В
+24 °C
+22 °C
60 р.
70 р.
+7 °C
+7 °C

Авторизация

Забыли пароль?
Или если у вас нет аккаунта войдите через социальную сеть Войдя на портал и регистрируясь в нем Вы принимаете:
пользовательское соглашение

Подпишись на Город24

Экономь время! Мы собираем все в одном месте. Подписка за 50 р. в месяц отключит всю рекламу на портале и в приложении + PDF версия журнала Город24 в подарок!

Новогодняя открытка!

Новогодняя открытка!

1299
Раздел: История
Когда не было электронной почты или каждый год в конце декабря
Новогодняя открытка!
Новогодняя открытка!
Новогодняя открытка!
Новогодняя открытка!
Новогодняя открытка!
Новогодняя открытка!
Новогодняя открытка!

А началось это давно. Тогда только-только начала работать почта. Почти в том виде, в каком она работает и сейчас. До этого, как все знают, была голубиная, ястребиная почта, гонцы, потом ямщики, дилижансы.

Первые поздравительные открытки

По некоторым данным, первую именно Рождественскую открытку, так как Рождество раньше праздновали 25 декабря, а потом уже 1 января – Новый год, создал в 1840 году английский художник Джон Кальнотт Хорсли по заказу государственного чина Сэра Генри Коула. В 1843 году с оригинала напечатали тысячу открыток, из которых сохранилось всего двенадцать. Часть тиража Коул разослал по почте своим многочисленным знакомым (в открытом виде), а другую распродал по шиллингу всем желающим. Одна из этих открыток в конце ноября 2001 года была продана на аукционных торгах в графстве Уилтшир в Великобритании за 22 тысячи фунтов стерлингов и вызвала ажиотаж у западных коллекционеров. Рисунок открытки дополнен надписью «Веселого рождества и счастливого Нового года!»

В России первые поздравительные открытки к Рождеству были изданы Общиной святой Евгении.

На протяжении первых 20 лет в открытке преобладала русская тема и русский стиль, зародившийся на рубеже 19-20 веков. Над поздравительной  открыткой работали многие художники: И.Я. Билибин, Л.С. Бакст, Н.Н. Каразин, Б.В. Зворыкин, Е.М. Бём и другие.

Сюжеты рождественских открыток чрезвычайно многообразны: прославление Христа, колядки, гадания, семейные сценки у праздничной елки. Самый излюбленный персонаж – Дед Мороз – добрый волшебник в нарядной шубе с мешком игрушек.

Круглое брюшко и курительная трубка

Бытует мнение, что русский Дед Мороз и западный Санта-Клаус – это разные варианты одного и того же персонажа. На самом деле они не имеют друг к другу никакого отношения. Дед Мороз – фигура целиком фольклорно-мифологическая, Санта-Клаус же ведет свое происхождение от конкретного исторического лица – Николая Мирликийского. Он жил в III-IV веках и был епископом в городе Мирли в Малой Азии (ныне турецкий город Дерме). Здесь и сейчас стоит древняя церковь с саркофагом, где по преданию были мощи святого Николая. Турки назвали этот памятник «баба Ноэль Килизе», что означает «Церковь Деда Мороза». Епископ помогал бедным, оказывал покровительство морякам и детям. За свои добрые дела он был причислен к святым и стал именоваться Святым Николаем Мирликийским, покровителем моряков и детей.

Традиция делать детям подарки в день Святого Николая (6 декабря) (19 декабря по новому стилю) существовала еще в Европе с 14 века. В этот день от имени Святого дети получали подарки за благонравное поведение в прошедшем году, а озорники наказывались. Причем, согласно легенде, однажды Святой Николай, узнав, что у трех сестер нет приданого, ночью подбросил им через каминную трубу три набитых золотыми монетами кошелька. Кошельки упали в чулки, оставленные у камина для просушки. Так сложился этот способ передачи родителями рождественских подарков своим детям.

