...Юная девушка на балконе с видом на морское побережье – такой увидела и запечатлела свою ученицу Элеонору Щеглову выдающаяся художница, мастер станковой живописи, удостоенная ордена св. Княгини Ольги, медалей «За трудовое отличие» и «За доблестный труд» Валентина Петровна Цветкова. Прошло много лет, а Элеонора Петровна, ныне заслуженный художник Крыма, Почётный гражданин Ялты, по-прежнему взволнованно и с огромной благодарностью вспоминает о своём наставнике в творчестве, вновь и вновь отмечая талант и удивительную работоспособность Валентины Цветковой. Полотна художницы, напоённые солнечным светом и чистым цветом, тонким чувством прекрасного и радости жизни, заложили основы крымской школы живописи, так же, как и работы народного художника РФ Валентина Бернадского и народного художника УССР Фёдора Захарова.
Это уже вторая встреча в рамках проекта «Беседы об искусстве», организованная главным библиотекарем Инной Смирно. И если первая была посвящена тенденциям современной живописи, то изюминка данной беседы в том, что рассказ архитектора, лауреата Государственной премии в области архитектуры Натальи Стариковой – о ялтинских художниках, для которых главным делом всей жизни была архитектура.
В трактате древнеримского архитектора Витрувия «Десять книг об архитектуре» изложены главные требования к строительству зданий, так называемая «Триада Витрувия»: прочность, польза, красота. Об этом напомнила Наталья Старикова и добавила, что в современной архитектуре и градостроительстве это означает принципы технологичности, функциональности, эстетики. Именно поэтому обучение основам живописи является непременным условием профессионального архитектурного образования. А вот увлеченность живописью и графикой, проходящей через всю жизнь, характерна далеко не для каждого, даже весьма успешного архитектора. Прошедшая встреча была посвящена именно таким ялтинским архитекторам-художникам –супружеской чете Владимиру Феликсовичу Стемпинскому и Лине Георгиевне Вислобоковой, Анатолию Егоровичу Студеникину, Петру Андреевичу Старикову.
Л.Г.Вислобокова передала в библиотечный фонд несколько буклетов и альбомов с репродукциями, достаточно ярко представляющими живописное и графическое творчество обоих. Владимир Феликсович увлекался графикой, Лина Георгиевна писала акварельные миниатюры на пленэре. Помимо художественного интереса, ценность этих работ в том, что они сохранили для нас уже безвозвратно утраченные городские пейзажи с неповторимым колоритом ялтинских улочек второй половины прошлого века.
Известный ялтинский архитектор Анатолий Студеникин был приверженцем поиска себя как живописца: его пейзажи, натюрморты и портреты в различных техниках, стилях привлекают экспрессией и выразительностью изображения.
И, конечно, Наталья Петровна не могла не остановиться на творчестве своего отца, архитектора Петра Старикова, выставку живописных работ которого она регулярно организует в Кореизе. Пётр Андреевич прожил долгую и плодотворную творческую жизнь как архитектор: восстанавливал разрушенную войной Ялту, участвовал в создании архитектурного облика Всесоюзной здравницы. Он до последних дней жизни экспериментировал в своих живописных работах: акварель, масло, пастель, сграффито, даже создал уникальную авторскую технику, чтобы передать своё видение мира и отношение к нему.
И Элеонора Щеглова, и Наталья Старикова – великолепные рассказчики, в чём не раз уже убеждались читатели библиотеки на встречах с ними. Эмоциональный и в то же время высокопрофессиональный рассказ заставил многочисленную аудиторию – художников и архитекторов, экскурсоводов и ценителей живописи, - буквально внимать каждому слову Натальи Петровны и Элеоноры Петровны. И это ещё раз подтверждает актуальность и востребованность формата, который задумала и осуществляет главный библиотекарь Инна Смирно.
Вера Надеждина