Быстрая авторизация

Забыли пароль?

Вы можете войти при помощи быстрого входа/регистрации используя свой телефон

Или если у вас нет аккаунта войдите через социальную сеть

Войдя на портал и регистрируясь в нем Вы принимаете:
пользовательское соглашение
Старинные здания Симферополя
0

С целью сохранения истории, популяризации краеведения и развития городского туризма, редакция симферопольской общественно-политической газеты «Южная столица Крым» продолжает проект «Старинные здания Симферополя», в рамках которого мы рассказываем о сохранившихся и утраченных объектах исторической застройки крымской столицы.

Крымский академический русский драматический театримени М. Горького

Театральная жизнь зародилась в Симферополе ещё в1821 году. Сохранившиеся в архивах документы повествуют, что основателем самогопервого театра в главном городе Крыма был амбициозный московский купец и знатныйтеатрал Волков, находившийся долгое время на оздоровлении в Крыму.

С разрешения властей, для первых представленийВолков приспособил большой каменный сарай, имевшийся при доме Дворянскогособрания. Воодушевленными помощниками Волкова были заложены импровизированныеарки, земляной пол покрыли досками, появилась небольшая, но очень удобная сцена,в партере расставили деревянные скамейки, а сбоку зала даже пристроили уютные ложи.Внутренняя отделка отсутствовала, что придавало помещениям некий античный вид.

Молодое симферопольское театральное учреждениедовольно быстро становилось одним из главных центров культурной жизни Крыма,сюда съезжалась интеллигенция даже с отдалённых городов полуострова.

По данным доктора исторических наук, профессора Крымскогофедерального университета им. В.И. Вернадского Снежаны Шендриковой, крымскаяпресса того времени писала: «В Симферополе существует Храм Мельпомены.Построен он не очень давно, снаружи неоштукатуренный, внутри заключает в себеодин ярус лож, портер, оркестр и галерею».

Шли годы, наспех приспособленное для театра здание постепенноветшало. Дважды его основательно ремонтировали,в 40-е годы XIX века стараниями А.В.Самойлова, в 70-е годы под руководством М.С. Чеха,однако все острее поднимался вопрос о необходимости строительстванового специализированного здания дворянского театра.

В 1899 году директортеатрального учреждения Н.В. Михно отдал в аренду здание театра потомственному крымскомудворянину Н.М. Петрову-Докучаеву, который дал обязательства провести впомещения электрическое освещение и улучшить вентиляцию. Но эти мероприятия небыли осуществлены. Из акта технического состояния за 1900 год видно: «Староездание театра, – каменное, покрытое черепицей, с боковыми пристройками подуборную, фойе и отдельную уборную для артистов, имеет один выход во двор.Пристройки угрожают опасностью пожара, подлежат сломке».

С 1900 года театрзакрыли.С этого времени главным камнем преткновения былвопрос изыскания средств для возведения нового здания театра. С целью решенияэтого и других немаловажных аспектов, в январе 1909 года в Симферополесоздается специальная Театральная комиссия.

Не менее важной задачейбыл и вопрос о выборе места для строительства нового театра, изначально поднятыйгородской думой еще в 90-е годы XIX века. Тогда жребий пал на дом жителя городаПласкова, однако он не согласился уступать место и не хотел, чтобы его дом былснесен.

Как сообщается на официальном сайте Крымскогоакадемического русского драматического театра имени М. Горького,весной 1909 года был объявлен конкурс на лучшийархитектурный проект здания. Но ни одна работа специалистов, которые былипредставлены на суд комиссии, не отвечала необходимым требованиям. Тогда былорешено привлечь к разработке проекта выдающегося академика архитектуры А.Н.Бекетова. Перед ним стояла сложная задача: добиться гармоничного сочетания водном здании театра и доходного дома с магазинами.

