+8 °C
89,72 р.
95,81 р.
В городе
Народный бренд
Досуг
Вы можете войти при помощи быстрого входа/регистрации используя свой телефон
Или если у вас нет аккаунта войдите через социальную сеть
Войдя на портал и регистрируясь в нем Вы принимаете:В «Херсонесе Таврическом»открылась выставка «Византийские древности графов Уваровых». Уникальные миниатюрыиз коллекции знаменитых российских археологов впервые представили широкойпублике именно в Севастополе. Прибыли материалы из фондов Государственнойпубличной исторической библиотеки России и будут доступны посетителяммузея-заповедника до 30 августа в зале временных выставок здания византийскойэкспозиции.
Граф Алексей Сергеевич Уваров –человек, который стоял у истоков российской археологической науки. С неутомимымэнтузиазмом он на протяжении всей жизни собирал уникальные коллекции древностей,изучал артефакты различных эпох и даже за собственный счёт проводил раскопки.Большая часть его археологических изысканий касалась Северного Причерноморья.Разумеется, особое внимание исследователя привлекли руины античного полисаХерсонеса в Крыму.
ЕКАТЕРИНА АЛТАБАЕВА, сенатор Российской Федерации:
«Человек, конечно, совершенно незаурядный, поскольку его деятельностьвообще для исторического познания в российском государстве тогда чрезвычайновелика. Потому что и создание Московского археологического общества, иСанкт-Петербургского археологическо-нумизматического общества и, собственно,начало нашего Государственного исторического музея – это тоже Уваров. Но мнекажется, очень важно, что раскопки первые в Причерноморье: в Вольве, Пантикапееи здесь, в Херсонесе – научные изыскания – тоже связаны с именем АлексеяСергеевича».
В 1858 году Алексей Сергеевичвзял в жёны Прасковью Щербатову, которая была на 15 лет его младше. Параотправилась в свадебное путешествие по Европе. Девушка полюбила исследователя втом числе за его острый ум и тягу к познанию, а потому с удовольствием приобщаласьк увлечениям мужа. Уваров же, решив совместить приятное с полезным, занялся впоездке сложным и важным делом – составлением каталога византийских гравюр,прослеживая их влияние на древнерусские живописную и иконописную традиции.
МИХАИЛ АФАНАСЬЕВ, директор Государственной публичной исторической библиотеки России:
«Он выискивал рукописи в разных библиотеках в Ватикане, Австрии,Франции, Лондоне – древнейшие рукописи 9-10 веков. Оттуда он выбирал те сюжеты,которые потом нашли отражение в церковной живописи. Уваров, чтобы делать эти копии для этого своего музейного собрания,возил с собой художника. Шарль Корюсон – замечательный миниатюрист – сидел ивсё очень дотошно перерисовывал. Вот этот каталог, эту коллекцию мы сегодня ипредставляем».
Каталог получил название«Византийский альбом» и был издан женой Уварова уже после его смерти. Познакомитьсяс оригинальными изображениями, которые были нарисованы в путешествии 160 летназад, до конца лета смогут посетители «Херсонеса Таврического». Материалы, скоторых художник графа Уварова делал копии, также сохранились и находятся вмузеях и библиотеках по всему миру.
Однако, в отличие от бережно хранившихсяуваровских гравюр, многие из них давно утратили свой прежний вид: рисунки изменялисьв процессе реставрации или просто пострадали от времени. На тачскрине,расположенном в зале экспозиции, можно в электронном виде наглядно сравнитьнынешнее состояние оригиналов и то, какими их увидел и отобразил на своихрисунках художник 160 лет назад. Листы из «Византийского альбома» никогда ранеене выставлялись широкой публике, хранясь в фондах Государственной публичнойисторической библиотеки России.
ТАТЬЯНА САРАПУЛКИНА, заместитель директора музея-заповедника «Херсонес Таврический»:
«Мне очень радостно, что у нас проходят не только межмузейные проекты,но и проекты, посвящённые различным институциям культуры. Сегодня у нассовместная выставка с Государственной публичной исторической библиотекой России– мне кажется, это знаковый проект».
В учреждении также хранитсяосновная часть богатой библиотеки графов Уваровых. Некоторые печатныеэкземпляры также представили на выставке. Этот совместный с «ХерсонесомТаврическим» проект в Государственной исторической библиотеке России такжесчитают знаковым, ведь он способствует объединению культурного поля и научныхизысканий различных специалистов.
МИХАИЛ АФАНАСЬЕВ, директор Государственной публичной исторической библиотеки России:
«Ведь 200 лет назад, когда на русской земле появились слова «музей» и«библиотека», эти организации были едиными. Это была единая структура. Естьзамечательная гравюра, где Пётр I сидит в гостях у пастораВинса в Голландии, и под ней написано: Пётр I посещает кунсткамеру. А на гравюре мы видим стеллажи книг,на торцах которых висят несколько разных предметов, которые, видимо, относилиськ этой кунсткамере. Кунсткамера воспринималась как единое учреждение, в котороместь книги и есть предметы».
В большинстве крупных библиотеках19 века обязательно были мюнцкабинеты с коллекциями монет, а иногда и небольшиевыставки артефактов. Однако время шло, и библиотеки пошли своим – сугубокнижным – путём, а музеи стали делать акцент на предметах. И вот, по прошествиивеков, работники двух сфер снова осознают, что цель у них всё же одна –сохранение истории и культуры для будущих поколений.
София Драговоз, Денис Александрович, «Севинформбюро»