В истории искусства и современном искусствоведении Феодосия обычно представлена четырьмя выдающимися именами – Иван Константинович Айвазовский, Константин Фёдорович Богаевский, Михаил Пелопидович Латри и Максимилиан Александрович Волошин. В силу профессионального внимания историки, археологи и краеведы выделяют из этого ряда имя К.Ф.Богаевского (1872 – 1943), блистательного живописца, талантливого графика, признанного мастера Серебряного века, заслуженного деятеля искусств РСФСР (март 1933 г.). В первую очередь это обусловлено так называемым крымохрисовским периодом в творчестве Богаевского, значит – временем 1920-х годов. Мы знаем, что 17 ноября 1920 года, вслед за изгнанием белых из Крыма, «при Крымревкоме был создан Отдел по делам музеев и охране памятников искусства, старины, природы и народного быта (КрымОХРИС)», ставший затем комитетом. Как отмечают исследователи, чуть позже, тоже в ноябре 1920-го, «в Симферополе при ОХРИСе было образовано Учёное совещание», представленное рядом академических имён бывших членов Таврической учёной архивной комиссии. Тогдашний заведующий КрымОХРИСом Глеб Анатольевич Бонч-Осмоловский определял цели Учёного совещания как «разрешение всех научных вопросов, связанных с делом охраны и музееведения, научные исследования и изыскания в области крымоведения, в частности по археологии и этнографии Крыма, издание статей и планов». Этот же взгляд разделял и сменивший его в 1921 году в должности заведующего Александр Иванович Полканов. Говоря о том времени, вспоминается сложнейшее экономическое положения в Крыму, в частности, голод 1921 – 1923 годов. Трагические документальные свидетельства об этом окаймлены в монографии А.А.Непомнящего «Арсений Маркевич: Страницы истории крымского краеведения», изданной в Симферополе в 2005 году. Есть сведения, что среди умерших от голода, по другим данным – от инсульта, был и заведующий Феодосийским ОХРИСом Герасим Афанасьевич Магула (1873 – сентябрь 1923), художник, искусствовед, педагог. Он был выпускником Высшего художественного училища живописи, скульптуры и архитектуры при Императорской Академии художеств в Петербурге, учеником Валентина Александровича Серова. Являлся создателем и первым заведующим музеем художественных ценностей в Феодосии (расформирован в 1925-м), заведующим Феодосийским музеем древностей (археологическим) с июля 1922 по сентябрь 1923 гг. Таковы уж судьбоносные штрихи времени… В одном из документов КрымОХРИСа 1921 года значится: «Заказ художнику К.Ф.Богаевскому ландшафтных панно с изображением древних городов Крыма для украшения археологического зала Центрального музея Тавриды». Авторское исполнение и судьба этих панно не прослеживаются, но строки приведённого документа интересны тем, что имя Богаевского и его профессиональные достоинства не терялись из виду руководством КрымОХРИСа даже в то невообразимое время. Ряд свидетельств позволяет считать, что приглашение Богаевского к работе по заказам КрымОХРИСа обусловлено его известностью и дружескими связями, но в первую очередь – стремлением спасти видного художника от голода и абсолютного безденежья. Кроме того, со всей остротой стояла и техническая проблема: недостаток фототехники и отсутствие фотоматериалов, делавшие невозможной фотофиксацию памятников крымской старины. «В начале 1920-х годов Богаевский получил от Крымского комитета по охране памятников искусства и старины (КрымОХРИС) задание зарисовать исторические памятники Феодосии, Судака, Алупки, Ялты и Бахчисарая. Эта работа заняла многие годы», – пишет в своей монографии о Богаевском исследовательница его жизни и творчества Роза Дмитриевна Бащенко. Большой знаток и почитатель творчества Богаевского, фронтовой лётчик и авиаинженер, известный феодосийский коллекционер и библиофил И.Ф.Баранов (1919 – 2007), репринтно переиздавший на собственные средства в 2003 году знаменитый альбом-папку «Автолитографии» К.Богаевского (1923 г.), в 2006-м выпустил – тоже на собственные средства – полноцветный альбом «Памятники крымской старины в графике К.Ф.Богаевского. Из коллекций Национальной картинной галереи им.И.Айвазовского и Феодосийского краеведческого музея» (ныне Феодосийский музей древностей). В издание вошло 89 произведений художника. Содержанием этого альбома стали крымохрисовские акварели К.Ф.Богаевского, хранящиеся в названных музеях. «Главная черта всех произведений этой большой серии – их историческая и культурная достоверность», – подчеркнула в своей вподчеркнула в своей вступительной статье к альбому директор Национальной картинной галереи им.И.Айвазовского Татьяна Гайдук. И это очень точно.. По словам Ивана Фёдоровича, в музеях Крыма, Москвы и Петербурга, в том числе в некоторых отраслевых музеях двух российских столиц, в известных ему нескольких частных собраниях насчитывалось около трёхсот рисунков и акварелей крымохрисовского периода Богаевского, изображающих памятники крымской старины, и эта цифра не может считаться итоговой. Кроме пяти крымских мест, названных Р.Д.