-1 °C
88,58 р.
97,43 р.
Вы можете войти при помощи быстрого входа/регистрации используя свой телефон
Или если у вас нет аккаунта войдите через социальную сеть
Войдя на портал и регистрируясь в нем Вы принимаете:С целью сохранения истории, популяризации краеведения и развития городского туризма, редакция симферопольской общественно-политической газеты «Южная столица Крым» начала проект «Старинные здания Симферополя», в рамках которого мы рассказываем о сохранившихся и утраченных объектах исторической застройки крымской столицы.
Караимская кенаса
Построеннаяболее 120 лет назад симферопольская кенаса является культовым сооружениемкараимов крымской столицы и великолепным образцом популярного в конце XIX -начале XX столетия архитектурного стиля. Здесь гармонично сочетаются традицииготического и византийского зодчества.
Заглянув впрошлое нашего губернского города и исходя из данных сохранившихся архивныхдокументов, становится известным, что к 80-м годам XIX века караимское обществоСимферополя значительно окрепло, у караимов появилась возможность приобрестиучасток земли и приступить к строительству здания кенасы.
В феврале 1889года караимы обратились к Таврическому губернатору с письмом, в которомговорилось: «В Симферополе нет специального здания для караимского молельногодома, оно помещается в старом и ветхом частном доме. Однако мы имеемвозможность приобрести у Шишмана Абрама Осиповича участок земли площадью 160квадратных саженей за 1500 рублей. Просим разрешение на приобретение этогоучастка земли».
Разрешение былополучено в июле 1890 года и вслед за этим стартовал сбор средств для постройкинового здания кенасы.
В качествестроительного материала зодчие использовали знаменитый крымский бодрацкийкамень, добываемый на берегах реки Бодрак. В те времена это был, пожалуй, самыйценный и красивый материал для местных построек, как бахчисарайских, так и симферопольских.
Здание кенасывступило в строй в 1896 году. В начале XX века старшим газзаном Симферопольскойкенасы был Б. С. Ельяшевич, который кроме богослужений, создал при кенаседуховный хор мальчиков, впервые выступавший по случаю дня рождения ГосударыниИмператрицы. Выступление хора имело большой успех.
Во дворе кенасыдолгое время существовала уютная караимская школа. Примечательно, что в 1912году, на содержание кенасы из наследства А. М. Гелеловича было выделено 1000рублей золотом, что являлось тогда очень внушительной суммой.
5 марта 1930года по решению властей кенаса была закрыта. По сообщению председателясимферопольского караимского общества «Чокрак», последним газзаном этой кенассыбыл Исаак Ормели. В 1934 — 1935 годах здание было перестроено, частично лишенокультового декора. При закрытии кенасы звезду Давида закрасили и поверх нее смонтировалипятиконечную советскую звезду.
С 1936 года вкенасе находилась редакция крымского радиовещания, а во время немецкойоккупации города располагалась конюшня.
В периоднахождения Крыма в составе Украины симферопольским караимамне удалось добиться передачи храма в их собственность. Однако, после долгожданноговоссоединения полуострова с Россией, здание было возвращено общине.
В последующем реконструкциякенасы была проведена в рамках Федеральной целевой программысоциально-экономического развития Крыма и Севастополя.
На реконструкциюздания было выделено 150 миллионов рублей. На объекте провели противоаварийные ивосстановительные работы, включающие в себя полную реконструкцию, в том числевосстановление фасада и замену кровли.
В 2021 годуспециалисты планируют приступить к внутренним работам. Об этом в эфире одной израдиостанций сообщил председатель комитета по культуре и охране культурногонаследия Государственного совета Республики Крым Николай Волков.
«Там требуетсявосстановить серьезное внутреннее убранство. Изначально по архивнымданным там все было очень торжественно, красиво. Сейчас проводится экспертиза,чтобы все вернуть в первоначальный вид. Думаю, что в 2021 году мы начнемвнутренние работы», - уточнил он.
По словамВолкова, по внешнему виду здания никаких замечаний не было, реставраторами всебыло выполнено качественно.
Сегодня во всеммире насчитывается порядка двух тысяч крымскихкараимов.Первое упоминание слова «караим» появляется в IX веке. Несмотря намалочисленность, потомки тюркских племен сохранили яркую самобытность и старые традиции,органично вписав их в современный поликультурный мир Крыма.
АлександрНовиков