-1 °C
88,58 р.
97,43 р.
Вы можете войти при помощи быстрого входа/регистрации используя свой телефон
Или если у вас нет аккаунта войдите через социальную сеть
Войдя на портал и регистрируясь в нем Вы принимаете:«Южная столица» продолжает туристско-краеведческуюрубрику «Маршрут выходного дня», в рамках которой знакомит своих читателей с многочисленными интересными местами и достопримечательностями крымского полуострова, до которых можно добраться из Симферополя за час-полтора. Уверены, эта постоянная рубрика вдохновит многих симферопольцев на новые увлекательные путешествия и открытие неизведанных горизонтов родного края. Наступают выходные – в путь!
Качи-Кальон
Живописнаядолина реки Кача богата древними и средневековыми памятниками, особое местосреди которых занимает величественный Качи-Кальон, гордо называемый многими краеведами«крестовый корабль».
Городищерасположено в Бахчисарайском районе Крыма близ села Баштановка, на юго-западномсклоне горы Фыцки-Кая-Баш.
Памятникпредставляет собой объект археологии и архитектуры общей площадью 12,5 га, натерритории которого расположено пять естественных гротов и 118 искусственныхпещерных сооружений.
Первые научныеисследования на Качи-Кальоне проводились в 1930 году советскимиархеологами Евгением Веймарном и Николаем Репниковым.
Специалисты, изучив подъемный материал, пришлик выводу, что зарождение пещерного города восходит к VI – VII векам нашей эры. Впоследующем, Н. И. Репников опубликовал небольшую заметку следующего содержания:
«Вход к укрепленному комплексу перекрывает линиямощной стены, поднимающейся по склону и примыкающей к западному краю обрывамассива Качи-Кальонского утеса. Кладка этой стены частично выполнена из тесаныхкамней, местами использованы камни-дикари. С западной стороны комплексанаходилась башня, с которой производился обстрел пешего подхода, от башниосталось только основание. С восточной стороны стены находилась большая входнаякалитка».
По мнению Веймарна,крымский Качи-Кальон крайне интересен в аспекте изучения местных деталейсельского хозяйства средневековья, поскольку в результате археологическихразведок было насчитано и пронумеровано 60 хорошо сохранившихся тарапанныхкомплексов (давилен винограда).
Современныеархеологи считают, что пещерный город в разные периоды своего существованияявлялся и сельским поселением, и небольшим укреплением, а на последнем этапе —монастырем. Он многократно опустошался, ветшал и возрождался вновь.
В 1851 годутерритория Качи-Кальона принадлежала верующему помещику Хвицкому и по егозавещанию была передана в ведение Бахчисарайского Успенского скита. В начале ХХвека здесь образована Свято-Анастасиевская киновия (монашеское общежитие),подчинённая Успенскому монастырю.
Прибыв кподножию пещерного города, оглянитесь по сторонам. В 1932 году здесь пристроительстве автомобильной дороги был сделан срез земли и открыт культурныйслой толщиной до 2,5 метров. Среди находок - обломки гончарной посуды, трибольших пифоса и хозяйственные ямы.
Справа от дорогиузкой полосой тянутся сады, а слева вплотную подступают громады бело-серыхскал. За узким Таш-Аирским ущельем открывается широкий овраг с хорошомаркированной тропой, достаточно резко уходящей вверх. Здесь начинаетсяпешее путешествие на Качи-Кальон.
С первых метров маршрутанад вами громоздится высокая скала, природа и время покрыли ее поверхностьбесчисленными трещинами. Всмотритесь в них повнимательнее и вы увидите изображениебольшого креста. Не исключено, что именно рисунок природных трещин и профильсамой скалы, похожей, если смотреть с севера на юг, на нос корабля, породилиназвание пещерного города «Качи-Кальон» — «крестовый корабль».
Аккуратно поднимайтесьпо тропе выше. В скальных глыбах видны многочисленные и разнообразные вырубки:хозяйственные и жилые помещения, резервуары и давильные площадки, небольшиецеркви с гробницами около них.
Искусственныепещеры сохранились большей частью без существенных изменений. Всюду встречаютсявысеченные на камнях кресты. Большинство из них довольно ранние, вписанные вкруг: равноконечные, с двухлопастными расширениями и т. д.
У северного мысаКачи-Кальонской скалы начинается обращенный к западу первый грот. Он сильнозавален обломками скалы, и поэтому специалистам трудно судить о характереимевшихся в нем сооружений. Второй грот похож на первый, однако в немсохранилось много следов деревянных сооружений.Третий грот, в отличие отпредыдущих, — с искусственными пещерами, в одной из которых сохранились остаткинебольшой церкви. Южная стена храма, выступающая на площадку, была сложена изкамня. Размеры помещения для молящихся всего 2,5×2 м, а площадь алтаря,отделявшегося деревянным иконостасом, — 1,5×1,5 м. В полу устроена гробница,снаружи еще пять ей подобных; на стенах следы греческой росписи и крестов,выполненных красной краской и вырезанных в скале.Последний грот, пожалуй, самыйудивительный и красивый, он является храмовым гротом, именно тут и находитсяисточник Святой Анастасии. Напротив бьющего из скалы родника расположенакупель, в которую стекает вода. Над купелью вырезан в скале крест. Очень частоздесь стоят иконы и свечи.
Источник СвятойАнастасии, по старой легенде, появился послетрагических событий. На добрую девушку, пасшую скот, напали дикие звери,которые ее растерзали. Наблюдая за этой жестокостью и не в силах что-либосделать, содрогнулись горы и обрушили на зверей каменную лавину. Когда всестихло, стало понятно, что все мертвы, и в этой звенящей тишине горы обронилисвою слезу, превратившуюся в источник, который позже назвали источником СвятойАнастасии.
Александр Новиков