Европейские переселенцы, обосновавшиеся в Америке в XVII – XVIII веках, привезли предания о Святом Николае. Одной из первых церквей в Новом Амстердаме, построенном переселенцами из Голландии (где Св. Николай, Николас почитался особо), была церковь Синтер-Клаас, или как ее тогда называли, Синт-Николас. Позднее, когда в Новом Свете усилилось влияние англичан, и Новый Амстердам стал Нью-Йорком, она получила новое название Санта-Клаус, одно из англо-саксонских имен Св. Николая.

Если в Европе и, в частности, в Голландии, Св. Николай появлялся в полном парадном облачении епископа: в расшитых одеждах, сверкающих золотом и драгоценными камнями, в митре, с посохом и в перчатках, украшенных самоцветами, то по американской традиции Св. Николай начисто лишен святости: жизнерадостный веселый старик с длинной белой бородой, круглым брюшком и курительной трубкой. На нем красивая короткая шуба и красная шапка-колпак.

Полновластный хозяин на земле

Вопрос о происхождении русского Деда Мороза не простой. Исследователи народных обрядов его предшественником считают славянского бога Мороза (Морозко, Дед Трескун, Студенец). Представления эти основаны на ритуале (называемом «Приглашение») кормления Морозко накануне Рождества у восточных славян. Состоял он в произношении специальных магических текстов, которыми призывались на ужин в рождественский сочельник природные стихии – мороз, ветер, тучи, все звери, птицы, души умерших родственников, святые и демоны. Для них на столе оставляли миску с кутьей или киселём. Заклинаниями, многократными повторениями приглашали: «Мороз-Мороз-Мороз Васильевич, иду кутью (кисель) есть, а то будем тебя цепом сечь».

Мороз – персонаж славянского сказочного и обрядового фольклора. Представляли его маленьким старичком с длинной бородой и суровым нравом. С ноября по март он был полновластным хозяином на земле. И даже Солнце его боялось.

Русская литературная поэзия развивала и обогащала  фольклорный образ Деде Мороза. В 1840 году были опубликованы, например, «Детские сказки дедушки Иринея» В.Ф. Одоевского, в одной из которых уже не злой и жестокий, а добрый Мороз Иванович – седой старик – заботится о природе и людях, одаривает детей.

Дед Мороз и партия

Русский Дед Мороз подвергался на своей родине преследованиям и не единожды.

В 1916 году Святейший Синод запретил рождественскую елку как вражескую немецкую затею, а вместе с нею и Деда Мороза. Пришедшие к власти в 1917 году большевики не трогали елку и Деда Мороза до 1929 года, когда в ходе антирелигиозной пропаганды и елка, и Дед Мороз стали рассматриваться как «продукт антинародной деятельности капитализма», разлагающий трудящихся.

С 1935 года партия решила возродить празднование Нового года и новогоднюю елку для советской детворы, а к 1939 году впервые за годы советской власти были выпущены поздравительные открытки в честь праздника. Дед Мороз занял достойное место на открытках в период Великой Отечественной войны как военно-патриотический образ. Он вместе с народом борется против фашистских оккупантов. Однообразие новогодних открыток 1950-1960-х годов с зимними пейзажами и революционной символикой – кремлевскими башнями, красными флагами, звездами, серпом и молотом – отрадно нарушают изображения Деда Мороза. Он почти всегда в обществе детворы, участвующей в зимних играх, в новогодних карнавалах. Сохраняет величавость в облике и традиционно в одежде. Таким мы его представляем нашим детям и сейчас.

Коллекционер, филокартист Борис Яремко

Фео.РФ
Установи ГОРОД 24 на свой смартфон
code
Узнавай новости
Феодосии первым!
Скачать приложение город24 Скачать приложение город24
Стали свидетелем необычной истории? Сняли интересное фото или видео? Есть вопросы или отчеты? Пишите нам в WhatsApp, Viber или на номер
+7-978-795-79-32 или просто позвоните.