+5 °C
89,72 р.
95,81 р.
Вы можете войти при помощи быстрого входа/регистрации используя свой телефон
Или если у вас нет аккаунта войдите через социальную сеть
Войдя на портал и регистрируясь в нем Вы принимаете:Десять дней каникул при рекомендации оградить личные контакты – рай для тех, кто любит книги. 2020-й уже показал нам всю фантастику мира, который на наших глазах становится настоящим. Верные ответы на кажущиеся неразрешимыми вопросы дают жанры фантастики и антиутопии. Жанры эти как кривое зеркало показывают нам гротескные миры, в которых мы можем оказаться, если не…
Антиутопия, построенная в первую очередь на человеческих подспудных страхах, – это и произведения, ставшие классикой, и новые рассказы, романы и даже пьесы, написанные сегодня в сложившихся обстоятельствах. От Платонова до Сорокина, от Воннегута до Стругацких, от Беккета до Стивена Кинга – лучшие писатели ХХ века обращались к псевдолегкому жанру.
Литературоведы и книгоиздатели отмечают рост популярности антиутопий в последние десятилетия. И особенно в году 2020-м. Объяснение найти легко: нам не хватает героев, не хватает аллегоричности, а главное – надежды на хороший финал самой безнадежной истории.
Свой выбор антиутопий объясняют литературный критик Михаил Визель и популярные не только в Крыму фантасты Сергей и Галина Малышевы, выступающие под общим псевдонимом Малиновски.
И крымчане, и московский литератор отмечают: литература очень чутко реагирует на время и не упускает шансов на гребне волны той или иной темы стать популярной.
"Хотя мы живем в условиях пандемии коронавируса всего десятый месяц, уже сейчас появилось некоторое количество книг, которые описывают сложившуюся ситуацию с научной или научно-популярной точки зрения. Например, могу с удовольствием рекомендовать книгу русского автора, научного журналиста Ирины Якутенко, которая так и называется "Вирус, который сломал планету", - говорит Михаил Визель.
Малиновски рассказывают, что в Москве был издан не только сборник стихотворений, но и антология научно-фантастических рассказов, посвященная пандемиям – прошлым или, возможно, грядущим. В скором времени в клубе крымских фантастов также должна выйти подборка рассказов крымских писателей на ту же тему.
Но есть и классика, которая, утверждают и Михаил, и Галина с Сергеем, потому и классика, что актуальна во все времена.
"Чем восхитительна художественная литература? Вроде сюжет об одном, в одних обстоятельствах, в одних условиях, а читаешь и понимаешь, что это совсем не про 18 век и не про 20 век, а про нас здесь и сейчас. К сожалению или к счастью, люди творческие умудряются предсказывать будущее – даже то, в котором жить совсем не хочется. Это и называется антиутопией", – рассуждает Визель и называет свой список книг must read.
Чапека сейчас в основном помнят, как человека, который придумал слово "робот". Но помимо пьесы "Рур", где это слово прозвучало, Чапек еще написал пьесу "Белая болезнь", где речь идет о некой загадочной болезни, захватившей Европу. Для Чапека болезнь была прямой аллегорией с фашизмом, который в то время в Европе и его родной Чехословакии не просто поднимал голову, а наступал как политическая эпидемия.
Еще одна аллегория фашизма как инфекционного заболевания прослеживается в романе . Это не совсем антиутопия, скорее описание реально произошедших событий во французском Танжере в северной Африке. Камю интересует то, как разно люди реагируют на происходящее.
Известнейший роман известнейшего писателя, вышедший аж в 1896 году. Речь идет об изолированном острове, на котором гениальный, но совершенно беспринципный ученый ставит опыты над живыми существами и делает из животных полулюдей-полузверей, пытаясь создать новую цивилизацию. Доктор Моро гибнет, а созданные им люди быстро возвращаются в свое естественное, природное, животное состояние. Казалось бы причем здесь мы? Читайте – узнаете.
Это первая книга, оказавшаяся флагманской в целой серии очень удачных сиквелов. Глуховский придумал убедительный мир после ядерной войны: произошла глобальная катастрофа, привычная цивилизация погибла, люди выжили в московском метро, где каждая станция стала своим отдельным миром со своей системой ценностей и системой управления.
