С
+22 °C
+24 °C
61,33 р.
67,60 р.
С
+22 °C
+24 °C

Авторизация

Забыли пароль?
Или если у вас нет аккаунта войдите через социальную сеть Войдя на портал и регистрируясь в нем Вы принимаете:
пользовательское соглашение

Подпишись на Город24

Экономь время! Мы собираем все в одном месте. Подписка за 50 р. в месяц отключит всю рекламу на портале и в приложении + PDF версия журнала Город24 в подарок!

Туристы называют эти места «Крымской Швейцарией»

Туристы называют эти места «Крымской Швейцарией»

1658
Раздел: История
Источники Кизилташа с удивительной судьбой
Туристы называют эти места «Крымской Швейцарией»

Завершились зимние праздники, и море посвятили, и воды в дом принесли, но сколько воды течет еще с нами совсем рядом. Феодосийский округ богат не только историческими событиями и памятниками, но и природными, неразрывно связанными с нашей историей. Вода для Крыма — одно из богатств, старые источники многое помнят и видели.

Одно из таких мест спрятано немного в удалении от наших ежедневных маршрутов, но можно сказать, что он в шаговой доступности. Это источники Кизилташкой обители. Источник Иоанна Крестителя — Родник целебный серный. Источник Балка Монастырская — Родник Ай Азма (священный) — Источник под Крестовой горой. Монастырские колодцы, пруды и ручей.

Кизил-Таш (Кизилташ) — урочище в Кизилташской долине, вмещающее Кизилташский мужской монастырь Святителя Стефана Сурожского, почитаемый ландшафтный объект — Святую пещеру (грот) с целебным источником, а также Разбойничью пещеру, или Алимов грот.

Монастырь и пещеры находятся к северу от поселка Краснокаменка на территории Щебетовского поселкового совета, входящего в состав Большой Феодосии. Оба объекта расположены в начале оврага Кизилташ-Дере, по которому протекает Монастырский ручей. В верховьях оврага Кизилташ-Дере возвышаются над лесистыми склонами вершины Сандык-Кая (с крымско-татарского. — «скала сундук»), Курбан-Кая (с арабского и крымско-татарского — «скала жертвы»), Сочарикон-Кая (с греческого и крымско-татарского — «очищающая  от грехов скала») и скала Кизил-Таш (с крымско-татарского — «красный камень»).

Согласно преданию, в Кизилташской долине в VIII веке находилась летняя резиденция сурожского архиепископа, защитника иконопочитания Святителя Стефана Сурожского. Возможно, ему полюбилось молиться в имеющем питьевую воду гроте, откуда открывался необыкновенный по красоте вид на нижележащую долину. Впоследствии грот и источник в нем были признаны святыми местами. Все, кто приезжали сюда издалека, называли эти места «Крымской Швейцарией».

По некоторым сведениям, в Кизилташской долине в начале XIV века был армянский монастырь Кизилташ. В
нем действовала духовная школа или семинария, в которой в числе других предметов преподавалась и духовная музыка. Приблизительно во второй четверти XIV века священнослужителями этого монастыря была построена церковь во имя Св. Богородицы. Есть сообщения о существовании в этих местах другой христианской церкви во имя Иоанна Предтечи. В гроте с источником, возможно, была часовня, о чем свидетельствовали археологические находки — остатки каменной кладки и почти не сохранившиеся следы росписи свода.

Начиная с XIV в. под влиянием ислама, усиливающего свои позиции на Крымском полуострове, христианская культура (православная, католическая) начинает угасать. Завоевание в 1475 году турками-османами генуэзских крепостей в Кафе (Феодосии) и Солдайе (Судаке) привело к закрытию и разрушению христианских монастырей и храмов. Кизилташские святыни не избежали общей участи. Впоследствии, в конце XIX века, в урочище были обнаружены развалины монастыря и большой кубический камень с изображением креста на одной из его сторон, возможно являвшийся престолом одного из храмов. Была найдена также часть мраморной колонны с рельефным изображением одного из апостолов.

Возрождение Кизилташской обители началось через 51 год после присоединения Крыма к России. В 1825 году в водах кизилташского пещерного источника пастух-татарин обнаружил плавающую деревянную икону Божьей Матери. Впоследствии он отдал ее греку-купцу Пластару, а тот, в свою очередь, прибыв в Феодосию, передал икону протоиерею Иосифу. Молва о чуде обретения иконы моментально распространилась по всему Восточному Крыму. В грот урочища Кизилташ нескончаемым потоком стали стекаться паломники. Вода и грязь источника были признаны целебными. В 1837г. в гроте уже была часовня, где, как сообщает академик П.Кеппен, на столе, заменяющем алтарь, при иконе лежал обломок мраморной плиты с изображением лика какого-то святого.

Позже у пещерной часовни семь лет (примерно с 1844 по 1851 гг.) провела в молитве и одиночестве девушка болгарка Константина из с. Кишлав (Курское). Когда в Кизилташе остановились два странствующих богомольца, она перешла в урочище Топлы, где позже был основан Троице-Параскевиевский женский монастырь (1864 г.). Там Константина приняла постриг и была наречена Параскевой (умерла в 1874 г.).

