Быстрая авторизация

Забыли пароль?

Вы можете войти при помощи быстрого входа/регистрации используя свой телефон

Или если у вас нет аккаунта войдите через социальную сеть

Войдя на портал и регистрируясь в нем Вы принимаете:
пользовательское соглашение
«Рабочему и колхознице» — 80: Этапы большого пути
0
Выбери любимую фирму и получишь 500р на счет Город24!. Народный бренд 2024.

«Рабочему и колхознице» — 80: Этапы большого пути

1769
Раздел: История
Первые уроки рисования Вера Мухина получила получила в Феодосии
«Рабочему и колхознице» — 80: Этапы большого пути
«Рабочему и колхознице» — 80: Этапы большого пути
«Рабочему и колхознице» — 80: Этапы большого пути
«Рабочему и колхознице» — 80: Этапы большого пути

Этот 2017 год — юбилейный. 11 мая  исполнилось 80 лет с тех пор, как стальные 75-тонные гиганты «Рабочий и колхозница» взмыли в небо Парижа. Они принесли своему создателю В. И. Мухиной (1889-1953) радость победы и горечь разочарований. Созданные для Всемирной выставки «Искусство и техника в современной жизни», они увенчали Советский павильон и получили Гран-При — высшую награду конкурса. По рекомендации ЮНЕСКО скульптура стала символом советского государства, а в дальнейшем — и целой эпохи. Благодаря этому произведению имя Мухиной узнал весь мир.

Поразительная судьба

На долю Веры Игнатьевны выпало немало испытаний — не случайно одна из газетных статей того времени о ней называлась «Женщина  из стали и слез». Этот заголовок оказался очень точным, можно сказать, пророческим, определив дальнейшую жизнь скульптора.

Поражает судьба этой мужественной женщины. На первый взгляд, все в ее жизни более чем благополучно. Она — советский скульптор, народный художник СССР (1943), действительный член АХ СССР (1947), лауреат пяти Сталинских премий (1941, 1943, 1946, 1951, 1952). Участвовала во всех крупномасштабных конкурсных проектах, по ее эскизам установлены памятники и декоративная скульптура. Но, присмотревшись внимательнее, понимаешь, что большинство проектов Мухиной осуществлены не были. Те же, которые реализовать удалось, были приняты с многочисленными доработками, в результате чего оказались приглажены и искажены. Из них исчезло то «мухинское», уникальное, присущее только ей. Пытаясь приглушить горечь разочарований, скульптор пробовала себя в других сферах деятельности, и делала это тоже талантливо и вдохновенно: проектировала и оформляла павильоны международных выставок, создавала скульптуру из стекла и фарфора, театральные костюмы и декорации, коллекции женской одежды (за одну из которых в 1925 году также получила Парижское Гран-При). И все-же, каждый раз она возвращалась к своему призванию — монументальной скульптуре — чтобы вновь разочароваться.

В качестве иллюстрации сказанного — факт биографии: до момента создания «Рабочего и Колхозницы» в 1937 году, т. е. за 20 лет напряженной работы, ни один из ее 11-ти проектов не был реализован. При жизни Мухиной не было ни одной ее персональной выставки. Реализация ее таланта зависела от прихоти чиновников. В результате с творчеством Мухиной  зритель мало знаком, хотя имя у всех на слуху. Но, несмотря на превратности судьбы, Вере Игнатьевне удалось выполнить главную для художника задачу: выразить свое время, оставив память о себе в истории страны и мировой культуры. Но далось ей это нелегко.

Для советского павильона

В честь юбилейной даты ключевого произведения скульптора, хотелось бы вместе с читателем освежить в памяти  грандиозный процесс его создания.  «Было бы лицемерием утверждать, что репутации этого творения не повредила и не вредит до сих пор страшная дата его рождения — 1937 год» (А. Рекемчук). Вредила и вредит. Оно было создано в дни, когда тысячи и рабочих, и колхозников гибли в лагерях, когда мировая пресса пестрела материалами о «восточной жестокости» Сталина. Не отвергая сказанного, подчеркнем, что и мастер, и его творение были продуктом той эпохи, когда подавлялась и попытка протеста. Нельзя не учитывать приметы времени, ту реальность, в которой приходилось трудиться скульптору, начиная с закрытого конкурса, в котором участников назначали в приказном порядке, заканчивая тем, что оценку произведению давали не специалисты, а политики. Тем не менее, мужественная женщина отстаивала свои убеждения. Это было противостояние человека и калечащей душу системы.

Но пусть Вера Игнатьевна обо всем расскажет сама:

«Зимой 1936/37 года мне пришлось исполнить огромную двухфигурную скульптурную композицию для Советского павильона… Задание было небывалое. Среди четырех скульпторов, участвовавших в почетном соревновании, была и я. Тематика была заранее дана архитектором Б.М.Иофаном…. Группу хотелось дать легкую, стремительную, полную воли и движения, сметающую все препятствия на своем пути... Я ясно осознала ту ответственность, которую взяла на себя, представляя Советскую страну перед всем миром». Образ крыльев, образ вихря всегда волновал Мухину. Предвестники «Рабочего и Колхозницы» — «Ветер», «Пламя революции» — это не только название работ, но само существо ее творчества.

