+6 °C
89,72 р.
95,81 р.
Вы можете войти при помощи быстрого входа/регистрации используя свой телефон
Или если у вас нет аккаунта войдите через социальную сеть
Войдя на портал и регистрируясь в нем Вы принимаете:Главная достопримечательность Феодосии – картинная галерея имени Айвазовского - в этом курортном сезоне не сможет принять гостей. Ранней весной ее закрыли на ремонт.
Что происходит в доме мариниста прямо сейчас, где теперь хранятся драгоценные полотна мастера и какие тайны много лет скрывали стены этого старинного дома, выясняла корреспондент РИА Новости Крым.
Вилла Маэстро – такое имя дому Айвазовского дали жители города еще при жизни художника. Дом построили в 40-е позапрошлого века. По словам директора галереи Татьяны Гайдук, большие ремонты здесь проводили дважды: с 1944 по 1945 год, после освобождения города от фашистов, устроивших в большом выставочном зале конюшню, и с 2003 по 2009 год - поэтапно, небольшими очередями.
Пять лет назад, в год празднования 200-летия Айвазовского, много говорили о плачевном состоянии объекта. Сюда приезжали многочисленные "высокие гости", в том числе глава правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев. После этого визита дом попал в ФЦП. Несколько лет готовили проектную документацию, решали другие подготовительные вопросы, а в марте 2021-го на объект зашла подрядная организация – московское ООО "НСТ". Ее представитель Эдуард Нагорский ведет нас по двору галереи.
"На этапе подготовительных работ этого достаточно, скоро сюда прибудут еще специалисты, в том числе московские художники-реставраторы. Здесь будет сделано все полностью: все наружные и внутренние сети будут новые, в том числе дренажная система водоотведения, брусчатка во дворе. Сейчас полностью демонтируем старую штукатурку внутри и снаружи, занимаемся устройством нового пожарного поста, где будет сосредоточена вся охранная система. Далее начнем реконструкцию бывшего каретного двора, где потом разместится фондохранилище", - рассказывает Нагорский.
На объекте трудятся около 60 человек. Сейчас подготовительный этап практически завершен. Внутренние демонтажные работы в выставочных залах, административных помещениях и на цокольном этаже почти окончены. Дальше за дело возьмутся электрики, затем будет устроено отопление и трехуровневая система осушения – для старинного приморского особняка это весьма актуально. Заключительным этапом станут отделочные работы.
Из внутреннего дворика следуем в Большой выставочный зал. Последний раз посетителей сюда пускали в 2007 году. Потом из-за аварийного состояния зал закрыли.
"Здесь будет очень красиво", - обещает Нагорский и указывает на нишу в стене, которая была открыта в ходе демонтажа верхних слоев штукатурки. Ниша выкрашена в темно-бордовый цвет.
"Очень долго она была закрыта, и слои внутри нее отличаются по толщине от остальных стен. Специалисты авторского надзора считают, что это и есть цвет, которым здешние стены были выкрашены изначально. Поэтому будет приблизительно такой же", - поясняет наш собеседник.
Крыша над этим залом совершенно необычная – трехуровневый световой фонарь, который был сконструирован при строительстве галереи таким образом, чтобы солнечный свет, преломляясь в гранях стекла, создавал естественное освещение, но не мог навредить полотнам. Чуть позже специалисты займутся восстановлением этой конструкции. Пока возводят временную кровлю, которая защитит зал от осадков в процессе реставрации постоянной.
"Также заменим здесь подшивку потолка, постелим новый пол, устроим новую систему подвеса картин, специалисты из Москвы проведут реставрацию лестницы и деревянных элементов, оставшихся со времен Айвазовского. В общем, полностью выполним все технологические решения, которые возможны", - объясняет прораб.
"Вот тут виден проем. Судя по замковому камню сверху, очень старый", - под слоями штукатурки в разных частях дома открываются его тайны: заложенные оконные и дверные проемы, арки и шахты. Когда-то внутренняя планировка здания была иной.
"Некоторые интересные вещи мы узнали еще в 2000-х годах, когда в украинский период у нас шли реставрационные работы. Теперь все вскрывается более масштабно, и нам лучше понятна история дома, то, как пользовались этими комнатами. В частности, в стенах открылись воздушные ходы. Вероятно, по ним из каминов перемещался теплый воздух, чтобы сделать этот большой дом у моря теплее. На фасаде этого нет – он самый холодный, обращен к морю, на нем появлялся бы конденсат", - говорит Татьяна Гайдук.
Все, что открывают строители, научные сотрудники внимательно фиксируют и документируют – это драгоценная история дома.
"А вот клад мы здесь пока не нашли", - улыбаются рабочие.
Следуя сквозь галерею комнат, выходим на длинный балкон, обращенный к морю.
Противоаварийные работы на главном фасаде здания проводили в 2017 году.
"Предыдущий подрядчик выполнил фасад некачественно – все в трещинах. В рамках теперешних работ выполним все согласно проекту. Фасадные работы будут полностью сделаны за лето – в холодное время года нельзя, на зиму лучше оставить внутренние работы. Чтобы все это выглядело эстетично, тут будет растянут баннер в два уровня – один закроет балконы, другой – нижнюю фасадную часть", - обещает Нагорный.
Скульптуры на балконах тоже отреставрируют, а вот статуи грифонов заменят новыми:
"Существующие бетонные грифоны – это послевоенный новодел. Их демонтируем и отдадим пользователю, который распорядится этим имуществом на свое усмотрение. Настоящие грифоны были керамическими. Единственный такой сохранился и находится в фондах галереи, по его примеру скульпторы сделают новых, тоже керамических".
А вот точный цвет фасада пока никто не называет. Решено, что будет восстановлен цвет стен 1897 года. Как поясняет прораб, предстоит несколько "выкрасок" и ряд согласований со специалистами авторского надзора, с целью определения точного оттенка: "Могу сказать только то, что цвет будет похож на теперешний".
Над входом в дом сестры мариниста (второй корпус галереи) тоже расположен просторный балкон. Его удерживают внутренние конструкции и внешние литые чугунные консоли потрясающей красоты.
Такие же держат козырек над входом в Большой зал основного корпуса.
"На протяжении всего XIX века использовалась ковка. И у Айвазовского в 1880 году, опережая время почти на два десятилетия, в глухой провинции на окраине империи возникают литые детали. Уникальный случай!", - этим обстоятельством в музее очень гордятся и говорят, что старинные консоли тоже подвергнутся реставрации.
Сроки ее начала для второго корпуса пока не определены, но предполагается, что рабочие перейдут сюда сразу после завершения первого этапа работ. Пока сюда не пускают даже журналистов: "У нас суровый режим в этом помещении. Сюда никто не допускается. Сейчас здесь хранятся все наши фонды. Айвазовский развешан на стенах, поскольку его полотна очень большие по размеру. Остальное расставлено на вертикальных и горизонтальных стеллажах, в соответствии с правилами хранения. Ежедневно мы контролируем температуру и влажность, проверяем состояние живописи и графики", - объясняет директор галереи.
По проекту работы в главном здании должны быть завершены до конца 2022 года, однако подрядчик планирует управиться уже в апреле. Еще несколько месяцев займет обратный переезд: музейщикам предстоит перевезти 14 тысяч единиц хранения, правильно их расположить, сделать экспозицию. После этого Вилла Маэстро начнет новый отчет своей истории.