбула, которые, условно, старше его «всего» на 100 лет. О возрасте города говорят археологические находки, сделанные на территории Старого города: монеты, фрагменты керамики, фундаменты построек.

В это время античные поселения появились во многих бухтах Юго-Восточного Крыма, Крым был частью Средиземноморской цивилизации. Есть все основания предполагать, что «Феодосия» («Богом данная») — это первоначальное наименование города, хотя в Средние Века он и был переименован в город «Кафа». Таким образом, Феодосия – единственный в Крыму город, сохранивший свое древнее название.

В начале нового тысячелетия в Римской империи возникло Христианство. Сам святой апостол Андрей Первозванный в первом веке проповедовал в Крыму, на окраине Римской империи. Был он и в Феодосии – в городе тогда обширном и многолюдном. Когда Римская Империя распалась, Северное Причерноморье в составе восточной части Римской империи вошло в историю под звучным именем «Византия», со столицей в Константинополе.

Готфо-Кафская епархия

Начиная с VIII века, в периоды гонений, в Крым массово переселялись почитатели икон, так как в течение почти 200 лет Византия переживала период «иконоборчества», когда к власти в стране приходили то защитники, то «гонители» икон. Монахи и иконописцы основывали в крымских горах новые монастыри и скиты. Фундаменты больших храмов – базилик – археологи находят на местах многих поселений эпохи раннего Средневековья в Крыму. Одной из первых в Крыму была основана Готская епархия, известная с VI века. «Готфийско-Кафийская», или«Готфо-Кафская», где «Готфы» – это старое произношение слова «готы», и «Кафская», – от тогдашнего названия города Феодосии – «Кафа». Епархия непрерывно просуществовала более тысячи лет.

До наших дней в Крыму сохранилось несколько небольших, вытянутых с Востока на Запад, прямоугольных восточно-византийских храмов. Они относятся к типу храмов однонефных (неф – средняя часть храма, похожая на корабль). У этих храмов одна крупная апсида (полукруглый выступ в восточной части храма, в которой находится алтарь). Алтарной преграды (стены, отделяющей алтарь от основного пространства храма) в храмах этого типа нет. Солея (возвышение пола в алтаре) – невысокая. Пространство перекрыто коробовым сводом. Интерьеры храмов украшались росписями, – фресками. (Сейчас словом «фреска» называется любая настенная живопись, но первоначально это живопись по сырой штукатурке).

Фрески XIV века

В самом сердце Феодосии в Старом городе, в храме Святого Великомученика Димитрия Солунского, сохранились фрески XIV века. В восточной части храма находятся изображения Спасителя, Пресвятой Богородицы, Иоанна Предтечи, апостолов, следующих к Евхаристии (причащению хлебом и вином), пророков, надписи на греческом языке. На западной стене храма сохранились фрагменты фрески «Страшный суд».

В алтарной апсиде храма изображен Иисус Христос – Вседержитель («Пантократор»). Господь изображен как Царь и Судья, Он восседает на троне, на обязательной большой подушке, на коленях у Него Евангелие, правая рука поднята в благословляющем жесте.

Пигмент из Афганистана

Спаситель из феодосийского храма одет в светло-голубые одежды. Хотя химического анализа красок, использованных в росписи, не проводились, но, по-видимому, это лазурит – дорогой пигмент, который привозили из Афганистана. Обязательные элементы иконографии Спасителя – это гиматий (гиматий – плащ, а, точнее, прямоугольная ткань, которую носили жители Византии) и хитон (подобие рубашки). Возможно, из-за плохой сохранности фресок, на феодосийском изображении Спасителя не очень хорошо виден цвет хитона, но можно предположить, что он тоже голубой. Такое изображение хитона – редкость, ведь обычно хитон Спасителя изображается красным, багряным или желто-золотым. В одеждах лазурного цвета изображен Спаситель на пластине знаменитого «Золотого алтаря», созданного в XI веке в Византии.

Слева от Спасителя изображена Пресвятая Богородица, справа – Иоанн Предтеча. Сюжет этот называется «Деисус», – «Моление», и он, как никакой другой, выражает суть христианской веры. Образ Богородицы из Феодосии очень похож на изображение Богородицы на иконе, из деисусного чина Благовещенского Собора Московского Кремля, написанного Феофаном Греком.

