+8 °C
89,72 р.
95,81 р.
В городе
Народный бренд
Досуг
Вы можете войти при помощи быстрого входа/регистрации используя свой телефон
Или если у вас нет аккаунта войдите через социальную сеть
Войдя на портал и регистрируясь в нем Вы принимаете:Ремонт бывшего общежития Севморзавода на площади Ластовой в Севастополе обернулся полным уничтожением исторического облика возведённого в 1936 году здания.
Одно из самых оригинальных зданий довоенного Севастополя превратилось в обычный новодел с параноидально-синей крышей из профнастила и поросячье-розовыми стенами, констатирует Степан Самошин.
Было – стало..., площадь Ластовая, 3, Севастополь
По его мнению, случилось это просто потому, что здание не было признано объектом культурного наследия.
«Об архитектурных достоинствах этого здания писали ещё в 1975 г. Оно является ценным градоформирующим объектом исторического поселения, но отсутствует в перечне объектов культурного наследия. Поэтому издеваться над ним можно как душа пожелает», — с грустью отмечает историк.
Фрагмент публикации 1975 года
В происходящем, убеждён Самошин, виноваты не конкретное ведомство или исполнители, а мы все вместе:
«И, разумеется, заказчики данного „ремонта”, чей культурный уровень и представления о прекрасном мы можем здесь наблюдать», — считает Степан Самошин.
Историк напомнил, что в 1920–1930-е годы в Севастополе строили не так много зданий, но все административные и жилые здания того времени разнообразны и крайне интересны, потому что отражают поиски отечественными архитекторами «советского» стиля.
Позднее эти искания вылились в известный нам сталинский классицизм, напомнил эксперт.
Тем не менее, по словам Степана Самошина, объектами культурного наследия из зданий того периода в Севастополе стали всего два, не считая сильно видоизменённого здания жилкомбината на Большой Морской, — водная станция «Динамо» и клуб Экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН).
Возмущение историка поддержали и другие представители общественности Севастополя. По мнению реставратора Анатолия Пряшникова, подобные случаи являются закономерным результатом многолетней профдеградации местных специалистов.
«Остаётся только констатировать — мы на дне. 25 лет мы шли к этому путём профессиональной деградации. Задача выполнена. Что теперь?» — интересуется специалист.
В департаменте капстроительства ForPost сообщили, что здание на Ластовой не входит в их зону ответственности и к ремонтным работам там ведомство отношения не имеет. Не знают, кто и по чьему заказу ремонтировал исторический объект, и в Севнаследии.
По мнению члена Союза дизайнеров России Юрия Кондакова, такой подход к ремонту исторических зданий в Севастополе, к сожалению, становится нормой.
И речь не только об исторических зданиях, а в целом о городской политике: подобные вещи не приводят к реальным попыткам что-то изменить в обществе.
«В настоящий момент такие вещи получаются в городе нормальными — корчевать архитектурные объекты, непонятно что делать в Херсонесе или по полгода делать тротуары вдоль Камышового шоссе. Запроса на другую городскую политику, по-честному, нет. В этом смысле общественники, конечно, возмущаются, но дальше возмущений никуда ничего не пойдёт <...> В какой-то мере это результат сложившегося городского консенсуса: всех в принципе всё устраивает», — считает он.
При этом запрос на иную городскую политику должен исходить от так называемых отцов города, которые могли бы задавать основные векторы развития города, но в Севастополе такой категории нет и, соответственно, диалог между властью и обществом не складывается, отметил Юрий Кондаков.
Вместе с тем при здравом отношении к своему наследию в городах стараются максимально сохранять свою уникальность. Это не значит, что нужно сохранить и законсервировать всё в первозданном виде — дискуссия между хранителями и развивателями длится уже десятилетиями; это вопрос разумного баланса и встраивания исторической составляющей в современную реальность.
«Каждый город, конечно же, старается то, чем он отличается, какие-то изюминки максимально не терять. Но они могут быть переосмыслены, подхвачены современными трендами в архитектуре, могут быть перепрописаны через другую систему символов», — отмечает эксперт по развитию городской среды.
Эта некая «игра в символы» (сохранение здания, памятника, куска исторической стены или брусчатки), пояснил он, важна и для развития туристической привлекательности городов. К сожалению, в Севастополе такую интеллектуальную игру всё больше заменяют простые формы.
«Так как нас символическому мышлению не учили и не учат, соответственно, символическая игра уходит в небытие — и остаются простые формы. Поэтому и наши современные застройщики не играют ни в какую форму (хотя перед ними опыт 70-летней давности воссоздания Севастополя), потому что нет запроса на символическую ценность», — добавил Юрий Кондаков.
Не последнюю роль в процессе отхода от игры историческими символами и смыслами играет и стремительное расширение города, наполнение его приезжими.
В ближайшие три-четыре года, считает эксперт, «патриотический крик» севастопольцев затихнет под давлением массы приезжих людей, для которых историческая память, архитектура и и т.д. — не более чем странный антураж.
«Город накануне изменений, он осознаёт себя миллионником — и что он захочет ценить или захочет себя полностью перепрописать, непонятно», — добавил Юрий Кондаков.
Полина Ласькова
Фото Степана Самошина