Быстрая авторизация

Забыли пароль?

Вы можете войти при помощи быстрого входа/регистрации используя свой телефон

Или если у вас нет аккаунта войдите через социальную сеть

Войдя на портал и регистрируясь в нем Вы принимаете:
пользовательское соглашение
Мастера-ремесленники – это носители традиций
0

Мастера-ремесленники – это носители традиций

932
Мастера-ремесленники – это носители традиций
Мастера-ремесленники – это носители традиций
Мастера-ремесленники – это носители традиций
Мастера-ремесленники – это носители традиций
Мастера-ремесленники – это носители традиций
Мастера-ремесленники – это носители традиций
Мастера-ремесленники – это носители традиций
Мастера-ремесленники – это носители традиций

2022 год в Российской Федерации посвящен культурному наследию народов России. Но как часто мы задумываемся над тем, кто эти люди, что сохраняют и популяризируют традиционное ремесло нашего народа? И где можно увидеть работы мастеров? В этот раз мы пообщались с заслуженным мастером-ремесленником Республики Крым, художником-керамистом, лауреатом российских и международных конкурсов декоративно-прикладного искусства, а также членом художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам в Республике Крым Павлом Ермоленко.

- Павел Александрович, расскажитенемного о себе. Когда и почему Вы решили стать керамистом?

-Керамикой занимаюсь очень давно. Изначально получал уроки от своего деда еще вглубоком детстве. Дедушка давал мне занятия по рисованию и по лепке из глины.Потом я забыл об этом деле на долгое время. А вот с 2005 года стал активнозаниматься гончарным делом.

- Какие изделия Вы создаете? И какиетехники используете?

-Сегодня я работаю в технике гончарная керамика – это классический народныйстиль. К нему можно отнести традиционную гончарную посуду. Параллельно работаю внаправлении художественной керамики, где используются различные материалы –высокотемпературные шамотные глины, применяются декорирующие составы, глазури идругие материалы. В принципе, все направления, которые существуют в работе скерамикой я охватываю. Однако, как и любой мастер, который может делать всё, носпециализироваться в чем-то одном, отмечу, что моя специализация – это народнаягончарная керамика.

- Что Вас вдохновляет на творчество?

-Вдохновить может всё что угодно, например, природная форма. Как и любой художник,я придерживаюсь основополагающих догм в творчестве. Есть форма, цвет, фактура,линия – это наши основные инструменты. Мы выражаем своё вдохновение через этиинструменты. Это необязательно может быть посуда. Результатом вдохновения можетвыступить даже какой-то декоративный элемент из керамики, который будет служитьинтерьерным предметом. В последнее время я довольно часто занимаюсьизготовлением именно интерьерной керамики. Познакомившись с моими работами,можно увидеть как изделия традиционной гончарной керамики, так и предметыинтерьерной дизайнерской керамики - с «неправильными» формами и различнымипереливами цветов. Такие элементы служат для заполнения пространства интерьеров.

- Вы преподаёте основы гончарногомастерства. Чему учите своих студентов в первую очередь?

-Студентов я, прежде всего, учу технике, потому что, как и в любом ремесле здесьважна банальная и простая практика, которой должно быть как можно больше. Втеории всё можно хорошо рассказать, но пока сам не попробуешь, ничего неполучится. Так что учиться необходимо только на практике и с полнымпогружением. Проводя занятия для студентов, я «ставлю им руку» и рассказываю отом, какие у нас есть инструменты в творчестве. Вот при выполнении двух этихусловий – «поставленной руки» и понимания смысла творчества, они начинаютразвиваться сами – фантазировать, выражать какие-то свои эмоции, реализовыватьэто в деле. Самое главное, чтобы студент научился понимать свойства ивозможности материалов, с помощью чего он может раскрыть свою творческуюзадумку. Занятий я провожу довольно много. Например, часто даю разовыемастер-классы, в рамках которых студенты приезжают в мою мастерскую в деревнеКрасновка. Там они занимаются, иногда остаются на несколько дней, чтобыполностью погрузиться в учебный процесс. Когда ты находишься с мастером рука обруку на протяжении нескольких дней, тогда это действительно можно назватьнастоящим погружением, которое даёт гораздо больше эффекта. Кроме того, япровожу дистанционные занятия для студентов Русской академии ремёсел, котораянаходится в Москве. Это, наверное, самая крупная организация в нашей стране,которая даёт профессию, выдаёт свидетельство. Помимо этого, я создал студиюгончарной керамики «Лепота» (от слова «лепить»), в которую тоже приглашаюучеников на занятия в разных форматах. Всё зависит от того, чему человек хочетнаучиться. Прежде всего я пытаюсь выяснить у студентов то, для чего им этонужно. Они хотят просто попробовать или же стать профессиональными керамистами?Каждый человек должен понимать, зачем ему это нужно. В зависимости от ответа, японимаю, какие именно знания надо дать студенту. Кроме того, студия «Лепота» -это еще и ежегодный фестиваль, в рамках которого проходит «Битва гончаров». Впрошлом году мы проводили его летом, при поддержке Крымского центрахудожественных промыслов, который я возглавлял на протяжении трёх лет. Учитываябольшой интерес к фестивалю, я решил, что это мероприятие мы будем проводить идальше. Поэтому фестиваль «Лепота» и саму «Битву гончаров» мы будеморганизовывать в этом году летом, если, конечно, не будет коронавирусныхограничений.

