+9 °C
89,72 р.
95,81 р.
Вы можете войти при помощи быстрого входа/регистрации используя свой телефон
Или если у вас нет аккаунта войдите через социальную сеть
Войдя на портал и регистрируясь в нем Вы принимаете:Жизнь сложна и многогранна. И каждый выбирает в ней свою дорогу. Одни всю жизнь добывают для себя, для семьи, для детей. Другие – отдают запасы мудрости, знаний на благо всех… Именно таким был Курт Монгайт.
Курт Моисеевич Монгайт с 1965 по 1983 годы был директором Феодосийской офсетной фабрики. Человек широкого кругозора, яркой судьбы, в годы войны он был награждён боевыми орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени, а также медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За взятие Будапешта», «За освобождение Праги» и другими. В мирное время за трудовые заслуги был удостоен ордена «Знак Почёта».
Корни создания Феодосийской офсетной фабрики уходят в далёкое прошлое. Датой основания фабрики, ранее именовавшейся типографией, можно считать 1875-1876 гг. Первая запись, подтверждающая работу на территории г. Феодосии типографии, относится к 1878 году. Рапорт феодосийского полицмейстера Романовского Таврическому губернатору, в котором упоминается, что согласно «Ведомости о существующих в г.Феодосии типографиях, литографиях, книжных лавках и фотографиях», феодосийскому купцу Ивану Матвеевичу Косенко 11 июня 1878 года за №1524 выдано повторное разрешение Таврического губернатора на действие типографии.
Перерегистрация производилась 1 раз в 3 года.
Много раз типография переходила в собственность других владельцев и специализировалась на выпуске различного рода рекламных и ин-формационных листков, афиш и извещений Городской Думы, а также печатала газету. В своём составе типография насчитывала всего 15 человек. Начиная с 1881-1882 гг. при типографии было организовано небольшое – в 3 печатные машины – литографическое производство. Формы для печати получали путём ручной гравировки рисунка на так называемых баварских литографских камнях. Производилась печать на литографских машинах, которые были очень тихоходны и обеспечивали печать примерно 50-70 стоп в смену (стопа – 60 листов), то есть 3000-4500 листов формата 42×60 см красочной продукции.
Потребность в организации выпуска красочной продукции была вызвана развитием в городе табачного производства фабрики Стамболи и винодельческих предприятий, которые нуждались в красочных коробках, этикетках, рекламе. Благодаря заказам этих предприятий, литография быстро развивалась, повышались технический уровень и качество продукции.
После 1900 г. типография стала именоваться типолитографией. В 1908-1912 гг. в типолитографии был установлен собственный движок, который питал электричеством наборный, печатный и переплётный цеха и позволил механизировать труд на отдельных, наиболее тяжёлых печатных машинах. Остальные же печатные машины (тигельные, так называемые «американки», «бостонки», «аугсбурги») ещё долго, вплоть до 1930-х годов, приводились в действие вручную специальными рабочими, именовавшими себя «батырщиками». До наших дней дошли фамилии наиболее квалифицированных мастеров-наборщиков: М. Морозова, Ф. Смыка, П. Пивко; печатника Ковалёва.
Рабочие типографии внесли свою лепту в массовые выступления феодосийцев в 1905, в революционные события 1917-1918 гг., когда в типографии печатались революционные листовки, прокламации, извещения Феодосийского Совета рабочих и солдатских депутатов. Вместе с сарыгольскими железнодорожниками, табачниками и портовиками участвовали в демонстрациях и полиграфисты.
С марта 1918 г. в типографии начался выпуск городской газеты – органа городского Совета депутатов трудящихся – ныне «Победа».
После окончания Гражданской войны феодосийская типолитография стала довольно быстро развиваться. Она вошла в подчинение Управления Крымской государственной полиграфической промышленности, образованного 25 марта 1922 г. по решению ЦСНХ Крымской АССР.
В довоенные годы предприятие быстро развивалось, о чём свидетельствуют разносторонние связи с заказчиками. Заказы стали поступать не только из Крымской области, но и юга Украины. Так, в первой пятилетке было выпущено 26 миллионов краскооттисков, или около 260 миллионов различных этикеток, во второй пятилетке – 42 миллиона, в третьей – 37 миллионов экземпляров.
В январе 1942 года, в освобождённой десантниками Феодосии, несмотря на частичные разрушения типографии, здесь выходила военная газета для советских воинов. После освобождения Крыма и Феодосии от немецко-фашистских оккупантов предприятие действовало под названием «Феодосийская государственная типолитография №3» издательства газеты «Победа» Крымского областного Управления издательств и полиграфии.
С 1946 по 1954 гг. предприятие входило в структуру Крымского областного управления издательств и полиграфии, а в 1955-1962 гг. Феодосийская государственная типолитография №3 была в состав Крымского областного газетного издательства (Облиздат).
В послевоенные годы Феодосийская типолитография, а затем офсетная фабрика, стала развиваться весьма быстрыми темпами. Объём продукции с каждой пятилеткой всё возрастал.
В это время, в 1953 году, на фабрику пришёл работать демобилизованный из армии капитан Курт Моисеевич Монгайт. Начал он свою трудовую деятельность на фабрике цинкографом, одновременно заканчивал образование в вечерней школе №1, так как предвоенные документы об окончании средней школы и учёбе на 1-м курсе Каменец-Подольского педагогического института были утеряны во время войны.
