+2 °C
91,06 р.
100,49 р.
Вы можете войти при помощи быстрого входа/регистрации используя свой телефон
Или если у вас нет аккаунта войдите через социальную сеть
Войдя на портал и регистрируясь в нем Вы принимаете:ДУША БАХЧИСАРАЯ
Гора, осеняющая долину, где спрятался Ханский дворец, называется Сувлу-Кая, что в переводе с крымскотатарского значит «скала, обильная водой». Смысл вполне понятен: мощный массив известняка является накопителем живительной влаги.
Между тем на некоторых открытках, изданных в начале XX столетия, указано иное название горы – Калас. Это слово претерпело, по-видимому, много искажений, и первоначальное его значение затерялось во тьме веков. Но у романтиков разгораются глаза! Ещё бы: Калас звучит почти как Кайлас – мистическая вершина в Тибете, центр Шамбалы.
Прямого сходства здесь нет никакого. Но важно другое: бахчисарайский Калас, как его гималайский почти тёзка, является и знаковой достопримечательностью, и местом для размышлений в поисках истины.
ГОРОД НА ЛАДОНИ
Восхождение на Сувлу-Кая начнём из сердца Бахчисарая. От Ханского дворца узенькая извилистая улочка тянется вверх. Главный ориентир символичен – огромный утёс, напоминающий наполненный ветром парус. Кажется, что он недостижим, но впечатление обманчиво.
За «парусом» открывается любопытный объект – участок древней дороги. Она была тщательно вырублена в прочном камне. Мастера продумали все детали. Например, сделали полотно дороги рифлёным: вырезали правильные ряды углублений и выступов, чтобы лошадь не поскользнулась.
Сразу возникают вопросы: кто, когда построил дорогу на неудобном крутом склоне? Откуда и куда она вела? Молчит скала…
Подсказкой может служить шикарная обзорная площадка на обрыве. Видно, что люди специально доработали выступ, сделав его поверхность плоской. С этой точки открывается полная панорама. Может быть, во времена расцвета Крымского ханства тут стоял шатёр и владыка наслаждался видом на свою резиденцию?
Действительно, дворец отсюда как на ладони. Под нами – Бахчисарай, спрятавшийся в уютной обширной долине. Дома кажутся игрушечными, и только звуки, наполняющие город, говорят о том, что всё происходит в режиме вполне реального времени.
На горизонте, на фоне неба хорошо видна вершина Бешик-Тау – «Колыбель-гора». Древнее предание гласит, что в недрах горы сокрыта колыбель, в которой родится Спаситель мира. Как тут не вспомнить философа-мистика Елену Блаватскую, которая утверждала, что грядущий Мессия родится именно в
Шамбале…
ГАРМОНИЯ ПРИРОДЫ
Впрочем, отвлечёмся от теософии, не станем углубляться в «Тайную доктрину» и обратим взор на главную цель нашего путешествия – скалы, похожие на сфинксов. Как настоящие сфинксы, они не страшатся времени. День за днём, тысячелетие за тысячелетием дожди и ветры обтачивают и полируют прочный камень.
Чувство, которое охватывает при виде мрачноватых истуканов, тонко передал Адам Мицкевич в сонете «Бахчисарай ночью»:
Поодаль глыбы скал уселись над горой,
Как будто дьяволы сошлись на суд Эвлиса.
И правда, если включить воображение, чуть ли не в каждом камне увидишь очертание джинна и даже угадаешь его настроение.
Отсюда открываются виды, которым позавидовал бы самый изысканный парк. Каждый поворот тропинки открывает взору новый ракурс. Гармоничное единство камня и дерева – заслуга величайшего художника по имени Природа. Естественную красоту сумели аккуратно дополнить люди. Более полувека назад они высадили здесь сосны. Деревья хорошо прижились и превратились в полноценный лес, где легко дышится и хорошо думается.
ЧЕРТЫ МИНУВШЕГО
Тропа спускается в город. В этом микрорайоне ещё сохранились уникальные исторические ландшафты. Элементы уходящей натуры можно увидеть и даже попробовать. Например, прекрасную воду из средневекового колодца. Его шахта вырублена в известняке (вспомните название скалы – «Водная»). Старое каменное навершие изборождено, как лицо морщинами, следами верёвок, на которых висело ведро.
В стене усадьбы можно увидеть фонтан – один из немногих, сохранившихся на родном месте. Несколько лет назад он был любовно отремонтирован. Добрые люди даже изготовили копию мемориальной плиты (подлинник хранится в фондах Бахчисарайского заповедника). Надпись на арабском языке рассказывает о «благом и прекрасном деле», которое в 1743 году совершил Али-ага, сын Инает-шаха во времена хана Селямета Герая.
На протяжении столетий фонтан исправно снабжал жителей улицы родниковой водой. Однако он выполнял ещё одну, очень важную роль. Неподалёку находилась мечеть, в которой собирались на свои радения дервиши. Так в исламе называют странствующих мудрецов, последователей суфизма – мистического и философского учения Востока. Очевидно, что перед богослужением дервиши приходили к фонтану, чтобы совершить омовение.
Печально, но «источник жизни» давно иссяк: керамический водовод от родника, находившегося выше, у подножия Сувлу-Кая, был разрушен.
Интересен двухэтажный дом – очень редкий образец традиционной крымскотатарской архитектуры. Его отличительная черта – второй этаж, нависающий над первым. Такой строительный приём, известный со времён Византии, использовался для увеличения площади жилого помещения на узких улицах и сложном рельефе.
Здесь живёт семья мастера Рустема Дервиша. Хозяин тщательно отреставрировал старинное здание, восстановил интерьеры, собирает коллекцию, посвящённую этнографии и культуре крымских татар, организовал мастерскую по изготовлению традиционных медных изделий. Стильный дом и улица, на которой он находится, в полной мере сохранили вид минувшего.
Кирилл БЕЛОЗЁРОВ.
Фото автора.