+9 °C
89,72 р.
95,81 р.
В городе
Народный бренд
Досуг
Вы можете войти при помощи быстрого входа/регистрации используя свой телефон
Или если у вас нет аккаунта войдите через социальную сеть
Войдя на портал и регистрируясь в нем Вы принимаете:Восстановлениефамильного склепа известного севастопольского рода Кистов в самом разгаре. Пословам реставрационной группы Анатолия Пряшникова, работы выполняются в срок.Мастера стремятся предать объекту максимальную схожесть с эпохой известногопредставителя рода – Фердинанда Иосифовича, владельца знаменитой гостиницы«Кист». Для этого специалисты вручную обрабатывают редкий крымбальский камень.
Фамильныйсклеп семьи Кист начали приводить в порядок только в начале лета. До этогоусыпальница долгое время была заброшена и представляла собой полуразрушенное пристанищедля всех, кто не имеет иной крыши над головой. В этом году при раскопках былинайдены останки семьи Кист – от восьми человек осталось совсем немного.Реставраторы предполагают, что разграбление склепа началось ещё около веканазад.
АНАТОЛИЙ ПРЯШНИКОВ, аттестованныйспециалист Министерства культуры РФ по реставрации объектов культурногонаследия: «В20-х годах была острая нехватка цветных металлов. И в Севастополе собрализдесь, полностью распотрошили и ограбили все склепы. Почему мы у покойников неможем найти даже костей? Вытащили все эти гробы цинковые и сложили на окраинеЗагородной балки. И они там несколько лет лежали. Говорят, даже есть где-то вархивах фотографии. А потом из этих гробов сделали консервы».
Однакопамять об ушедших членах известного севастопольского рода не должна кануть в Лету.Для того, чтобы восстановить склеп, небольшая группа реставраторов стараетсямаксимально приблизить результат своих работ к эпохе самого известного Киста –Фердинанда Иосифовича. Он владел популярной в конце XIX – начале XX веков гостиницей «Кист». Для реставрацииусыпальницы мастера используют уникальный крымбальский камень – именно онзаложен в стенах склепа.
АНАТОЛИЙ ПРЯШНИКОВ, аттестованныйспециалист Министерства культуры РФ по реставрации объектов культурногонаследия:«Он хорошо подвергается очень обработке – он вязкий, не колкий. Основное егосвойство – это большое количество заморозок и разморозок полного цикла. Это егосущественно отличает от тех мшанковых известняков, которые у нас там используютв городе при так называемых реставрациях. Этот известняк, по сути, является перекристаллизованнымтеми же мшанковыми известняками. Только в связи с тем, что он в своей структуреимеет очень много кварца и песка, то выдерживает эти вот колебаниятемпературные».
Вначале реставрации команда Анатолия Пряшникова не надеялась на то, что удастсянайти крымбальский камень такой же категории. И применяемые сейчас блокикрымбальского камня проходят долгую обработку, чтобы соответствовать кладке ушедшейэпохи.
АНАТОЛИЙ ТУМАНОВ, реставратор первойкатегории памятников каменного зодчества: «Во-первых, это материал старый. Не то, что сейчас любят ракушечникпринести, его поставить, обмазать каким-нибудь раствором и говорить, что этокрымбальский, например, камень, как это было на Таврической лестнице. Здесь всё– крымбальский камень, всё это – найденные фрагменты камней. Обрабатываем иустанавливаем».
Сначаланайденные образцы крымбала обрезают и подгоняют под нужный размер и форму.Реставраторы признаются, что это одна из немногочисленных современныхтехнологий, которую они используют при восстановлении склепа.
«После вот такого распила камень обязательномоется в ванне, что мало кто делает вообще. Мы это делаем принципиально, потомучто, во-первых, мы можем определить все дефекты, его структуру. Он должен бытьидеально вымытый, идеально подогнанный для того, чтобы раствор лёг, пыли небыло. Только на вымытом камне можно увидеть все его дефекты».