Бащенко, сюда же – обычно целыми сериями – входили Старый Крым и Карагоз (ныне с.Первомайское под Старым Крымом), Карасу-Базар (г.Белогорск), Арабатская крепость, Колечь-мечеть (в Феодосийском уезде), Коктебель и армянский монастырь Сурб-Хач, д.Козы (Солнечная Долина), Чуфут-Кале и другое. Многие, если не большинство исторических памятников, детально и точно изображённых Богаевским, ныне известны нам только по его акварелям и рисункам. В середине 1920-х годов директор Феодосийского археологического музея Н.С.Барсамов разрабатывал концепции наилучшего экспонирования древних и средневековых памятников, выставленных в двух залах. Тогда же он ввёл в экспозицию средневекового зала акварели К.Ф.Богаевского с общими видами средневековой Кафы, Солдайи и ряда башен, где когда-то были укреплены закладные плиты, выставленные в музее. Этот факт свидетельствует о высокой оценке Барсамовым акварелей Богаевского крымохрисовского периода. Время не донесло до нас состава названной экспозиции, нет и документальных свидетельств о её количественном содержании. Известны лишь отдельные значимые утраты, понесённые Феодосийским краеведческим музеем (так он стал именоваться с 1925 года) при переводе (или переброске, что было в духе того времени) части его экспонатов в фондовое собрание картинной галереи им.И.К.Айвазовского, «когда в 1936-м, после разделения картинной галереи и краеведческого музея, Н.С.Барсамов оставил должность директора музея», сохранив за собой руководство галереей. В настоящее время в Феодосийском музее древностей хранятся 24 акварели Константина Богаевского крымохрисовского периода. Все они, кроме одной – «Карасу-Базар. Площадь и мечеть Фурман-Али. 1926), датируются 1924 годом. И каждая – мастерская работа выдающегося художника. Это не наброски или зарисовки, а завершённые художественные произведения. Принято считать, что все эти работы были подарены Константином Фёдоровичем Феодосийскому археологическому музею. Топографически эту коллекцию можно разнести по территориальной принадлежности так: исторические памятники Феодосии – 8 акварелей: «Карантин. Армянская церковь Иоанна Предтечи, ХIVв.», «Генуэзская крепость. Башни Папы Климента VI и Криско», «Стены Карантина», «Карантин. Доковая башня», «Цитадель. Башня Криско», «Армянская церковь (апсида) Иоанна Богослова, ХIV в.», «Армянская церковь Иоанна Предтечи (вдали – низ башни Криско)», «Карантин. Церковь Святого Стефана, ХIV в.». Памятники Судака – 9 произведений художника: «Храм 12 Апостолов», «Стены генуэзской крепости», «Башня Ругибальдо Гварни», «Круглая башня и прилегающие стены крепости», «Церковь и крепость», «Девичья башня. Крепостные сооружения», «Башня Святого Георгия и вид на Девичью башню», «Башня Святого Георгия и часть Консульского дворика (вид с моря)», «Генуэзская крепость». Другие крымские памятники: Бахчисарай – «Дюрбе Азиз и мечеть в Бахчисарае»; Карасу-Базар – «Площадь и мечеть Фурман-Али»; Коктебель – «Старинная мечеть в Коктебеле»; Колечь-мечеть – два вида; Карагоз – «Древняя мечеть в деревне Карагоз»; Арабат – «Разрушенная мечеть». И всё это сохранено для потомков скрупулёзным трудом выдающегося русского живописца, знатока крымской старины, который вместе с Максимилианом Волошиным «единый пламень берегли…» Выставка всей коллекции акварелей К.Ф.Богаевского из фондов ФМД, демонстрировавшаяся в октябре-ноябре 2005 года, вызывала восхищение многочисленных зрителей и получила высокую оценку в средствах массовой информации. Интересен и другой факт биографии Константина Фёдоровича, скорее всего не единичный. В 20-х годах минувшего столетия он штатно, как художник, не раз работал в археологических экспедициях. Подтверждение мы нашли в редком издании – в предварительном отчёте проф. И.Н.Бороздина, начальника экспедиции, о работах археологической экспедиции Крымсовнаркома, КрымЦИКа и Научной ассоциации востоковедения Союза ССР в 1925 г. Отчёт этот издан иллюстрированной брошюрой журнального формата в Москве в 1926 году: «И.Н.Бороздин. Солхат». Здесь поимённо назван представительный состав научного коллектива экспедиции, а также указано: «Кроме того… художник К.Ф.Богаевский, сделавший ряд красочных зарисовок во время производства раскопок». Среди иллюстраций этой брошюры воспроизведена мало кому известная превосходная акварель Константина Фёдоровича «Раскопки медресе» у мечети хана Узбека в Старом Крыму летом 1925 года. В этой связи невольно вспоминаются слова И.Ф.Баранова о том, что вряд ли вообще можно будет когда-либо с точностью обозначить количество работ Богаевского, связанных с художественной фиксацией им памятников крымской старины. Не следует ли исследователям творчества К.Ф.Богаевского обратиться к архивной отчётной документации ведущих археологических экспедиций в Восточном Крыму, работавших в 1920-е годы? Судя по всему, среди этих старых бумаг их могут ждать новые открытия и находки. Татьяна ТАТАРИНЦЕВА, главный хранитель фондов музея древностей Газета городского совета «Победа» №106 от 26 сентября 2013 года
Исполком