+9 °C
86,68 р.
96,08 р.
Вы можете войти при помощи быстрого входа/регистрации используя свой телефон
Или если у вас нет аккаунта войдите через социальную сеть
Войдя на портал и регистрируясь в нем Вы принимаете:«Южная Столица» продолжает рассказывать о народах, проживающих в Крыму, а также об их национально-культурных обществах, созданных на полуострове. В преддверии приближающегося праздника «Вардавар» мы пообщались с председателем Общественной организации - местной армянской национально-культурной автономии городского округа Симферополь Георгием Акопяном.
- Георгий Робертович, расскажите,пожалуйста, с чего началась история армянского народа на полуострове?
- История связей армян с Крымом уходит корнями вглубокую древность. В настоящее время арменоведы и крымоведы полагают, чтопервые связи армян с жителями полуострова могли возникнуть в эпоху правленияпонтийского царя Митридата VI Евпатора –– тестя и союзника наиболеемогущественного царя Армении –– Тиграна Великого. Так как наши соотечественникивсегда славились мастерством устанавливать торговые связи и формировать мощныевоенные отряды, историки, основываясь на сообщениях греческого географаСтрабона, утверждают, что армяне на рубеже эр имели в том числе и экономическиеотношения с населением Крымского полуострова, являвшегося ключевой территориейна Северном Причерноморье.
В эпоху средневековья армяне играли важную роль вобщественно-политической и экономической жизни Византии. Собственно, в этовремя именно оттуда они и проникали в Крым, где Восточная Римская империявладела рядом пунктов.
Армянские купцы играли значительную роль вчерноморской торговле, о чем свидетельствуют нотариальные акты генуэзцев концаXIII в. Они принимали активное участие в торговой деятельности самих итальянцевна крымском побережье. Часто именно крымские армяне осуществлялираспространение привозимых товаров на север и восток. Серьезную роль сыграли онии в развитии ремесленного производства в Крыму, составляя значительный процентторгового и ремесленного населения Каффы (Феодосия), Сурхата (Старый Крым),Судака, Карасубазара (Белогорск).
- А как и когда появиласьнационально-культурная автономия армян в Крыму?
- К 1989 году в Крыму было около 2,8 тыс. армян, изкоторых депортированные в годы Второй Мировой войны крымские армяне и ихпотомки составляли мизерную часть. Начало возвращение на родину крымских армянбыло связано с процессом этнической консолидации армянской общины, еестремлением к возрождению национального языка, истории, культуры, быта,традиций и сохранение национального облика.
В 1989 году приКрымском отделении Украинского Фонда культуры было создано Крымское армянскоеобщество культуры «Луйс». В 1991 г. оно преобразовалось в Крымское армянскоеобщество (постановление Совета министров Крымской АССР от 20.08.1991 г. №194).
В соответствиисо ст. 3 Постановления Верховного Совета Украины «О порядке ведения в действиеЗакона Украины «Об объединениях граждан» от 16 июня 1992 года, Крымскоеармянское общество перерегистрировано коллегией Управления юстиции Советаминистров Крыма от 18.01.1993 г. за №1.В связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованиив составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и городафедерального значения Севастополя (Федеральный конституционный закон от 21марта 2014 года № 6-ФКЗ) и в связи с созданием Общественной организации«Региональной армянской национально-культурной автономии Республики Крым»прекратилась деятельность Крымского армянского общества с января 2015 года.
- Каковы главные задачи и целиавтономии на сегодняшний день?
Существуетнесколько основных проблем, стоящих перед Крымским армянским обществом насегодняшний день. Во-первых – сохранение армянского культурного наследия Крыма.На территории республики находятся 11 объектов культурного наследияфедерального значения – армянские церкви 12-14 вв. Шесть из этих 11-тинаходятся на грани полного уничтожения. Эти церкви находятся в Феодосии и селахБелогорского района. Одна из первоочередных задач – добиться их реставрации,так как будущие поколения не простят нам того, что в светлом 21 веке мы несберегли христианское наследие полуострова. Это наша общая культура. Культурамногонационального Крыма.