Грандиозный эксперимент

Конкурсная модель Мухиной была признана лучшей. Но сроки! Как уложиться в 4-5 месяцев? Никто из производственников не готов был взяться за ее воплощение. Тем более что идти надо было непроторенными путями. Никогда еще скульптуру сложнейшей конфигурации не делали из листовой стали. Никогда не крепили на железном каркасе такие большие элементы «выколотки». Это был грандиозный эксперимент, требующий проверок, времени, да просто права на ошибки. Но такого права не было. А были долг, ответственность и минимальные сроки.

Спешно нашли исполнителей. Работали на Опытном заводе ЦНИИТмаш. «Глину замешивали в самом цехе, где стояли деревянные гиганты-формы, выколачивалась сталь, пылали горны, отбрасывая розовый отсвет на выколоченные формы, плыли поднятые подъемным краном гигантские руки». Помогали в работе скульпторы Зинаида Григорьевна Иванова и Нина Германовна Зеленская. Последняя позировала для фигуры колхозницы, а моделью рабочего был каменотес — мраморщик «Метростроя» Николай Зайцев. Размер мужской фигуры был 20 метров, женской — 19. Вся скульптура имела высоту 25 метров. Толщина стали — 0,5 мм. Обмеры делали по небольшой модели — всего 163 см, увеличивая размеры в 15 раз. Это был риск — малейшая неточность при таком увеличении тоже увеличивалась в 15 раз, грозя изуродовать скульптуру.

Специально для «Рабочего и Колхозницы» была разработана новая уникальная технология. Скульптуру решено было изготовить из хромо-никелевой стали. Сталь имела хорошую отражательную способность: меняла цвет в зависимости от освещения. Эту ее особенность поэтично охарактеризовала Зеленская: «При утренней заре она была с розоватым оттенком, при грозовом небе принимала грозный темный вид, а при ясном голубом небе отливала серебром». Этот материал, не используемый до сих пор при изготовлении скульптуры, предложил Петр Николаевич Львов, работавший в авиации — крупнейший специалист в области электросварки, доктор технических наук, назначенный руководителем работ по созданию статуи. Специально для этого проекта он изобрел аппарат точечной сварки. Проектировали конструкции скульптурной группы генерал-майор инженерно-технической службы Анатолий Александрович Прихожан и подполковник-инженер Николай Александрович  Журавлев.

С.Л. Явисенко, искусствовед

Окончание в следующем номере

 

Первые уроки рисования Вера Мухина получила получила в Феодосии

Вера Мухина (1889-1953) — русский (советский) скульптор, народный художник СССР (1943), действительный член АХ СССР (1947), лауреат пяти Сталинских премий, известна как автор символа эпохи, символа государства — 25-ти метровой скульптуры «Рабочий и колхозница», созданной для всемирной выставки 1937г. в Париже.

Творческое наследие В.И. Мухиной очень разнообразно: кроме монументальной скульптуры, она занималась художественным стеклом (наиболее известны ее граненый стакан и пивная кружка), дизайном интерьеров и графическим дизайном, создавала костюмы и декорации для театра и коллекции женской одежды. Эти и другие сферы деятельности В.И.Мухиной отражены в экспозиции Феодосийского музея, который расположен на ул.Федько, 1.

Музейный комплекс «Детская маринистическая галерея» и музей скульптора Веры Мухиной были организованы на месте, где стоял дом семьи Мухиных. Архитектурному облику комплекса особый колорит придает сохранившаяся старинная фасадная стена дома Мухиных, удачно вписанная в современное здание.

Вера Игнатьевна Мухина провела в Феодосии детские и юношеские годы — с 1892 по 1904 гг. Здесь формировалось мировосприятие будущей художницы, здесь она, гимназистка, получила первые уроки рисунка и живописи.

Работа по созданию музея Веры Мухиной началась в 1982 году, когда разрабатывался проект нового здания на месте дома Мухиных. По проекту дом родителей художницы подлежал сносу. Группе энтузиастов удалось спасти лишь фасадную стену дома Мухиных. Стену встроили в новое пятиэтажное здание, в его цоколе разместили музейный комплекс и филиал детской художественной школы.

Музей В.И.Мухиной был открыт 12 апреля 1985 года.

Комната гимназистки Веры, обставленная мебелью из дома Мухиных, и фрагмент мастерской скульптора, где представлены ее подлинные произведения, личные вещи, рабочие инструменты.

Из имеющихся в феодосийском музее произведений наибольшую ценность представляют работы, выполненные самой Верой Мухиной. В экспозиции музея также находятся скульптурные инструменты, которыми работала Вера Мухина, ее переписка, подборка журналов и газет о ее жизни и творчестве, собранная за много лет.

Сейчас персональный музей скульптора есть только в Феодосии, хотя работы Мухиной имеются в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, в музеях Ватикана и Нью-Йорка, в частных коллекциях.

Фео.РФ

';
????????...

Последние новости:

Как к Вам обращаться?