+9 °C
89,72 р.
95,81 р.
Вы можете войти при помощи быстрого входа/регистрации используя свой телефон
Или если у вас нет аккаунта войдите через социальную сеть
Войдя на портал и регистрируясь в нем Вы принимаете:Максимилиан Александрович Волошин (1877-1932) – замечательный поэт и переводчик, тонкий художник, блестящий мыслитель, критик, философ, гениальный жизнестроитель и творец. С его творчеством и жизнь подробно можно познакомиться в коктебельском Доме-музее.
Детство, отрочество, юность
Настоящая фамилия Максимилиана— Кириенко-Волошин. Родился в Киеве. Отец – Александр Максимович Кириенко-Волошин, служил юристом в чине коллежского советника. Мать — Елена Оттобальдовна, урожденная Глазер. После размолвки с женой отец Волошина умер в 1881 г. С матерью же до конца ее жизни Волошин поддерживал не только сыновние, но и творческие отношения.
Занимаясь в детстве с гувернером, Волошин заучивал латинские стихи, слушал его рассказы по истории религии, писал сочинения на сложные литературные темы. Обучался затем в гимназиях Москвы и Феодосии.
Переезд в Коктебель в 1893 г., где мать купила дешевый по тому времени участок земли, во многом предопределил творческую судьбу начинающего поэта (его первые стихотворные опыты — 1890 г., первая публикация—в сборнике «Памяти В. К. Виноградова» (1895). Сразу же запали в душу поэта «историческая насыщенность Киммерии и строгий пейзаж Коктебеля».
По семейной традиции в 1897 г. Волошин поступил на юридический факультет Московского университета, хотя мечтал об историко-филологическом. Учеба не раз прерывалась. В феврале 1899 г. Волошин был исключен из университета на год за участие в «студенческих беспорядках» и выслан в Феодосию. После восстановления окончательно бросил университет и занялся самообразованием. Он писал: «Ни гимназии, ни университету я не обязан ни единым знанием, ни единой мыслью». Зато плодотворным для духовного формирования Волошина оказалось знакомство с европейскими странами, где он из-за скудных средств передвигался пешком, ночевал в ночлежных домах (Италия, Швейцария, Германия, Франция, Греция, особо полюбившаяся ему Андорра). Не менее важным стало полуторамесячное пребывание в Средней Азии после исключения из университета (1899—1900).
«1900 год, стык двух столетий, был годом моего духовного рождения. Я ходил с караванами по пустыне. Здесь настигли меня Ницше и «Три разговора» Вл. Соловьева. Они дали мне возможность взглянуть на всю европейскую культуру ретроспективно — с высоты азийских плоскогорий произвести переоценку культурных ценностей... Здесь же создалось решение на много лет уйти на Запад, пройти сквозь латинскую дисциплину формы» – писал поэт в своих воспоминаниях.
Поэт «над схваткой»
С 1901 г. Волошин обосновывается в Париже. После «годов странствий» (так определил семилетие 1898—1905 гг. сам Волошин) начинаются «годы блуждания» (1905—1912): увлечение буддизмом, католичеством, оккультизмом, масонством, антропософией Р. Штейнера. Оказавшись в январе 1905 г. в Петербурге, Волошин стал свидетелем Кровавого воскресенья, но революция, по его признанию, прошла мимо него.
Попеременно живя в Париже, Петербурге, Москве, Волошин активно участвует в литературной жизни России. Выходит первая книга его стихов («Стихотворения», 1910), он сотрудничает в журнале символистов «Весы» и акмеистов «Аполлон». Из-за тяги к розыгрышам Волошина происходит мистификация с Черубиной де Габриак, приведшая к его дуэли с Н. Гумилевым (1909). Лекция и брошюра «О Репине» (1913), где Волошин восстал против натуралистической тенденции в искусстве, обернулись для него отлучением от публикаций.
Летом 1914 г., увлеченный идеями антропософии, Волошин приезжает в Дорнах (Швейцария), где вместе с единомышленниками приступает к постройке «Гетеанума» — храма святого Иоанна, символа братства народов и религий. На разразившуюся тотчас мировую войну Волошин откликнулся и стихами (книга «Anno mundi ardentis», 1915), и прямыми высказываниями, выступив ее противником. Он даже отправил письмо военному министру, где заявил об отказе служить в царской армии.
