+9 °C
86,68 р.
96,08 р.
В городе
Народный бренд
Досуг
Вы можете войти при помощи быстрого входа/регистрации используя свой телефон
Или если у вас нет аккаунта войдите через социальную сеть
Войдя на портал и регистрируясь в нем Вы принимаете:Удивительная история связана с севастопольской городской Доской почёта. Это не только место чествования лучших горожан и важный элемент архитектуры центральной площади, но и памятник временам тотального страха. Причём этот страх заключён в ней, как сердце-обличитель под половицами у Эдгара По, пишет историк, автор сообщества «Архитектура Севастополя» Степан Самошин.
Окинув взглядом известную каждому жителю Севастополя Доску почёта, которая находится на площади Нахимова, можно согласиться, что её центральная часть – глухая стенка с бронзовыми рельефами – смотрится как-то чужеродно. Зачем она выступает вперёд, напоминая исполинский шкаф без дверей? И что в нём скрывается?
Севастопольская Доска почёта выглядела так не всегда, рассказывает Степан Самошин. Изначально её пять интерколумний (пространств между колоннами) представляли собой единую плоскость.
Фотографии заслуженных севастопольцев располагались в четырёх из них, а центральный, обрамлённый лепной гирляндой, занимал медальон с парным портретом Ленина и Сталина и цитатой Ворошилова из выступления 6 ноября 1953 г.: «Под знаменем Ленина-Сталина, под руководством Коммунистической партии — вперёд, к торжеству коммунизма!».
На редкой открытке 1954 г. видны ещё две цитаты на монументальных тумбах по краям сооружения. Слева, кажется, читается подпись «Сталин», справа, вероятно, должно было размещаться изречение Ильича.
В 1956 г. состоялся XX съезд КПСС с докладом Хрущёва «О культе личности». Однако десталинизация была не одномоментным процессом. Неизвестно, сколько лет продержался портрет двух вождей на прежнем месте, зато мы точно знаем, что перед тем, как 26 июня 1968 г. на Доске почёта была установлена плита с текстом Указа о вручении Городу-Герою Севастополю ордена Ленина и медали «Золотая Звезда», центральный интерколумний замуровали.
Зачем это было сделано? Почему нельзя было просто стереть портреты и цитату, установив барельефы и плиту с Указом на их место? Бурная история XX века научила людей: никогда не угадаешь, кого завтра объявят героем, а кого врагом. Да и кто возьмёт на себя смелость уничтожить лик «отца народов» на глазах тысяч ветеранов войны, шедших на смерть с его именем на устах? И, может, его безопаснее спрятать, а не стереть?
Впрочем, это лишь наши предположения. Но какова интрига!
Фото: А. Чирков, А. Петров, Ю. Хлебинский, И. Акуленко (СВИМЗ), открытка изд-ва Севастопольской артели «Бытобъединение», С. Абрамов