Быстрая авторизация

Забыли пароль?

Вы можете войти при помощи быстрого входа/регистрации используя свой телефон

Или если у вас нет аккаунта войдите через социальную сеть

Войдя на портал и регистрируясь в нем Вы принимаете:
пользовательское соглашение
Каким представляли туризм в Крыму почти век назад
0

Каким представляли туризм в Крыму почти век назад

609
Раздел: Культура
Ровно 100 лет назад, в 1920 году, впервые была произнесена фраза «Крым – всесоюзная здравница!», ставшая крылатой. Крымские курорты стали более доступными для людей разных классов. А чтобы убедить советского человека купить билет на поезд до Симферо-поля, была напечатана целая коллекция ярких агитационных плакатов.

ГРОМКИЕ СЛОГАНЫ

В первой половине XX века туристическая деятельность в СССР строилась на концепции «пролетарского туризма», что предполагало воспитание стойких и здоровых советских людей. Этой идее способствовало строительство множества санаториев и курортных домов на крымском побережье. Таким образом, своим гражданам СССР предлагал лечебный и активный отдых, что и отражалось на плакатах того времени.

Такие плакаты просто узнать среди прочих, их выделяет особое направление – социалистический реализм.

– Это единственное в своём роде направление в искусстве, задачей которого стало об-служивание политических целей. Его принципы включали гармонию классического искусства, но с новым содержанием – классовой борьбой. Позже идеи соцреализма стали включать общечеловеческие ценности. Поэтому советское искусство стало таким разным: в своё время в нём отразились новаторство, конструктивистские формы, академический реализм, романтический реализм и многое другое. Одной из главных его изобразительных черт является профессиональная школа, основанная на академическом рисунке с натуры, владении формой, убедительности передачи облика видимого мира, – объясняет заместитель директора Симферопольского художественного музея, искусствовед Светлана Глазунова.

 

МИСТЕР ТВИСТЕР

Но не единым внутренним туризмом может обогащаться страна, и по ряду причин СССР стал поглядывать за рубеж. Сначала желая познакомить «буржуя» с прекрасным миром социализма, а затем и из-за острой потребности страны в иностранной валюте стали принимать полноценные группы туристов из европейских стран. В апреле 1929 года был создан всем известный «Интурист», которому предстояло создать рекламу, рассчитанную на зарубежного гостя.

− Плакаты для распространения за рубежом ориентированы на иностранцев, их восприятие и привычную им эстетику. Поэтому на фоне советского плаката они кажутся инородными, − продолжает Светлана Глазунова.

− В основном содержание плаката зависело от менталитета страны. Скандинавам Крым подавался в виде, который им понятен, – лодочки, лодочники в шапочках, корабли и яхты. Для Франции создавали другую рекламу, это крымский пляж, пышная растительность, песок – визитная карточка крымской Ривьеры. В Германии делали акцент на спорт, в частности, на велосипеды, − отмечает совладелица галереи «Арт-бульвар» Анастасия Зелинская. По стилю и содержанию плакаты «Интуриста» действительно сильно отличаются от «внутренних» собратьев. Они отражают жизнь, с которой обычный советский житель не был знаком: дорогой и изнеженный отдых luxury сегмента.

АВТОРСКИЕ ПРАВА

Сложно говорить об искусстве, не называя при этом имён. Тем более что плакат – особое направление, которое должно быть понятно каждому и при этом рекламировать какой-либо товар или услугу. Чьими руками создавался светлый образ полуострова?

 

ВО ИМЯ КУЛЬТУРЫ

Разный подход к сервису и рекламе позволили СССР развивать многие стороны сферы туризма. Благодаря политике оздоровительного отдыха, которую страна проводила для своих граждан, на побережье Чёрного моря с начала 1930-х годов началась активная стройка домов отдыха и пансионатов.

– С одной стороны, это реклама тех социальных преобразований, которыми гордилась со-ветская власть, отдых для трудящихся часто бесплатный и оздоровительный. С другой – это отражение такой далёкой от политики стороны жизни, как мода – на купальники, туристское снаряжение, машины и другое, − объясняет Светлана Глазунова.

− Усилиями «Интуриста» удалось сохранить большое количество достопримечательностей, в частности, монастырей. Они смогли убедить советское руководство в интересности монастырей и храмов для зарубежного туриста, что позволило им не исчезнуть, не быть снесёнными. Отпечаток наложило и то, каким Крым закрепился в памяти советских граждан, которые продолжали приезжать на полуостров через 10, 20 и даже 30 лет, − добавляет Анастасия Зелинская.

Сейчас такие плакаты в основном хранятся в архивах музеев. Их можно увидеть в Музее Москвы, где в 2019 году прошла выставка, посвящённая советской рекламной графике. Также репродукции плакатов издаются целыми альбомами. Их легко найти и заказать в любом книжном онлайн-магазине. Для тех, кто хочет насладиться этими и многими другими отечественными плакатами не выходя из дома, всегда доступен сайт goskatalog.ru, где в разделе «графика» вы найдёте более 77 тыс. экземпляров с детальным
описанием.

 

Елена ФОКИНА.

Крымская Газета

Последние новости:

Как к Вам обращаться?