Углубившись в основы русского национального самосознания, завершив книгу о В. Сурикове (полностью опубликована в 1985), в 1917 г. Волошин окончательно оседает в Коктебеле. Если Февральская революция была воспринята им «без особого энтузиазма», а после окончательного разуверения в ней Октябрьский переворот как историческая неизбежность, то гражданская война не могла найти оправдания в его сердце. Волошин занимает позицию «над схваткой», спасая в своем доме в Коктебеле и красных, и белых. В 1920—1930 гг. в литературные баталии не вступал.
Волошин — акварелист
Художественное наследие Максимилиана Волошина насчитывает примерно 6000 акварельных работ. По свидетельству современников, Волошин рисовал их «пачками» и охотно раздаривал своим друзьям. Большая часть графических листов Волошина относится к огромной серии коктебельских акварелей, начатой художником в середине 1910–х годов.
Умер в возрасте 54 лет. Похоронен на холме Кучук-Енишар близ Коктебеля.
Пейзажи художника, щедро рассыпанные по всему свету, отличаются особенной легкостью в использовании акварельной техники, необычностью исполнения, красивыми и символичными цветовыми сочетаниями. Они оживают в интерьере и наполняют его поэтичной простотой и гармонией.
Изобразительное наследие признанного поэта представляет интерес, прежде всего, для поклонников поэтического творчества Волошина. Впрочем, поэт и художник удивительным образом соседствовали в его личности и влияли друг на друга. Современник поэта, искусствовед Эрих Голлербах считал эти две стороны личности Волошина неразделимыми: «Редчайшее соединение художника и поэта образует в творчестве Волошина небывалую монолитность двуединой устремленности. Любой поэт, не владеющий кистью, рискует стать жертвою иллюстрационных упражнений чуждого ему по духу мастера. Волошин же сам сделался «иллюстратором» своих стихов, причем художник и поэт в нем почти равносильны и, во всяком случае, конгениальны» (Голлербах Э. Миражи Киммерии.)
Действительно, некоторые свои стихи Волошин иллюстрировал пейзажами и, наоборот, акварели подписывал стихотворными строчками. Вот почему образы, созданные им в стихах и графических работах, перекликаются, ведут своеобразный диалог.
Самобытность работ
Многие современники видели в творчестве Волошина подражание таким мастерам, как Пуссен, Тернер, японские художники. Но наиболее часто Волошина сравнивают с другим известным крымским художником — К.Ф. Богаевским. Искусствовед, художник и музейный критик Н.С. Барсамов даже писал о возможности создания отдельной художественной школы в лице этих двух художников (Барсамов Н.С. Художники Феодосии). Сам же Волошин считал себя, как художника, гораздо слабее Богаевского и в переписке с А.Г. Голлербахом признавался: «Когда я увидал себя в Феодосии рядом с Богаевским, то почувствовал себя раздавленным его силой и мастерством... У меня нет ложной скромности. Вот о стихах своих я знаю, что они стоят картин Богаевского» (Габричевский А.Г. Сборник материалов.)
Тем не менее необычный творческий метод Волошина позволяет говорить о несомненной самостоятельности и самобытности его работ. Он не пишет акварели с натуры, — все коктебельские пейзажи созданы по памяти, что делает их не буквальным отображением существующего пейзажа, а скорее фантазиями на его тему. К такому методу работы художник перешел в 1914 году, так как в это время в Коктебеле, в прибрежной пограничной полосе, было практически невозможно работать с натуры. К тому же Волошин изображал не современный Коктебель, а историческую землю, которую древние греки называли Киммерией.
Акварели Волошина примечательны и с точки зрения виртуозного использования акварельной техники. «Разливая акварель прозрачным, легким налетом, художник старается как можно больше «дать говорить бумаге» и достигает тем самым необычайной воздушности тона… Перед нами не явление натурализма, но и не абстракция, а пейзаж реалистический в лучшем смысле слова, отражающий облик природы, прошедший сквозь призму творческого воображения и в нем обретший последнюю глубину реальности», — писал Голлербах.
Волошин–акварелист был признан еще при жизни. Его работами восхищались друзья, художники, поэты и многочисленные гости его дома. Сам Волошин особенно гордился тем, что одними из первых ценителей его акварелей были геологи и планеристы, так как он стремился писать «землю, по которой можно ходить, и небо, по которому можно летать» (Волошин М.А. О самом себе.) В числе почитателей таланта Волошина, поэта и художника, были Марина Цветаева, А.Н. Бенуа, А.Я. Головин,И. Эренбург и многие другие знаменитые современники.