На войну Курт Моисеевич ушёл добровольцем, и выпали на его долю тяжкие сражения в Сталинграде, на Курской дуге, дважды брал он Харьков, участвовал в Корсунь-Шевченковской операции. Солдат, затем комсорг батальона, он знал немецкий язык в совершенстве, поэтому стал старшим инструктором политотдела дивизии. После войны служил в Советской военной администрации в Германии, курировал ряд немецких газет. В 1949 г. молодого капитана переводят служить в Феодосию, где он был литсотрудником армейской газеты. И вот демобилизация…
Сдав экстерном экзамены за два года, Курт Моисеевич получает повторный аттестат о среднем образовании и золотую медаль. В постоянном стремлении учиться, тянулся Курт Моисеевич ко всему новому, прогрессивному. Работая цинкографом, увлёкся цветной фотографией, допоздна засиживаясь в фотолаборатории фабрики. Его посылают в Киев учиться на фотографа. Не останавливаясь на достигнутом, он поступает в ведущий отраслевой вуз страны – в Московский полиграфический институт, на заочное отделение. Его переводят в бригадиры. На работе Курт Моисеевич сам горел и своим примером зажигал других. Человек грамотный, начитанный, хватался за всё новое, передовое.
В 1959 году Курта Монгайта назначают главным инженером фабрики. А впереди – защита дипломной работы в институте, и он, живя жизнью фабрики, как своей личной, выбирает темой своего дипломного проекта «Реконструкцию Феодосийской офсетной фабрики». Энергичный человек, инициатор многих соревнований, он всю жизнь учился сам и тянул к знаниям других, посылая кого заканчивать десятилетку, кого учиться в техникум или институт. Решая технические и кадровые вопросы, он подготавливает группу кадровых специалистов в Московском полиграфическом техникуме из числа рабочих, которые составили основной кадровый состав офсетной фабрики.
В 1960 году была проведена реконструкция фабрики с заменой литографских машин на офсетные. В связи с коренным техническим перевооружением, реконструкцией и дальнейшей специализацией, предприятие было переименовано и с 1962 г. стало называться Феодосийской офсетной фабрикой Крымского областного газетного издательства (Облиздата), а с 1964 по 1969 гг. – Управления по печати Крымоблисполкома. Исполнилось то, что было задумано ещё в годы учёбы в институте, но главный инженер не останавливался на достигнутом. Фабрика всё время развивалась, прирастая техническими зданиями, новым оборудованием и новыми людьми.
Будучи мудрым руководителем и очень отзывчивым человеком, Курт Моисеевич Монгайт становится душой коллектива, принимая горячее участие в судьбе каждого работника, чутко реагируя на все просьбы, и люди тянутся к нему. Любили и уважали его за то, что он считал своим долгом помочь каждому, а чужие проблемы воспринимал как свои. Заходя в цех, знал людей в лицо, интересовался их настроением, личной жизнью. Курт Моисеевич, общительный и интересный человек широкого кругозора, тянулся к молодёжи, и она тянулась к нему. Великий оптимист, жизнелюбивый и энергичный, очень любил он настольный теннис и туризм. И был не просто болельщиком, а имел I разряд по баскетболу, звание мастера спорта по туризму, I разряд по настольному теннису.
Развивая производство, налаживал Курт Моисеевич и общественную жизнь фабрики, был организатором туристских походов, инициатором соревнований по теннису. В память о нём, каждый год 13 апреля проводились соревнования по теннису, был учреждён даже Кубок Монгайта по настоль-ному теннису в теннисном клубе, где он долгие годы был председателем.
Шли годы. В 1965 г. Монгайта назначают директором. Заканчивается коренное техническое перевооружение и реконструкция фабрики, она становится крупным полиграфическим предприятием, оснащённым новым современным высокопроизводительным оборудованием. В своём парке оно насчитывает более 140 производственно-технических единиц. В основном – это были печатные многокрасочные машины отечественного и зарубежного производства. Помимо печатного оборудования, немалый удельный вес занимала и отделочная полиграфическая техника.
Фабрика становится специализированным предприятием по выпуску этикетно-упаковочной продукции. Но, кроме этого, выпускается бланочная продукция для нужд города и Крымской области. Ежегодно фабрика выпускает 2 миллиарда 800 миллионов этикеток для консервной, кондитерской, рыбной, пивобезалкогольной и других отраслей промышленности.
Помимо выпуска листовых этикеток, на фабрике идёт выпуск этикеток в бобинах для автоматической расфасовки масла, маргарина, мороженого, творога. Объём выпуска таких рулонных этикеток составлял 700 тонн в год.
На фабрике печатаются офсетным способом городская газета «Победа», тираж каждого выпуска которой достигал 26-27 тысяч экземпляров, еженедельная многотиражная газета «Прогресс», выходившая в количестве 48 номеров в год. Годовая программа натурального выпуска составляет 259 миллионов краскооттисков, а объём реализации – 3 миллиона рублей в год. Выполнение объёма таких работ производится за счет чёткой и слаженной работы всего коллектива предприятия, который насчитывал в своём составе лишь 280 человек.
Несмотря на достигнутые успехи, Курт Моисеевич оставался чутким, отзывчивым, сопереживающим человеком. Он любил поощрять людей, делать им подарки к праздникам.
В 1983 году Курта Моисеевича Монгайта проводили на пенсию, но он не представлял своей жизни без родной фабрики, поэтому и остался работать мастером отделения печатного ширпотреба.
Этого человека давно нет с нами, но до сих пор о нём часто вспоминают все те, кто его знал, выверяя по нему свою жизнь. А что бы он сказал, а как бы он поступил…
На многое в прошлом мы смотрим теперь по-другому, многое забывается и забудется. Но память о таких замечательных людях, как Курт Моисеевич Монгайт, останется навсегда.