Быстрая авторизация

Забыли пароль?

Вы можете войти при помощи быстрого входа/регистрации используя свой телефон

Или если у вас нет аккаунта войдите через социальную сеть

Войдя на портал и регистрируясь в нем Вы принимаете:
пользовательское соглашение
«Любите ли вы театр так, как его люблю я…»
0
Выбери любимую фирму и получишь 500р на счет Город24!. Народный бренд 2024.

«Любите ли вы театр так, как его люблю я…»

139
Судакскому театру «Апартэ» 20 лет

Очень символично, что нынешний год, объявленный Годом театра, является вдвойне юбилейным для народного театра «Апартэ» Судакского городского Дома культуры: он отмечает свой 20-й день рождения, кроме того, исполняется 15 лет со дня присвоения ему почётного звания: в 2004-м коллектив получил звание народного любительского, которое не раз с успехом подтверждал, а в 2016 году при переаттестации по российскому законодательству — народного. Руководителем «Апартэ» со дня его основания (вначале в качестве театральной студии) является Зимфира Ибрагимовна Маштакова, режиссёр театра — Марина Дмитриевна Макарова.

20 лет — много это или мало? Если считать по сценическим наработкам — много. Потому что каждый год у «Апартэ» премьера. Причём выбор пьес и авторов для постановок впечатляет: «Ванькины именины» по сказке Мамина-Сибиряка (2000), «Формула любви» (2001), «Сильное чувство» по произведениям Ильфа и Петрова (2002), «Человек с бульвара Капуцинов» Э. Акопова (2003), «Зеркало Сен-Жермена» (2004) и «Чайка» (2005) Б. Акунина, «Театр — зеркало души» — отрывки из произведений М.Старицкого «За двумя зайцами» и М. Булгакова «Мастер и Маргарита» (2006), «Цилиндр» Эдуардо де Филиппо (2007), «Он, она, окно, покойник» Рэя Куни (2008), «Машина времени» — юбилейный спектакль по М. Булгакову (2009), «Частные жизни» (2010) и «Неугомонный дух» (2015) Ноэля Коуарда, «Кривые углы» А. Аверченко (2011), «Ша! Одесса имеет сказать пару слов» — по мотивам произведений одесских писателей (2012), «Очень простая история» М. Ладо (2013), «Красотка и семья» Сомерсета Моэма (2014), «Шекспир» Эльчина Эфендиева (2016), «Один день в городе Ч.» — по мотивам произведений А.Чехова (2017), «Фуршет после премьеры» В. Красногорова (2018). Кроме того, в «багаже» народного театра — множество литературно-музыкальных композиций и театрализованных постановок, которые он показывает на различных городских мероприятиях.

Судакский зритель любит «Апартэ», на его спектаклях всегда аншлаг. Известен театр и за пределами Крыма. Высокую оценку игре наших артистов и самим постановкам дают виртуальные зрители, те, кто смотрит видео-версии по Интернету.

Сегодня мы попытались сделать своего рода «портретные зарисовки» актёров «Апартэ», воспользовавшись знаменитой формулировкой классика литературной критики В.Г. Белинского, вынесенной в сегодняшний заголовок. Были заданы и другие вопросы, но их мы решили опустить, представляя монологи героев.


Зимфира Маштакова:

-В 1999 году осенью мы собрались в зрительном зале Дома культуры, и со дня основания наш коллектив не покидал эти стены. Мы любим нашу камерную сцену. И все, кто за эти годы каким-либо образом был причастен — играл, рисовал, танцевал — наверное, все эти люди любят театр.

У меня эта любовь со студенческой скамьи. Когда я училась в институте, на его базе был театр эстрадных миниатюр, в котором я участвовала, потом ходила в народный самодеятельный театр. Переехав в Судак, изначально я работала в библиотеке, и мы проводили совместные мероприятия с Домом культуры. И надо отдать должное Валентине Ивановне Мешковой (директор ДК — ред.), которая поддержала идею создания театра. Когда такая идея появилась, мы собрали творческую группу — Галя Дыбач, Олег Давыдкин, стала подтягиваться молодежь. В репетиционном процессе — мы выбрали постановку «Ванькины именины» — появилась Марина. Первый спектакль выпустили в марте, к Международному дню театра, и с тех пор у нас традиция приурочивать премьеру к этой дате.