Во-вторых– в этом году исполняется 150 лет со дня рождения великого крымского армянскогокомпозитора Александра Спендиарова. Наша община обращалась в Минкульт Крыма, вадминистрации городов для совместной организации празднования юбилеякомпозитора, так как это событие международного уровня. Юбилей композитораСпендиарова внесен в календарь памятных событий ЮНЕСКО, а музей Спендиарова вЕреване назначен координатором проведения торжественных мероприятий.
В-третьих– в Крыму существует единственный поселок компактного проживаниярепатриированных армян – Айкаван. Однако, в поселке отсутствуют детский сад ишкола. Также нужно наладить регулярное транспортное сообщение междуСимферополем и поселком Айкаван. Одним словом – в поселке, напрочь, отсутствуетинфраструктура.
В-четвертых– до сих пор продолжаются суды по приостановке строительства на территорииохранной зоны объекта культурного наследия федерального значения «ЦерквиСвятого Геворга» в Феодосии. Однако, этот вопрос должен решаться с вовлечениемреспубликанской исполнительной власти, так как пока что сохранность церквиотстаивает только армянская община Крыма.
- Какие направления деятельностиосуществляет организация?
- Наша организация создаетусловия для сохранения самобытности, развития национального языка, образования, возрождения традицийнациональной культуры в различныхформах.
Помимо этого, мы осуществляем содействиеразвитию сотрудничества и взаимопонимания с другими национальными объединениями, действующими на территорииРоссийской Федерации.
- Участвуете ли Вы в каких-то городскихмероприятиях в городе и на полуострове?
- Ежегодно участвуем в городских мероприятиях,на которые приглашают, а именно демонстрируем национальную культуру, традиции икухню. Также, каждый год мы проводим множество мероприятий. Например,национальный праздник «Тэрэндез» (Сретение господне (13 февраля во двореармянской общины, г. Симферополь). Отмечаем мы и памятные мероприятия,приуроченные к годовщине Геноцида армян в Османской империи (24 апреля, г.Симферополь). Празднуем День поселка Айкаван (28 мая, п. Айкаван,Симферопольского района). Еще один праздник - «Вардавар» (г .Старый Крым,монастырский комплекс Сурб Хач). Другой - праздник «Сурб Хач» (13 сентября,г.Старый Крым, монастырский комплекс Сурб Хач). Устраиваем фестиваль «МорскаяАрмения» в Ялте и г. Симферополе (сентябрь-октябрь). И, конечно, не забываемпро новогоднюю елку для детей во дворе общины в Симферополе.
- Близится важный для армянскогонарода праздник – «Вардавар». Расскажите, пожалуйста, о его традициях и истории.Каковы обычаи празднования «Вардавара»? Будете ли Вы отмечать его в этом году?
- В ряду армянских традиционныхпраздников Вардавар - это, безусловно, самый большой летний праздник, один изглавных праздников Армянской Церкви и один из самых любимых в народе. Онотмечается на 98 день после Пасхи. Праздник установлен в честь ПреображенияГосподня на горе Фавор. Согласно Библии, Иисус Христос, Спаситель с тремя апостолами:Петром, Иаковом и Иоанном - поднялся на гору Фавор, где им явились пророкиМоисей и Илья. Разговаривая с ними, Христос преобразился, а Его одежда сталабелее снега.
Однако, этот праздник, несмотряна свою истинно христианскую сущность, сохранил ряд более древних,дохристианских черт. Само слово «Вардавар» имеет различные толкования. Попреданию Армянской Церкви, св. Григорий Просветитель –– первый КатоликосАрмении, назначил праздник Преображения на первый день армянского календаря ––1-е число месяца навасард (11 августа). В этот день отмечался языческийпраздник, и в результате, некоторые его элементы сохранились в обрядахнародного празднования Преображения. По аналогии с православными праздниками,получилось примерно как с днем Ивана Купалы или Ильи Пророка.
По одной из версий, само название праздника «Вардавар»(или «Вардаматн») восходит своим корнем к слову «вард» (роза) и означает«осыпать розами». В дохристианской Армении Вардавар связывали с богиней любви икрасоты Астхик и любовью между нею и богом Ваагн.