Два упомянутых выше странствующих богомольца — бывший крепостной крестьянин Калужской губернии Андроник и отставной вахмистр Пантелеймон — в 1851 году построили вблизи грота с целебным источником монашеский скит, представлявший собой временное жилище и крошечную часовню из плетня и глины.

В 1853 году несколько дней в урочище Кизилташ провел архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий. Он освятил эту небольшую часовню как будущий храм во имя Свт. Стефана Сурожского и дал благословение на строительство здесь монастыря.

По решению Святейшего Синода в Кизилташе создается мужской общежительный монастырь (киновия) Свт. Стефана Сурожского. В 1856 г. Крымская епархия утвердила первого игумена монастыря — иеромонаха Балаклавского Георгиевского монастыря Арсения. При нем в округе целебного источника начали возводиться первые постройки монастыря. В то время монахов было всего 11, и жили они в землянках. Первыми были построены церковь во имя Стефана Сурожского,  небольшой домик священника и четыре землянки.

Преемником Арсения в 1859 году стал также иеромонах Балаклавского Георгиевского монастыря игумен Парфений (трагически погиб в 1866 году). При нем было осуществлено возведение всех основных построек обители. В киновии построили 2 храма: зимний во имя Свт. Стефана Сурожского; летний, каменный с колоколами во имя Успения Пресвятой Богородицы (построен в 1885 году). В последнем над царскими вратами находилась икона Божьей Матери в серебряной ризе, обретенная в 1825 году в водах пещерного источника. На вершинах гор, окружающих урочище Кизилташ, были воздвигнуты громадные, хорошо заметные издалека кресты — ориентиры для паломников, впервые посещающих обитель. К Святой пещере вела лестница в 140 ступеней с переходными площадками (впоследствии он была разрушена).

В начале XX в. Кизилташский монастырь располагался на семи террасах, разбитых на горных склонах. Ему принадлежало 227 десятин земли (248 гектаров). Около 10 гектаров территории были заняты под огороды, сад и виноградник. Монастырское хозяйство имело четыре десятка голов крупного рогатого скота, лошадей, множество коз и домашних птиц. В саду прижился ливанский кедр (растет в настоящее время), что само по себе рассматривалось как благодатный признак. На территории монастыря находилось три пруда, источник в Святой пещере, и в балке Монастырский источник (Лагым-Узень). Были отрыты колодцы: один в Разбойничьей пещере (сохранился до настоящего времени), другой — вблизи церкви Успения Пресвятой Богородицы (впоследствии разрушенной) радует и сейчас паломников своей холодной святой водой. Считалось, что его наполняет вода, текущая из-под алтаря церкви. Также у сероводородного источника, находящегося на монастырской территории, монахи устроили грязелечебницу. В 1906 г. Кизилташ посетила царская семья, и государыня Александра Федоровна лечила ноги водами серного источника.

В 1910 г. в Кизилташской обители жили уже 50 монахов, монастырское подворье  находилось в Геническе на берегу Азовского моря. Монастырь стал одним из центров восточно-крымской церковной жизни, местом непрерывного паломничества и признанной достопримечательностью.

После революции в 1920 году по распоряжению крымских властей в Кизилташском монастыре была размещена детская трудовая колония имени Калинина. Но упразднили обитель только в 1923 году, и в ее стенах была размещена сельскохозяйственная артель из поселка Отуз (сейчас — Щебетовка). В церквях, с которых снесли купола, устроили общежитие и клуб. Артель себя не оправдала, и в 30-е годы здесь устроили Дом отдыха Московского военного округа.

В начале Великой Отечественной войны (до ноября 1941г.) на территории бывшего монастыря располагалась продовольственная база Феодосийского партизанского отряда.

После войны, в марте 1951 года Первое главное управление при Совмине СССР начало в Кизилташе возведение арсенала Черноморского флота СССР, отчего в конце 1952 г. вся территория бывшего монастыря стала полностью недоступной. Все старые монастырские постройки и церкви были взорваны, вероятно, для того, чтобы не привлекали паломников и туристов.

Летом 1992 года все боеприпасы были вывезены, и началась новейшая история возрождения этих мест.

По многочисленным свидетельствам тех лет, водой из источника исцелялись многие, страдавшие болезнями глаз, глухотой, болями в конечностях, нервными недугами. Кроме того, очень полезной «в лечении от ломот» считалась грязь со дна болотца, находящегося чуть ниже источника. Этой грязью намазывали больные суставы и давали ей высохнуть, после чего боль проходила.

В наше время установлено, что вода Кизилташского источника действительно обладает лечебными свойствами: она имеет гидрокарбонатный натриевый состав с минерализацией 0,86 мг/л и содержанием сероводорода 4–5 мг/л. К сожалению, малый дебит (0,07 л/сек) источника препятствует его практическому использованию, но попить и умыться всегда можно. А какой замечательный хлеб продают на подворье монастыря. О этом не расскажешь, это надо пробовать.

Фео.РФ
Установи Город 24 на свой смартфон
code
Узнавай новости
Феодосии первым!
Скачать приложение город24 Скачать приложение город24
Стали свидетелем необычной истории? Сняли интересное фото или видео? Есть вопросы или отчеты? Пишите нам в WhatsApp, Viber или на номер
+7-978-795-79-32 или просто позвоните.
????????...

Как к Вам обращаться?