+2 °C
89,79 р.
98,87 р.
Вы можете войти при помощи быстрого входа/регистрации используя свой телефон
Или если у вас нет аккаунта войдите через социальную сеть
Войдя на портал и регистрируясь в нем Вы принимаете:. Православные верующие готовятся вступить в Страстную неделю, когда Церковь вспоминает пребывание Иисуса Христа в Иерусалиме перед распятием, смертью и схождением в ад. Это время самого строгого поста. Но что это значит? Почему полезно есть омаров и мидии, как разговеться на Пасху и не попасть в больницу — в материале РИА Новости.
Великий пост сурово ограничивает рацион верующих. А уж в Страстную неделю, если поститься строго по уставу, первые три дня придется питаться всухомятку, в Великую пятницу лучше вообще не есть и не пить (только немощным и больным разрешаются хлеб и вода), и лишь накануне Пасхи после литургии можно поесть хлеба и овощей.
"Естественно, мало кто из нас постится таким образом. Самое главное — если не можешь держать пост строго, держи как можешь, но не отступай от этого уровня. Если ты не можешь прожить без растительного масла, это не значит, что автоматом можно и вино пить. Человек должен понимать, что нарушает устав не из желания почревоугодничать, а по необходимости, по слабости или болезни", — говорит известный блогер и кулинар, иеромонах Феодорит (Сеньчуков).
Патриарх Алексий II, продолжает он, как-то разрешил всем учащимся есть в пост молочные продукты, особенно творог, потому что это полезно. "Но это не значит, что нужно бежать за тирамису. В Московской духовной семинарии раньше в Великий пост на стол ставили рыбу — для тех, кому поститься было тяжело. Но рыбу, а не яйца! И не вино. Все послабления должны быть чем-то обусловлены", — рассуждает священнослужитель.
Кулинарные посты отца Феодорита в фейсбуке часто вызывают бурные обсуждения. По его словам, главный повод для "наездов" — то, что все "слишком вкусно". Вот и в этот раз на Страстной неделе он собирается ("если силы будут") сварить большую кастрюлю щей по валаамскому рецепту.
"Я вообще супы люблю. Возьмем, к примеру, постный борщ. Варим обычный овощной бульон с морковкой, луком, лавровым листом, тушим свеклу с помидорами, для сладости добавляем мед. Идеально готовить борщ со свекольным квасом или соком ревеня. Кладем фасоль, лучше заранее замоченную, потом добавляем болгарский перец, немножко перца и чеснок. Помидоры режем кольцами. Совсем несложно!" — делится иеромонах любимым постным рецептом.
Но главным смыслом воздержания от еды в пост издавна было создание молитвенного настроя. Отцы Церкви справедливо считали, что длительная сиеста после сытного обеда этому не способствует. Поэтому постная пища должна быть не тяжелой, легко готовиться и не превращаться в кулинарные изыски.
"В древности считалось, что сэкономленные на постной еде деньги надо отдавать нищим. Увы, у нас сейчас другая ситуация — если человек на обед каждый день ест мраморную говядину, а потом переходит на омаров, с его деньгами ничего не случится", — отмечает священнослужитель.
По его словам, многие думают, что смысл поста именно в невкусной еде. Но пост вообще не про то. Пост — про усиленную молитву.
Так почему же сегодня никто не постится так вкусно, как описывали Шмелев и Гиляровский? Можно ли возродить эти традиции? В теории — да, но лучше открывать что-то новое, уверен повар Богородицко-Сергиевой пустыни в Республике Марий Эл иеромонах Диодор (Ларионов).
"Представляете, как готовили на Руси? Теперь технически повторить это очень сложно: почти все делали в русской печи, в духовке так не получится. Что такое "аутентичные" щи? Нарезали морковь, капусту, еще что было, закладывали в котелок, заливали водой и на ночь ставили в печь, которую истопили днем. Так же варили борщ, парили репу или тыкву. И практически ничего не жарили", — рассказывает он.
Впрочем, повар, по убеждению отца Диодора, в любой кухне должен ориентироваться на полезную и здоровую пищу. Сам он периодически готовит японский мисо-суп, который варится всего десять минут.
"Водоросли, грибы шиитаке, тофу, иногда можно положить креветки, зелень. Разве не монастырская еда?" — смеется он.
А еще монастырской братии полюбился французский вишисуаз — луковый суп-пюре.
Повар монастыря, убежден отец Диодор, обязан интересоваться своим делом. И вспоминает греческие монастыри, где впервые попробовал тушеное мясо акулы и научился готовить рыбу на углях. А в России, сетует он, современный монастырский повар чаще всего готовить ненавидит, и кухня воспринимается как место ссылки.
"Есть много разных диет, но мне наиболее подходящей для поста кажется средиземноморская, — полагает настоятель храма Казанской иконы Божией Матери города Орска священник Максим Бражников. — Она хорошо подходит для священников и пожилых прихожан, главный бич которых — сахарный диабет второго типа. Дороговато? Но необязательно же налегать на мидии и креветки. Достаточно запретить себе сахар, мучное и чересчур жирное, а в качестве источника белка прекрасно подойдет чечевица, фасоль. Каши — вообще идеальная постная пища. И овощи есть в магазинах. Среди макаронных изделий несложно найти те, что из твердых сортов пшеницы. И оливковое масло тоже имеется. А в праздники можно побаловать себя и "морскими гадами". Хотя, честно говоря, я не вижу препятствий в том, чтобы наши прихожане постом ели рыбу, тем более если им это советует врач".
По его словам, лучше всего позавтракать доброй овсянкой и выпить чашку чая, а затем уже совершать постные подвиги. На ужин можно потушить в духовке овощи или нарезать кольцами баклажаны, картофель и помидоры, заправить это все чесноком и луком, полить оливковым маслом и запечь.
Беда в том, что многие прихожане, по словам отца Максима, стараются соблюдать пост по всей строгости. Написано "во вторник сухоядение" — значит, ничего горячего не готовят, а в нарушении этого запрета видят серьезный грех. Нарушил пост — все, сам себя от причастия отлучает: "Я на этой неделе рыбу ел, я не достоин". "Так и хочется спросить: а рыба-то вашей душе что плохого сделала?" — недоумевает священник.
После ночной пасхальной службы отец Максим, как всегда, накроет в своем небольшом храме общую трапезу: легкий куриный суп, паровые котлеты, салаты. "И очень прошу людей не налегать на пасхальные яйца! Съели одно праздника ради — и слава Богу!" — говорит он.
Мирская профессия иеромонаха Феодорита — врач-реаниматолог скорой помощи. И каждый год в Великий пост и на Пасху он сталкивается с жертвами воздержания и переедания.
"К примеру, человек страдает хроническими заболеваниями желудочно-кишечного тракта и налегает на овощи и бобовые. Естественно, он попадает в больницу. А кто-то постом ест всего несколько фиников в день и заканчивает гипогликемией от недоедания. А когда люди, дождавшись Пасхи, начинают ЕСТЬ, мы получаем холециститы и панкреатиты: естественно — почти два месяца человек ничего не ел, а тут набрасывается на жирное, сладкое и калорийное", — рассказывает он.
Как же правильно выйти из Великого поста? Не устраивать в пасхальную ночь "праздник живота": "разговляться не значит начать есть как слон", — предупреждает иеромонах.