На протяжении многих лет были верны «Апартэ» Святослав Мысив, Олег Давыдкин, Андрей Низовцев, Игорь Осадчук, Николай Петрович Рогов, остаются верны и сегодня Галина Дыбач, Марина Макарова, Алексей Рогожин. В разные годы участвовали в постановках Иван Верховин, Анна Пинициди, Константин Джигалов, Екатерина Кулькова, Александр Макаров. Органично вписались в наш коллектив ещё два Александра, Гарничев и Максимюк, Игнат Дыбач. Нашим постоянным свето- и звукооператором был Жан Батурин, спасибо ему большое, он нам дал много дельных профессиональных советов, ему на смену пришел Владимир Усков. Художником-декоратором все эти годы является Татьяна Храпач.

Каждый год мы ставим новый спектакль, и каждый из них становится нашим любимым. Мы живём в нём, живём в этой обстановке, тратим кучу времени на подбор репертуара, музыки, декораций. Вначале вместе с Мариной подыскиваем пьесу, если найдём что-то интересное, что затронуло, понравилось, предлагаем коллективу. Подобрать подходящий материал очень сложно, стараемся разнообразить жанры, наш любимый жанр — комедия, иногда это трагикомедия, чтобы можно было и всплакнуть, и посмеяться, и задуматься.

Есть сложности и с костюмами, т.к. материальной базы у театра практически нет. В прошлом году мы обращались за помощью в Симферопольский русский драматический театр, и они, спасибо им большое, давали в пользование свои костюмы. А так всё у нас сносится из дома. Помню, когда ставили «Красотку и семью», Марина вывезла сюда всю свою мебель, камин, статуэтки. В разное время нам частично помогали разные спонсоры. И есть у театра добрый друг, можно сказать, меценат, Геннадий Дмитриевич Чернов, который все эти 20 лет с нами, всегда откликается и помогает всем, чем может.

И хотя ни один человек в «Апартэ» финансово не стимулируется, нет, к сожалению, такой возможности, ради общего дела, ради театра наши участники жертвуют своим отдыхом, праздниками, выходными.

Что для меня театр? Это моя отдушина, это моя любовь. Это место, где я могу самовыражаться, и я готова отдавать ему и отдаю всё своё свободное время.


Марина Макарова:

-На протяжении всей жизни я так или иначе связана с культурой, у меня два профессиональных образования, по специальности режиссёр драматического коллектива. Ещё в школе я принимала участие во всех конкурсах чтецов, а поступать решила в педучилище. Но перед экзаменом заболела и не поступила. Свободного времени оказалось много, и я пришла в наш Дом культуры, где работала Надежда Сандетова, которая создала тогда театр-студию, и в 80-м мы выпустили первый спектакль, в котором я участвовала на этой сцене (потом мы с ним ездили по сёлам). Так состоялся мой дебют здесь. Под влиянием рассказов нашего руководителя я и поступила в культпросветучилище в Волгограде. В «Апартэ» я пришла как участник, но получилось так, что взяла бразды правления в свои руки.

Для меня театр — это некая атмосфера, попадая в которую, ты живёшь какой-то другой жизнью. Когда читаешь пьесу, это одно. А когда ты начинаешь творить, начинается действо, ты уже живёшь там. Для меня это, собственно, то, чем я занимаюсь всю жизнь. И сам творческий процесс для меня гораздо важнее, чем результат. Я тщательно подбираю музыку (музыка для меня — это отдельная тема): ложится — не ложится на нее текст, советуюсь со всеми нашими. В своё время мы приглашали в спектакли и танцевальные коллективы, ансамбль «Синяя птица» и Анастасия Полищук нам помогали всегда, и сами мы танцевали (я имею хореографические навыки). Я получаю удовольствие, когда идёт мизансцена, когда актёры начинают по-другому говорить, по-другому ощущать, когда всё складывается как пазлы.

Наш новый спектакль — по пьесе петербургского автора Екатерины Файн (очевидно, это псевдоним) «Тонька — золотая сумка». По жанру автор прописывает её как драму, мы будем ставить как трагикомедию. Время действия — наши дни. Что предопределило наш выбор? Что в этой пьесе есть над чем подумать, над ценностями духовными, особенно нынешней молодёжи. Пьеса написана в 2016 году, она удостоена премии в области драматургии.