Близкая нам по времени и теме книга вышла в 2011 году. В ней речь идет об эпидемии, которая начинается с того, что столица оказывается отрезана от области. Модное произведение, хотя бы потому, что по нему в конце 2019 года сняли неплохой сериал.
Действие пьесы происходит в больнице, в коронавирусной палате, куда попадают волею судеб самые разные люди - от разносчика пиццы до депутата.
Коронавирусу посвящена еще одна пьеса - . Дмитрий Данилов, писатель авангардного толка, в последние пару лет неожиданно стал успешнейшим драматургом. Во время карантина придумал такую штуку как зум-пьеса – герои по ходу действия между собой разговаривают в зуме. По пьесе только что вышел одноименный фильм.
Небольшой рассказ американского писателя 1954 года относится к уникальному жанру комической антиутопии. Описываются совсем не веселые события, но так, что читателю становится весело и хочется жить в этом антиутопическом мире. По сюжету, Земля подверглась нашествию таинственных негуманоидных инопланетян, которые питаются током, и на Земле исчезло все электричество. Казалось бы, катастрофа, конец цивилизации. Но по задумке Фредерика Брауна начинается настоящий "золотой век", потому что люди перестают спешить, снова начинают вечерами дома музицировать, а не слушать записи, начинают ездить на лошадях и паровозах – и все прекрасно.
"Кстати, хочу заметить, в марте, когда нас перевели на дистанционный режим работы, я сам написал книгу, которая как будто бы о нашей ситуации, но она о Пушкине. В книге "Пушкин, Болдин и карантин" я разбираю все 19 писем, дошедших до нас, которые Пушкин написал из Болдино своим друзьям, деловым партнерам и невесте. Во время работы над книгой я убедился и, надеюсь, смог дать понять своим читателям, что Пушкин во многом сталкивался с теми же проблемами, с которыми мы сталкиваемся сейчас – обрыв коммуникаций, вставшие дела и платежи... Вы будете смеяться, но он успел высказаться даже по поводу дефицита гречки и туалетной бумаги", - резюмирует Михаил Визель.
Сергей и Галина Малиновски в своем рекомендательном списке тоже обращаются к классике.
Сейчас Оруэлл на гребне читательской популярности. Видимо потому, что очень много предсказал. Но если раньше говорили, что его "предсказания" касаются Советского Союза, то сейчас вдруг выяснилось, что образы и метафоры его произведений очень подходят и к тому, что происходит с Соединенными Штатами и Великобританией. Книги-притчи, полные юмора и понимания, что нет ничего ужаснее несвободы.
Это тоже классика. У Кларка можно читать любую книгу, не только "Звезды", считают писатели-фантасты. Кларк в своих произведениях часто дает направление: куда идти, куда смотреть, чтобы выпутаться из того состояния, которое сложилось у человечества. Два мира, две культуры и две цивилизации описаны в этом романе. Как найти точку их соприкосновения?
Однажды жители Лондона с интересом наблюдали необычное явление – зеленый звездный дождь, озаривший небо. Наутро свидетели загадочного явления проснулись слепыми, а вскоре стало ясно, что зрения лишилось почти все население Земли. Те немногие, кто сумел сохранить зрение, получают почти безграничную власть и доступ к накопленным человечеством ресурсам.
Британский писатель, предтеча киберпанка. Вводит в обиход понятие "червь" для описание софта, который распространяет сам себя через сеть, что опережает сам факт появления подобных вирусов на несколько лет. В рассказе люди отброшены в каменный век. На протяжении произведения они пытаются найти ответы на вопросы, находясь в поиске верных действий в сложной ситуации.
Автор известнейшего произведения, по которому снят мистический ужастик "Ребенок Розмари", написала утопический роман. Он описывает некое идеальное общество, в котором побеждены человеческие пороки и в котором все его члены счастливы и живут ради общества, а не себя. Управляется общество с помощью компьютера. Бездушная машина принимает все ключевые решения в жизни людей.
Впереди еще много свободных дней. Посвятите хотя бы некоторые из них новым впечатлениям и знаниям. Глядишь, они нам еще пригодятся в будущем. Которое когда-нибудь станет или не станет настоящим.