Сравнительноновые камни подгоняют к старым при помощи нескольких инструментов, которыеизвестны археологам и реставраторам уже не один десяток, а то и сотню лет.
«В данный момент обрабатываю зубаткойверхнюю ступень, чтобы она была так, как раньше её обрабатывали – такиминасечками».
АНАТОЛИЙ ПРЯШНИКОВ, аттестованныйспециалист Министерства культуры РФ по реставрации объектов культурногонаследия: «Темастера, которые изначально всё это создали, у них ничего большего и не было.От слова «вообще». И мы работаем тоже с такими же инструментами. И я вам скажу,что, допустим, такой молоток ещё можно, наверное – хотя не с таким клеймом,этому молотку больше 100 лет. То вот такой инструмент под названием мастихин,этот под названием троянда или вот, допустим, шпатель – вы не приобретёте нигдев магазинах, это вообще инструмент ручной работы».
Ксвоей работе реставраторы относятся очень трепетно. Для столь детальноговосстановления склепа и приближения его к эпохе, в которой он был создан,мастера прибегают к методам работы прошлого. Они считают, что реставрироватьсклеп необходимо по тем же принципам, по каким его и строили. Лишьнезначительную часть их труда занимают современные растворы и инструменты. Так,к примеру, старым обсыпавшимся камням, потерявшим форму, возвращают прежний видс помощью специального состава.
АНАТОЛИЙ ТУМАНОВ, реставратор первойкатегории памятников каменного зодчества: «Тут мы видим угол хороший, а вот эта часть побита. Вот тутпридётся уже камнезаменителем докомпоновать этот камень. Он по своей структуретакой же. Образцы камней отправлены в лабораторию, и там подберут именно подэтот камень по цвету такой раствор, которым мы всё выровняем и приведём в такоесостояние, в итоге».
«Вот камень, например. Здесь утрата унего, здесь утрачен угол. Его камнезаменителем мы восстановим. И потом, когдакамень будет иметь нормальную структуру, мы зачеканим швы специальнымреставрационным раствором».
Вовремя реставрационных работ команда Анатолия Пряшникова отправила письмо вбудущее.
«Вот эта часть кладки отсутствовала,здесь находился прямой выход со склепа – провал к верхней части. С той сторонымы смонтировали железобетонную стену, но тут между стеной и той железобетоннойстеной осталась ниша, и мы, закладывая последние блоки, решили оставить этопослание».
«- Итак, на ваших глазах происходит закладка торжественной капсулыс посланием будущим реставраторам, которые может быть…
- Капсула в виде бутылки «Золотаябалка».
- Кстати, да, Магарыч с «Золотойбалки». Возможно, её увидят потомки».
Сейчасмастера трудятся над восстановлением боковых стен и в скором времени приступятк воздвижению арки над входом в склеп. Закрываться он будет полуарочнойдвустворчатой калиткой. А верхняя площадка вокруг надгробия и нижняя, ведущая кзахоронению, будут вымощены брусчаткой, которая тоже стилизована под конец XIX века.
АНАТОЛИЙ ПРЯШНИКОВ, аттестованныйспециалист Министерства культуры РФ по реставрации объектов культурногонаследия:«Здесь будет располагаться лестница. Лестница будет выполнена из этих жекрымбальских известняков по той же технологии. Верхняя площадка и нижняя будут замощенывот такой брусчаткой гранитной. Она будет колотая, она будет той эпохи. Мы сампроект благоустройства и приспособления этой территории под будущий ОКН, мыпланируем подать после проведения реставрационных работ, это будет являтьсяобщественным комплексом неким и, соответственно, его благоустройство будетсоответствовать той эпохе».
Реставраторынадеются, что однажды склеп семьи Кист станет объектом культурного наследия.Уже в октябре этого года работы, финансируемые частным лицом, планируютзавершить.
Мария Легина, Дмитрий Фомин,«Севинформбюро»