+4 °C
88,58 р.
97,43 р.
Вы можете войти при помощи быстрого входа/регистрации используя свой телефон
Или если у вас нет аккаунта войдите через социальную сеть
Войдя на портал и регистрируясь в нем Вы принимаете:
«Более 2500 лет городу Феодосия. Город основан вVI веке до нашей эры, он современник Рима и Стамбула, которые, условно, старше его «всего» на 100 лет. О возрасте города говорят археологические находки, сделанные на территории Старого города: монеты, фрагменты керамики, фундаменты построек.
В это время античные поселения появились во многих бухтах Юго-Восточного Крыма, Крым был частью Средиземноморской цивилизации. Есть все основания предполагать, что «Феодосия» («Богом данная») – это первоначальное наименование города, хотя в Средние Века он и был переименован в город «Кафа». Таким образом, Феодосия – единственный в Крыму город, сохранивший свое древнее название.
В начале нового тысячелетия в Римской империи возникло Христианство. Сам святой апостол Андрей Первозванный в первом веке проповедовал в Крыму, на окраине Римской империи. Был он и в Феодосии, – в городе тогда обширном и многолюдном. Когда Римская Империя распалась, Северное Причерноморье в составе восточной части Римской империи вошло в историю под звучным именем «Византия», со столицей в Константинополе.
Начиная с VIII века, в периоды гонений, в Крым массово переселялись почитатели икон, так как в течение почти 200 лет Византия переживала период «иконоборчества», когда к власти в стране приходили то защитники, то «гонители» икон. Монахи и иконописцы основывали в крымских горах новые монастыри и скиты. Фундаменты больших храмов – базилик – археологи находят на местах многих поселений эпохи раннего Средневековья в Крыму. Одной из первых в Крыму была основана Готская епархия, известная с VI века. «Готфийско-Кафийская», или«Готфо-Кафская», где «Готфы» – это старое произношение слова «готы», и «Кафская», – от тогдашнего названия города Феодосии – «Кафа». Епархия непрерывно просуществовала более тысячи лет.
До наших дней в Крыму сохранилось несколько небольших, вытянутых с Востока на Запад, прямоугольных восточно-византийских храмов. Они относятся к типу храмов однонефных (неф – средняя часть храма, похожая на корабль). У этих храмов одна крупная апсида (полукруглый выступ в восточной части храма, в которой находится алтарь). Алтарной преграды (стены, отделяющей алтарь от основного пространства храма) в храмах этого типа нет. Солея (возвышение пола в алтаре) – невысокая. Пространство перекрыто коробовым сводом. Интерьеры храмов украшались росписями, – фресками. (Сейчас словом «фреска» называется любая настенная живопись, но первоначально это живопись по сырой штукатурке).
В самом сердце Феодосии в Старом городе, в храме Святого Великомученика Димитрия Солунского, сохранились фрески XIV века. В восточной части храма находятся изображения Спасителя, Пресвятой Богородицы, Иоанна Предтечи, апостолов, следующих к Евхаристии (причащению хлебом и вином), пророков, надписи на греческом языке. На западной стене храма сохранились фрагменты фрески «Страшный суд».
В алтарной апсиде храма изображен Иисус Христос – Вседержитель («Пантократор»). Господь изображен как Царь и Судья, Он восседает на троне, на обязательной большой подушке, на коленях у Него Евангелие, правая рука поднята в благословляющем жесте.
-1-
Спаситель из феодосийского храма одет в светло-голубые одежды. Хотя химического анализа красок, использованных в росписи, не проводились, но, по-видимому, это лазурит – дорогой пигмент, который привозили из Афганистана. Обязательные элементы иконографии Спасителя – это гиматий (Гиматий – плащ, а, точнее, прямоугольная ткань, которую носили жители Византии) и хитон (подобие рубашки). Возможно, из-за плохой сохранности фресок, на феодосийском изображении Спасителя не очень хорошо виден цвет хитона, но можно предположить, что он тоже голубой. Такое изображение хитона – редкость, ведь обычно хитон Спасителя изображается красным, багряным или желто-золотым. В одеждах лазурного цвета изображен Спаситель на пластине знаменитого «Золотого алтаря», созданного в XI веке в Византии.
Слева от Спасителя изображена Пресвятая Богородица, справа – Иоанн Предтеча. Сюжет этот называется «Деисус», – «Моление», и он, как никакой другой, выражает суть христианской веры. Образ Богородицы из Феодосии очень похож на изображение Богородицы на иконе, из деисусного чина Благовещенского Собора Московского Кремля, написанного Феофаном Греком.