15 июня 1909 годатеатральная комиссия приняла официально оформленное предложение Бекетова напостройку театра вместимостью 1216 человек (партер – 324, ложи бенуара – 66,ложи бельетажа – 66, амфитеатр – 200, балкон-галерея в 3 яруса – 560).

А.Н. Бекетов успешно справился с проектом, воплотивв своих чертежах довольно смелые и прогрессивные идеи, в результате чего зданиеобзавелось даже собственным рестораном. Весной 1910 года началось активноестроительство театра под руководством местного инженера А.М. Рыкова,подрядчиками выступали Ф.К. Киблер иЕ.Д. Садовский.

Под руководствоминженера К.К. Зеленского были выполнены все бетонные и железобетонные работы.Монтаж системы отопления и вентиляции выполнил опытный специалист ИванВиноградский. За качеством работ следили Г.Г. Мурзаев, А.Н. Головкинский, И.А.Княжевич.

Главный вход был оформлен портиком ионическогоордера, увенчанным аттиком со скульптурной группой и грифонами.

Художник из Санкт-Петербурга И. Суворов создалсцену, антураж переднего занавеса с живописью и декорации к оперным спектаклям.

Все скульптурные работы были изготовлены мастерской талантливогоскульптора О. Якобса.

Покраску фасадаминеральной краской производили живописцы харьковской фирмы Р. Резеке и И.Вайдовский.

В итоге, здание театра воплощено Бекетовым в духепозднего модернизма, с некоторыми отклонениями в сторону неоклассицизма. В цветовомоформлении использовались благородные тона пастельного звучания с четкимраспределением по объектам.

В марте 1911 года строительство было полностьюзавершено и уже 11 апреля состоялось торжественное открытие нового зданиятеатра.

В приветственной речи городского головы говорилось:«Позвольте выразить радость, что наш город украсился крупным общественнымзданием и что с постройкой театра поднимается значение Симферополя втеатральном отношении…».

А издававшийся в Петербурге всероссийский журнал«Театр и искусство» в 17-м номере за 1911 год сообщал: «Симферополь. 11 апрелясостоялось открытие нового долгожданного театра. Театр вмещает около 1150человек, имея партер и два яруса».

Театр отличался своим объемом, высотой и характеромукрашений. Шестиколонный портик дорического ордера поднят на высоту второгоэтажа. Многоступенчатый фронтон венчает скульптурная группа: щит, увенчанныйдворянской короной, поддерживают фигуры Аполлона с лирой и музы Мельпомены страгической маской. Львы-грифоны украсили края фронтона.

Оригинально решены и колонны портика. По краям ониспарены; средние отдалены друг от друга, образуя три пролета, по центру которыхвнизу на высоких пьедесталах установлены бюсты П.И. Чайковского, А.С. Пушкина,Н.В. Гоголя – великих творцов, способствовавших расцвету русской культуры.

С 1979 по 1995 год на объекте проводилисьмасштабные строительно-реставрационные работыподруководством А.Б. Зерняшенко, автор проекта реставрации – В.П. Кирилко. Также вэто время к основному зданию был пристроен новый корпус современного на товремя стиля.

В настоящее время комплекс Крымского академическогорусского драматического театра имени Максима Горького в Симферополеготовится к капитальному ремонту.

По данным Министерства культуры Республики Крым,работы будут проводиться в рамках национального проекта «Культура»,ориентировочная их стоимость составит 2,5 млрд рублей.

Под реставрацию попадает вся историческая частьтеатра, которая располагается на улицах Горького и Пушкина. В ходевосстановительных работ будет произведена полная замена коммуникаций: системыотопления, вентиляции, видеонаблюдения, улучшится инфраструктура длямаломобильных граждан. Кроме того, состоится переоснащение по последнему словутехники основной, малой и камерной сцен. После реставрации предполагаетсяоткрыть исторический вход в здание, переоборудовать театральное фойе,установить современный гардероб.

АлександрНовиков

Официальный сайт Администрации города Симферополя

Последние новости:

Как к Вам обращаться?