- Какими достижениями за свой труд Выгордитесь больше всего?

-Безусловно, я горжусь тем, что получил государственное почётное звание«Заслуженный мастер-ремесленник Республики Крым». Приятно, что государствооценило моё творчество и мой путь в нём. Однако, это и обязывает держать марку,соответствовать званию. Так что не снижаем планку и работаем дальше! Крометого, всегда горжусь, когда получается выразить в творчестве то, что я хотелвыразить. Когда удаётся воплотить в материале то, что задумал. Это такиевнутренние успехи, которыми я горжусь. А вообще, понятие «гордость» втворчестве – не совсем корректное, ведь это не о результате, а о процессе.Творчество – это процесс. Я живу в этой атмосфере. Это часть моей жизни.

- Где крымчане могут увидеть Вашиработы?

-Мои работы можно увидеть на многочисленных выставках и ярмарках, городскихпраздниках, которые проходят на территории Крыма, особенно в туристическийсезон, когда такие мероприятия чаще всего организовывают на полуострове. Ябываю практически на всех мероприятиях, которые проводятся нашимимуниципалитетами с участием мастеров-ремесленников. Там можно как посмотретьизделия, так и приобрести их.

- Как Вы считаете, что важно делатьдля сохранения и популяризации ремёсел, которые можно отнести к народнымхудожественным промыслам?

-Для того, чтобы сохранить или возродить что-то, нужно понимать, что это являетсянашими «скрепами». Это то, что создает нашу самоидентичность. Это то, что можноотстаивать. Это наш культурный код. Нужно прежде всего понять, что сохранить иподдерживать надо только то, что может существовать самостоятельно. Главное –не мешать. Потому что народное творчество в любом случае будет развиваться ипродолжаться, так как есть носители традиций, искусства и ремесла. Так илииначе они будут передавать это мастерство из поколения в поколение. Нужнотолько не мешать и создавать некую обучающую среду, где тот, кто хочет учитьбудет иметь такую возможность, а тот, кто желает учиться, сможет это делать.Необходимо просто свести мастера и ученика друг с другом. Это, наверное,сегодня самая большая проблема в вопросе сохранения и развития народныхремёсел. Есть очень много мастеров, у которых нет учеников. В конечном итогеэто разрушает их самих. Ведь, обучая, мы и сами учимся. Это тоже важно! А когдау мастера есть студенты, то он и развивается, и дает другим возможностьучиться.

- Что можете пожелать крымскиммастерам традиционных ремёсел в Год культурного наследия народов России?

-Не думать о деньгах и заказах, а сосредоточиться на творческом процессе. Это однаиз самых больших проблем для любого мастера. Когда хочется сделать то, чтохочется, а приходится делать то, за что платят деньги. Когда, например,приходит заказчик и говорит «я хочу вот это», а мастер делать этого не желает,но ему нужны деньги. Тогда он вынужден это делать, хоть это и убивает творчествои развитие. Многие наши мастера не занимаются творчеством как основным видомдеятельности – они где-то работают, а ремесло превращают в хобби. Тогда профессиональныйрост замедляется, ведь мастер не уделяет ремеслу всё свое время, будучи вынужденнымзарабатывать на хлеб. Хочу пожелать крымским мастерам в Год культурногонаследия народов России, чтобы они стремились к тому, чтобы их хоббипревратилось в работу. «Сделав себе имя», у вас будут приобретать не тольковашу продукцию, но и вашу историю, ваш культурный код. У вас будут покупатьизделия со своей собственной историей. Необходимо понимать, что вы, мастера,являетесь носителями традиций, а потому вам нужно всячески доносить наш культурныйкод до потребителя. Тогда и изделия будут реализовываться, и мастер сможетприйти к такому формату жизни, о котором я говорил. Тогда хобби позволитмастерам заниматься тем, что ему нравится и это будет занимать всё его время. Этои станет залогом в возрождении и сохранении традиционных ремёсел.

Карина Туз

Официальный сайт Администрации города Симферополя
????????...

Последние новости:

Как к Вам обращаться?