И иконы из Благовещенского Собора, и настенная живопись феодосийского храма святого Димитрия Солунского, впервые были атрибутированы( атрибуция – установление в искусстве даты создания и автора художественного произведения), как работы Феофана Грека в 20-е годы XX века Игорем Эммануиловичем Грабарём, – основоположником научной реставрации в России, автором монументальной «Истории русского искусства», директором Третьяковской Галереи.
Феофан Грек работал в Галате (Константинополе), затем прибыл в Кафу, где расписал несколько храмов, откуда поехал в Московское Государство. Существует мнение, что из Константинополя Феофана Грека привёз Святитель Киприан, митрополит Московский. Феофан Грек много работал в России, – его творчество вошло в золотой фонд русского искусства. Он является автором великой святыни Православия – иконы Пресвятой Богородицы «Донская». Сохранившиеся росписи в церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Великом Новгороде позволяют говорить о нем, как об одном из гениальных художников позднего Средневековья, – так велико художественное впечатление, которое производят фрески работы Феофана Грека на зрителя.
Письменным источником, из которого нам известно, что Феофан Грек работал в Кафе, является сохранившееся письмо, написанное ещё одним «со-трудником» святителя Киприана, иноком Троице-Сергиевой Лавры, святым Преподобным Епифанием Премудрым. Епифаний Премудрый знал греческий язык, бывал в Константинополе (с большой долей вероятности, можно сказать, что он бывал и в Кафе).Когда Феофан Грек жил в Москве, Епифаний любил ходить к нему беседовать и наблюдать за работой. Особенно отметил святой Епифаний, который сам был художником, свободную, без предварительного рисунка, живопись Феофана. Рассказал Епифаний и о том, каким блестяще образованным и умным был Феофан Грек. Особенно отметил Святой Епифаний умение Феофана Грека изображать архитектуру. (На феодосийской фреске изображено несколько зданий, трактовка их архитектурной формы схожа с тем, как переданы архитектурные формы на фреске, изображающей трёх Святых Столпников в храме на новгородских фресках Грека).
Можно, с огромной долей вероятности, предположить, что авторство фресок в феодосийском храме святого Димитрия Солунского принадлежит великому византийскому иконописцу Феофану Греку.
-2-
Поразительно сходство между фреской из Феодосии и фреской восточной части Спасо-Преображенского Собора Мирожского монастыря. Оно позволяет нам представить недостающие фрагменты фрески из Феодосии. Это хорошо сохранившаяся роспись храма, выполненная в XI веке византийскими мастерами. Находится она в соборе Мирожского монастыря в городе Пскове.
В XIVвеке, в городе Кафе генуэзцами (выходцами из итальянского города Генуи) была построена крепость, она состояла из нескольких окружавших город рвов и трёх линий стен с высокими башнями. Со многими потерями, в Феодосии сохранилась часть стен и башен.
Храм святого Димитрия стоит в долине между двумя рядами построенных генуэзцами стен. Пугающий топоним «Карантин» закрепился за этой местностью, с того времени, когда в течение всего нескольких десятков лет в этой части города находилась, как мы бы теперь сказали, «погранично-санитарная» служба», где пришедшие в город корабли должны были проходить досмотр. Теперь же это место всё чаще называют «Святая долина», так как здесь неподалеку друг от друга стоят сразу 4 (!) средневековые церкви. Это – историческая часть Старого города, сердце древней Феодосии. Здесь, под стенами крепости, много веков сталкивались и смешивались, подобно волнам Черного моря, волны народов, культур и цивилизаций. Несмотря на то, что Феодосию можно отнести к Великим, имеющим тысячелетнюю историю, городам, Феодосия до сих пор остаётся городом не изученным, сокровища и тайны которого ещё только ждут своих открывателей».
Справка:
Наталья Комовская, художник. Родилась в 1961 году в городе Москве. Окончила художественную школу №1 имени В. Серова и художественно-графический факультет МГПИ им. Ленина. Работала преподавателем в институте, художественной школе и общеобразовательных школах г. Москвы.
Работала художником иллюстратором и художественным редактором в нескольких издательствах. Была уличным художником — рисовала портреты в разных странах Европы. Много и плодотворно сотрудничала с московскими художественными галереями: ЭКСПО-88, Государственная галерея на Солянке, Новая галерея, RedARt. Центр современного искусства «М,АРС». с 1991 года член секции живописи Объединения художников-графиков (ныне – «Творческий Союз Художников России»).