Праздник сопровождалсятрадиционными песнями, танцами и играми. Люди дарили друг другу розы, авлюбленные юноши пускали в небо голубей. Если голубь трижды кружился над крышейдома его любимой, осенью ее выдавали замуж. Как и другие традиционныепраздники, «Вардавар» также несет в себе смысл плодородия. Люди с двухдневнымприпасом еды шли к святым источникам, вели за собой украшенных животных,которых резали для приготовления праздничной трапезы и раздавали всем, восновном, неимущим, как пожертвование – «обед любви» (матах).
По другой из версий, слово«Вардавар» состоит из корней «вард (уард)» - «вода» и «вар» - «мыть, поливать»,означает «опрыскивать водой», что и составляет смысл праздника. Согласнодошедшей до нас древней легенде, на свете жил богач, требовавший за пользованиепринадлежащей ему водой отдавать в рабство юных красавиц. Храбрый юноша Варданпобедил злодея и освободил девушек. В этот день принято обливаться водой.Праздник начинается с самого раннего утра. Все поливают друг-друга водой, ктоиз чего может, невзирая при этом ни на возраст, ни на пол, ни на общественноеположения. Обижаться или проявлять недовольство нельзя, потому что считается,что в этот день вода обладает целебной силой.
С 1994 года среди армян Крыма возобновилась традицияширокого празднования Вардавара.
Армяне со всех концов Крыма и гости из других регионовРоссии, Армении, представители другихнациональных общин, просто крымчане собираются у стен средневекового монастыряСурб Хач, чтобы вместе отметить радостный христианский праздник.
В 2021 году,традиционно, будет отмечаться праздник «Вардавар», на котором свои концертныеномера продемонстрируют ансамбль танца армянской национально-культурнойавтономии Республики Крым «Арарат» и ансамбль народного танца «Единство», также планируется выступления вокального ансамбля «Нахичевань» и Танцевальногоансамбля «Звартноц».
В течение дняпланируются тематическая детская игровая программа (музыкальные и танцевальныеконкурсы, спортивные соревнования, игры с водой), аквагримм для детей, мастер-классыпо живописи. Как и всегда будет интересно и весело.
В этом году наша община планирует организовать вовремя празднования Вардавара сбор помощи армянским солдатам, получившим увечьяво время последней Арцахской войны. Это будет адресная помощь. Также мы хотимподелиться идеей этой акции с армянскими автономиями других регионов России иоказать помощь как можно большему количеству пострадавших.
- Скажите, какими яркимидостижениями автономия гордится больше всего?
- Одной из первых задач, которую мы поставилиперед собой — была ревизия армянских памятников. В начале июля 2019 года быласформирована делегация из руководства КАО и историков и архитекторов для того,чтобы понять как обстоят дела с нашими средневековыми церквями. В июле 2019года Комиссия РАНКАРК по уточнению состояния памятников архитектуры армянскогозодчества провела осмотр армянских храмов Сурб Саргис и Сурб Урбат в с. Тополевка,а также храмов, памятников армянского зодчества в г. Феодосии. Ситуация плачевная, и сейчас мы работаем надтем, чтобы добиться финансирования для церквей Сурб Урбат и Сурб Саргис вТополевке и Всеспасителя в Богатом.
9мая 2020 состоялось торжественное открытие мемориала Герою Советского СоюзаАшоту Апетовичу Аматуни в г. Симферополь. Автором проекта мемориала выступил архитекторМеружан Петросян. Памятник установлен по инициативе и на средства меценатовКрымской армянской общины.
Выделение места подцерковь, газификация посёлка Айкаван, приостановка строительства на территорииСурб Геворг в г. Феодосия.
- Каковы планы организации набудущее? Есть ли какие-то задумки, которые Вам бы хотелось воплотить в жизнь?
- Координация армянской молодёжи,строительство армянской церкви, благоустройство посёлка Айкаван, восстановлениеармянских храмов – наши главные цели на ближайшее время. Дальнейшеесотрудничество, направленное на развитие межнациональных отношений международами на многонациональном полуострове Крым – одна из важнейших задач.
Карина Бочарова