Этот спектакль мы готовим для подтверждения звания народного театра и на фестиваль в Алуште, надеемся также показать его в ТОК «Судак», такую возможность нам любезно предоставлял в прошлом году гендиректор здравницы М.Ю. Костоев. В планах вновь побывать и в Кореизе, куда мы уже ездили со спектаклем в плане творческого обмена с местным народным театром «Антре» (его возглавляет моя однокурсница и подруга Елена Кравченко).

Сцена затягивает… И когда спектакль уже родился, премьера состоялась — ты выдыхаешь, и ощущение морального удовлетворения, что ты что-то сделал, что тебе аплодирует зал — это очень приятно.


Галина Дыбач:

-Когда же я пришла в «Апартэ»? Если 20 лет нам будет, значит, 20 лет назад. Я помню, Зимфира тогда начала в Доме культуры худруком работать. Валентина Ивановна предложила ей собрать молодёжь, чтобы создать театральную студию. И Зимочка попросила меня помочь, т.к. она имела тогда только филологическое образование (сейчас она учится на режиссёра), а я окончила училище искусств по специальности «театральная режиссура» и институт культуры, и у меня уже был опыт создания молодёжного театра-студии. Я, естественно, с доброй душой откликнулась. Мы продумали с ней анкету, вступительный экзамен: басню, монолог. Много пришло молодёжи из судакского колледжа. Потом к нам присоединился Олег Давыдкин, он как раз закончил культпросветучилище (теперь это университет культуры). Мы собирались, занимались сценическим движением, этюды разыгрывали. Режиссёра как такового у нас тогда не было, Зимфира была руководителем, потому что она всех собирала, а я начинала режиссировать первую нашу постановку «Ванькины именины», потом присоединилась Маринка Макарова. Т.е. это был такой у нас коллективный труд, наш пробный эксперимент.

Раньше мы часто делали литературно-музыкальные композиции, и, помню, когда мы с Зимфирой вели одну из них, посвящённую Пушкину, у меня как-то само собой сорвалось: в литературно-музыкальной композиции принимала участие молодежная театральная студия «Апартэ»… До этого мы долго искали название, Олег Давыдкин приносил специально словари театральные. И вот это французское слово «апарт», обозначающее в театре реплику в сторону, как-то само собой у меня из уст «выскочило». И мы решили, раз уж оно озвучено на публику, пусть остаётся.

Периодически к нам кто-то приходил, кто-то уходил, но костяк остался. Я каждый раз говорю, что сил нет и это последний мой театральный сезон — и вновь бегу на репетицию, несмотря на загруженность на работе. И так мы 20 лет держимся, и не можем без этого. Это как роды или создание чего-то: вот ты вынашивал ребенка, или лепил-лепил — и потом всё! Вот мы отыграли спектакль — и наступает опустошённость такая, она, конечно, приятная, и в то же время ты понимаешь, что она состоялась. И так каждый год, этим живём.

Я даже не представляю, как бы по-другому сложилось у меня. Дом, работа, театр, литературный клуб «Киммерия» — всё вроде одно и то же, но из этого складывается твоя жизнь. Как человек творческий, я не люблю административную работу, поэтому театр для меня — это отдушина, можно сказать, любовь всей жизни. И я рада, что Игнат (сын — ред.), можно сказать, с молоком матери (потому что во второй постановке «Апартэ» я играла на восьмом месяце беременности) впитал эту любовь. Для эстетического, духовного, внутреннего образования как личности это большой плюс ему, как и всем нам.


Алексей Рогожин:

-Театр для меня в каком-то смысле стал частью жизни. В «Апартэ» я 18 лет, со второго или третьего спектакля, хотя Зимфира Ибрагимовна приглашала меня, ещё когда я учился в школе, а она работала в детской библиотеке. Наконец уговорила. Правда, в эти 18 лет были перерывы, когда я не участвовал в постановках.

Самое сложное для меня — это попасть в образ. Иногда бывают роли, когда сразу всё понимаешь, а иногда — уже после премьеры, когда идут повторы, начинаешь по-другому этот образ понимать. Обсуждаем свои роли, советуемся друг с другом, с режиссёром, хотя у нас нет такого, что как режиссёр сказал, так и будет.

