Небольшая погребальная камера, которая чудом уцелела в самом центре Керчи.
В конце XIX века местная керченская знать охотно приглашала археологов на свои землевладения для научных изысканий. Причина простая: в случае успеха часть клада принадлежала хозяину земли и плюс научная слава, которая хоть и косвенно, но все же касалась землевладельца.
Именно таким человеком оказалась мещанка Зайцева. В 1895 году она разрешила Карлу Думбергу, местному директору Музея древностей провести исследования на своём участке.
И как же ему повезло! На относительно небольшой глубине был обнаружен настоящий клад, вернее склеп. Уже само по себе это открытие было достойно самого пристального внимания, но ещё большую ценность находке придавала небывалая вещь: склеп уцелел и за две тысячи лет не подвергся разграблению.
В плане это небольшое каменное сооружение площадью примерно шесть квадратных метров 2,2м на 2,8м. К нему ведет небольшой пятиметровый коридор-дромос, традиционный вход в подобные помещения. Коридор точно ориетирован по оси север-юг. Основание погребальной камеры практически квадратное, однако ближе к потолку скругляется, так что свод получается в виде полуцилиндра. Примерно такое же устройство имеет знаменитый Царский склеп.
По одним источникам содержимое камеры досталось ученым-археологам, по другим, склеп не хорошо охраняли и лихие люди за ночь его обворовали, а потом продали наворованное ученым. Как бы там ни было, но почти всё что нашли оказалось в Музее древностей. Обнаружилось много чего: украшения, традиционная посуда, предметы быта. Уцелел даже деревянный саркофаг, однако, за две тысячи лет дерево всё-таки истлело и саркофаг рассыпался в прах при попытке его транспортировать.
Экспедицию проводили люди профессиональные, прежде чем до чего-то дотронуться всё фиксировали на бумаге. Саркофаг тоже срисовали. Сейчас в склепе лежит его точная копия.
Но самым главным сокровищем склепа оказались его фрески. Мастера античности постарались на славу. Изображения и свежий цвет красок, которым две тысячи лет, почти не пострадали.
По разным стенам прорисованы греческие боги Гермес, из одежды только сандали и венок, Каллипсо в хитоне, Плутон в колеснице и Персефона. Названия богов подписаны на греческом языке. Есть орнамент из цветов, виноградных лоз и плодов граната. На всё это с потолка смотрит изумительное по выразительности исполнения погрудное изображение Деметры, богини земли и плодородия. Собственно по имени этой богини склеп и получил свое название. С точки зрения древнегреческой мифологии всё логично: царство мёртвых находится под землей, то есть под Деметрой, русский аналог матери, сырой земли.
Лик богини печальный, даже немного скорбный, взгляд направлен на запад. Именно там, в представлении эллинов находился путь в царство мертвых.
После открытия склепа Деметры, буквально, накануне Первой мировой войны, смотрители склепа заметили приближение катастрофы: на потолке стала конденсироваться влага. Чтобы не потерять навсегда уникальные изображения их сфотографировали и срисовали копии.
Во время Великой Отечественной войны здесь было бомбоубежище. Естественно, в таких условиях думать о сохранности фресок было недосуг, люди выживали. В советское время за склепом присматривали, но остановить разрушительный процесс не удалось. И в 1998 году была сделана техническая копия объекта в масштабе 1:1. Новодел совершенно идентичен первоначальному образцу. Он повторяет все до мельчайших подробностей, вплоть, до неуклюжих и непропорциональных коней в упряжке Плутона.