Феофан Грек

И иконы из Благовещенского Собора, и настенная живопись феодосийского храма святого Димитрия Солунского, впервые были атрибутированы (атрибуция — установление в искусстве даты создания и автора художественного произведения), как работы Феофана Грека в 20-е годы XX века Игорем Эммануиловичем Грабарём, — основоположником научной реставрации в России, автором монументальной «Истории русского искусства», директором Третьяковской Галереи.

Феофан Грек работал в Галате (Константинополе), затем прибыл в Кафу, где расписал несколько храмов, откуда поехал в Московское Государство. Существует мнение, что из Константинополя Феофана Грека привёз Святитель Киприан, митрополит Московский. Феофан Грек много работал в России, – его творчество вошло в золотой фонд русского искусства. Он является автором великой святыни Православия —иконы Пресвятой Богородицы «Донская». Сохранившиеся росписи в церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Великом Новгороде позволяют говорить о нем, как об одном из гениальных художников позднего Средневековья, — так велико художественное впечатление, которое производят фрески работы Феофана Грека на зрителя.

Письменным источником, из которого нам известно, что Феофан Грек работал в Кафе, является сохранившееся письмо, написанное ещё одним «сотрудником» святителя Киприана, иноком Троице-Сергиевой Лавры, святым Преподобным Епифанием Премудрым. Епифаний Премудрый знал греческий язык, бывал в Константинополе (с большой долей вероятности, можно сказать, что он бывал и в Кафе). Когда Феофан Грек жил в Москве, Епифаний любил ходить к нему беседовать и наблюдать за работой. Особенно отметил святой Епифаний, который сам был художником, свободную, без предварительного рисунка, живопись Феофана. Рассказал Епифаний и о том, каким блестяще образованным и умным был Феофан Грек. Особенно отметил Святой Епифаний умение Феофана Грека изображать архитектуру. (На феодосийской фреске изображено несколько зданий, трактовка их архитектурной формы схожа с тем, как переданы архитектурные формы на фреске, изображающей трёх Святых Столпников в храме на новгородских фресках Грека).

Можно, с огромной долей вероятности, предположить, что авторство фресок в феодосийском храме святого Димитрия Солунского принадлежит великому византийскому иконописцу Феофану Греку.

Поразительно сходство между фреской из Феодосии и фреской восточной части Спасо-Преображенского Собора Мирожского монастыря. Оно позволяет нам представить недостающие фрагменты фрески из Феодосии. Это хорошо сохранившаяся роспись храма, выполненная в XI веке византийскими мастерами. Находится она в соборе Мирожского монастыря в городе Пскове.

Сердце древней Феодосии

В XIV веке, в городе Кафе генуэзцами (выходцами из итальянского города Генуи) была построена крепость, она состояла из нескольких окружавших город рвов и трёх линий стен с высокими башнями. Со многими потерями в Феодосии сохранилась часть стен и башен.

Храм святого Димитрия стоит в долине между двумя рядами построенных генуэзцами стен. Пугающий топоним «Карантин» закрепился за этой местностью, с того времени, когда в течение всего нескольких десятков лет в этой части города находилась, как мы бы теперь сказали, «погранично-санитарная» служба», где пришедшие в город корабли должны были проходить досмотр. Теперь же это место всё чаще называют «Святая долина», так как здесь неподалеку друг от друга стоят сразу 4 (!) средневековые церкви. Это — историческая часть Старого города, сердце древней Феодосии. Здесь, под стенами крепости, много веков сталкивались и смешивались, подобно волнам Черного моря, волны народов, культур и цивилизаций. Несмотря на то, что Феодосию можно отнести к Великим, имеющим тысячелетнюю историю, городам, Феодосия до сих пор остаётся городом не изученным, сокровища и тайны которого ещё только ждут своих открывателей».

Фео.РФ
Установи Город 24 на свой смартфон
code
Узнавай новости
Феодосии первым!
Скачать приложение город24 Скачать приложение город24
????????...
Стали свидетелем необычной истории? Сняли интересное фото или видео? Есть вопросы или отчеты? Пишите нам в WhatsApp, Viber или на номер
+7-978-795-79-32 или просто позвоните.

Новости за сегодня:

Как к Вам обращаться?