Самый пик позитивных эмоций — в день спектакля. Перед спектаклем — мандраж, но он хороший такой. Волнение в любом случае присутствует, иногда за пять минут до выхода, а потом, когда шагнул на сцену — как отрезало. Иногда даже случается, что от волнения забываешь слова, приходится выкручиваться. Была ситуация, когда просто «белый лист» у меня, минутная пауза на сцене зависла. Понятно, что премьерный показ самый громкий, он раз в год. Но бывает, что повторяем спектакль несколько раз, и каждый такой день — и до спектакля, и после — ты на подъёме.

Конечно, участникам нашего народного любительского театра сложно найти время для репетиций, к сожалению, иногда пропускаем, и я тоже, т.к. у каждого какие-то свои занятия, работа. После премьеры у нас традиция — такой корпоративчик небольшой, мы садимся, и я говорю: всё, ребята, это был последний раз, больше не могу, устал. Потому что выкладываешься эмоционально. И всё равно — осенью звонит Зимфира, звонит Марина, и собираемся опять. Я пробовал отказаться, брал паузу — но без этого тяжело, не хватает эмоций. Хотя иногда вроде немножко времени жалко, вроде бы мог что-то, допустим, дома сделать, а я иду на репетицию. Но потом понимаешь, что если бы я не пошёл, другие, не было бы этого театра, по большому счёту. Куска жизни просто бы не было, потратил бы его впустую. А так я, кажется, какую-то пользу, может быть, приношу, потому что в городе нет театра профессионального. Вообще-то театр — это любовь на всю жизнь.


Александр Максимюк:

-Искусство театра меня привлекало ещё со студенчества. Но увидеть мир театра изнутри повезло, когда Марина Дмитриевна пригласила меня в «Апартэ». Вначале я просто помогал: подай, принеси, включи, выключи. А когда ставили пьесу «Шекспир», меня, так сказать, добровольно-принудительно заставили сыграть роль санитара. И после этого началось моё становление в «Апартэ» как актера.

Для меня было сложно переступить через волнение, в первый раз даже коленки дрожали: казалось бы, на репетиции всё проходили, но когда чувствуешь дыхание зала, все на тебя смотрят… я забыл слова, хотя у меня их почти и не было. Теперь немного проще, это будет уже четвёртая моя премьера, но всё равно, думаю, будет мандраж.

Театр — это особое искусство, тут всё происходит в он-лайне, вживую, без дублей, как в кино, где можно переснять кадр. Сегодня мы сыграли так, на следующий раз получилось немного по-другому, стараемся, чтобы лучше было. Мы непрофессиональные актеры, приходим на репетиции уставшие, после работы — но потом, когда показываем конечный результат, когда закрывается занавес, и нам аплодируют, когда мы выходим на поклон и видим благодарные глаза — это дорогого стоит. Мы выступали несколько раз в прошлом году перед москвичами в ТОК «Судак», и они говорили: «Мы не ожидали, что у вас в провинциальном городе есть такой театр». Это было очень круто и очень приятно.

И хотя порой чисто физически хочется просто отдохнуть дома — спешишь на репетицию. Потому что если взялся, согласился — пока не будет сдан спектакль, надо идти дальше. А с другой стороны, у нас не так много развлечений в городе, и что — прийти с работы и сесть перед телевизором? А тут ещё и общение, выслушаем своих коллег об их проблемах и радостях, расскажем свои — и как-то не скучно жить дальше.

У нас город маленький, многие знакомы, и когда идёшь, а тебя спрашивают, когда снова премьера — это и есть радость.


Александр Гарничев:

-До «Апартэ» я не был любителем театра. Но в один прекрасный день мне позвонила Зимфира Маштакова и говорит: «Как бы вы отнеслись к тому, что я вас пригласила в наш театр?» Это было в 2016-м, даже не помню, сразу согласился или через какое-то время. Первой моей ролью была роль Сталина в спектакле «Шекспир», там большая экспрессия, выплеск эмоций, нужно кричать, чуть ли не плакать порой. Дальше уже закрутилось. Конечно, первая моя премьера — это огромное удовольствие, ты его ощущаешь, ты его понимаешь, ты его запоминаешь.

