+16 °C
89,72 р.
95,81 р.
В городе
Народный бренд
Досуг
Вы можете войти при помощи быстрого входа/регистрации используя свой телефон
Или если у вас нет аккаунта войдите через социальную сеть
Войдя на портал и регистрируясь в нем Вы принимаете:Историю Руси и России в звуке и цвете услышали севастопольцы 4 мая. В нашем городе впервые прошёл уникальный концерт камерного мужского хора Московской Патриархии «Древнерусский распев». Слушатели смогли узнать и проследить прямую связь между иконописью и богослужебным пением.
Церковные песнопения, переведённые сдревнерусского языка, впервые звучат на сцене Севастопольского центра культурыи искусств. Камерный мужской хор Московской Патриархии исполняет певческие чинопоследования XVI – XVII веков.
Репертуар хора обширен. Древнерусское пение –фундамент отечественной культуры, забытый в современном круговороте разнообразия музыкальных жанров. Эти песнопения возникли тысячи лет назад и в XI веке попалина Русь из Византии. С того времени сохранилось множество рукописей, расшифрованных учёными.
АНАТОЛИЙ ГРИНДЕНКО, художественный руководитель и дирижёр камерного мужского хора Московской Патриархии «Древнерусский распев»: «Мы продолжаем их восстанавливать, потому что одно дело – расшифровать, перевести на ноты, а другое – исполнить так, как может быть. Мы совершенно не собираемся говорить, что именно так и пели в XVI веке. Это и не нужно, потому что мы церковный хор. И если, например, сделана копия креста XII века, она же функциональна. Крест иесть крест. Какая разница, чья это копия. Так и песнопения. Если они функциональны, входят в богослужения и являются служебными, то здорово».
Хор «Древнерусский распев» празднует в этом году 40-летие. Коллектив был основан Анатолием Гринденко в 1983 году в Троице-Сергиевой лавре. Руководитель хора участвовал в фольклорных экспедицияхпо южным и северным районам России, где узнал старообрядческие традиции иканоническое иконописание. Поэтому концерт с одной стороны – духовный, с другой– просветительский. Выступление хора включает в себя отрывки лекции. Слушатели узнают историю Руси и России в звуке и цвете – в церковных песнопениях и иконописи.
Такие богослужебные искусства, как песнопения и иконопись, всемирно известный дирижёр Анатолий Гринденко соотносит с пальцамиодной руки – настолько тесна их взаимосвязь.
АНАТОЛИЙ ГРИНДЕНКО, художественный руководитель и дирижёр камерного мужского хора Московской Патриархии «Древнерусский распев»: «Икона живописная – это мост из реальности физической в другую, потустороннюю – метафизическую. Мы слышим физический звук, но он нас ведёт к метафизическому звуку. То есть от образа – к первообразу. Например, мы видим начало моста на берегу реки, мы же понимаем, что есть и окончание этого моста. Мы не видим другой берег, окончание моста, но мы знаем,что он есть. Мы же начало-то видим. Вот эту связь между мирами и осуществляет икона и богослужебные пения».
Хор «Древнерусский распев» включает 12 певчих. Уникальные духовно-просветительские концерты-лекции «История Руси и России в звуке и цвете» впервые прошли в четырёх городах Крыма: Феодосии, Евпатории, Севастополе и Алупке. Такой визит на Крымский полуостров стал возможным благодаря поддержке проекта Президентским фондом культурных инициатив.
Маргарита Борисенко, Юрий Реутин, «Севинформбюро»