Страха перед зрителем у меня не было, я много раз выходил на сцену, со школы много пел, здесь даже на «Великом Шелковом пути» (фестиваль в Судаке — ред.) выступал. Плюс к этому работа в администрации в любом случае заставляет работать с аудиторией: большой зал, выступление перед депутатами — это всё создает ситуацию, в которой ты не должен волноваться. Здесь, волнение, конечно, было, но — первые слова, и оно, по большому счёту, сходит на нет. Первый раз выбивает напрочь ощущение реальности, ты работаешь на автомате: заученные эмоции, заученные фразы выскакивают. А с каждым последующим спектаклем уже вдумчивость появляется, возможность раскрыться где-то по-новому, не растеряться на сцене, если происходит форс-мажор. Смотрел, конечно, на других участников, учился — это такой неоценимый опыт. А сейчас я уже там, внутри, я уже в этом процессе варюсь и без него, наверное, не представляю себя настоящего. Это занимает какую-то значительную часть моей жизни.

Без увлечений в жизни ты чувствуешь себя недореализовано, незавершённо, когда появляются увлечения, чувство завершённости начинает появляться. Здесь, наверное, та же ситуация. Я дополнительно реализуюсь в разных направлениях, театр — одно из них. Играя для себя в большой части, ты ещё и доставляешь удовольствие тем, кто приходит на тебя посмотреть. Мнение зрителей, пусть даже они немножко приврут, очень важно. Хотя меня многие не узнали в первом спектакле, даже было так, что только через полгода в разговоре человек об этом узнал. И я был, конечно, приятно удивлён. В прошлом году мы несколько раз сыграли свой спектакль, и всегда были хорошие отзывы и полные залы. И было приятно каждый раз ощущать это «электричество» зрителей.


Ирина Карпенко:

-Я сама по себе творческий человек изначально. С малых лет, и в школе, и в институте, и где бы ни работала — я всегда была и певица, и актриса, и ведущая, во всевозможных театрализованных постановках участвовала. В Судаке мне всегда не хватало возможностей для раскрытия этого потенциала творческого, для самореализации. И я очень часто через своих подруг, которые общались с Мариной Макаровой, спрашивала: нельзя ли как-то попасть в «Апартэ»? Поэтому когда мне предложили роль, я была на седьмом небе от счастья, потому что так хотелось проявить себя в творчестве, хоть в какой-то, хоть в маленькой роли. Я очень рада и счастлива, что попала в этот театр. Коллектив мне очень нравится, потому что все люди творческие, сконцентрированные на искусстве, и все умеют друг другу помогать, всегда подскажут, поправят, как лучше сыграть. Атмосфера очень располагающая, вдохновляющая, я всегда бегу на репетиции.

Раньше я думала: почему у «Апартэ» только один спектакль в год? И ещё мне казалось, что я такая актриса непревзойдённая (Ирина улыбается — ред.), а когда я попала в эту «кухню», поняла, что это адский труд, и что мне нужно очень многому учиться. Мне казалось: что там? Я выйду вот так — трам-там-там. А оказалось, не всё так легко и просто. Я думала: сыграла бы так — а режиссёр мне говорит: надо вот так. Надо перестраиваться и видеть по-другому роль. И пусть репетиции забирают много времени, три-четыре раза в неделю, а то и каждый день, но без этого пусто. В прошлом году я не была занята в спектакле, и мне так недоставало этих эмоций. Я этим живу, для меня это наслаждение. Я рада сыграть даже самую маленькую роль, даже когда она просто сказать «да»-«нет». И, конечно, хотелось бы когда-нибудь сыграть одну из главных ролей. Для меня участие в «Апартэ» — это вторая жизнь.


Игнат Дыбач:

Я с самого раннего детства нахожусь здесь, практически не было ни одного спектакля, на репетициях которого я бы не был. Доходило иногда до того, что сидя в зале, когда мама репетировала после того, как забрала меня из детсада, подсказывал текст, который я уже успел запомнить, пока его учили актеры. И уже в третий раз выйду на сцену в спектакле в качестве актера.

Театр — это искусство, посредством которого можно выразить себя, играя какую-либо роль. Это искусство отличается тем, что ты можешь примерить практически любой образ и тем самым пережить фрагмент жизни другого человека. Можно быть им и открывать новые черты в себе благодаря новым ролям.

Вот такие они, преданные любимому театру люди, объединенные служением искусству, которое поднимает над суетой и обыденностью жизни, и которое они с радостью дарят нам, зрителям. Поздравляем «Апартэ» с Международным днём театра, желаем в юбилейный год новых успехов! И с завтрашней премьерой всех нас!

Городской журнал Судак ME
????????...

Последние новости:

Как к Вам обращаться?