+5 °C
89,72 р.
95,81 р.
Вы можете войти при помощи быстрого входа/регистрации используя свой телефон
Или если у вас нет аккаунта войдите через социальную сеть
Войдя на портал и регистрируясь в нем Вы принимаете:С целью сохранения истории, популяризации краеведения и развития городского туризма, редакция симферопольской общественно-политической газеты «Южная столица Крым» продолжает проект «Старинные здания Симферополя», в рамках которого мы рассказываем о сохранившихся и утраченных объектах исторической застройки крымской столицы.
Кебир-Джами
Расположенная вСимферополе мечеть Кебир-Джами в настоящее время является особо ценным памятникомархитектуры, а ранее была важнейшим градоформирующим объектом крымскотатарскогопоселения Ак-Мечеть.
По утверждениямисториков и ученых, Кебир-Джами – старейшее из ныне действующих сооружений нетолько в крымской столице, но и на всем полуострове.
Среди малоэтажнойзастройки былой Ак-Мечети, двухэтажная кафедральная мечеть являлась главной организующейдоминантой, вокруг которой рос и развивался крымскотатарский город с десяткамиулиц, улочек, тупиков. Все пути вели к храму и близлежащим площадям: культовой,базарной, водоразборной. Кебир-Джами гармонично объединяла имевшуюся застройкув единое целое, придавала поселению местный неповторимый колорит и особуювыразительность.
В первой половинеXVIII века мечеть горела, а в1888 году исследователь Ф. Пашков обнаружил в Кебир-Джами едва заметную тогдаарабскую надпись: «Мечеть сию, соорудил во славу Величества ханаСултан-Менгли-Гирей Абдурахман-бен-Али…». Хронограмма над главным входом —«1508 г.» Эта датировка в последующем стала официальной и вошла в большинствонаучных и краеведческих источников как год появления мечети.
В прежние временаКебир-Джами вместе со всеми вспомогательными постройками занимала отдельный,довольно значительный земельный участок. В единый архитектурный комплексвходили медресе (духовное училище) и тэкие (монастырь), объединенные общейдворовой территорией.
Медресе приКебир-Джами размещалось в небольшом домике, имевшем две комнаты, пол был покрытвойлоком, а вдоль стен были узкие полки. Здесь же располагалась столовая для питаниябедных прихожан.
Кебир-Джами долгоевремя имела свое очень развитое вакуфное хозяйство, состоявшее из садов, земельи недвижимого имущества.
Послеприсоединения Крыма к России, рядом с мечетью появились православные храмы – церковьКонстантина и Елены, Петропавловский собор, Святотроицкий женский монастырь.
На рубеже XIX и XXвеков мечеть Кебир-Джами начала приходить в довольно ветхое состояние инуждалась в серьезном ремонте.
В 1905 году имаммечети Эмиров обратился в вакуфную комиссию со следующим прошением: «Озабоченприведением в исправное состояние мечети по Госпитальной улице, выстроеннойродом Таврических муфтиев и ремонтированной родом муфтиев Эмировых в 1735 году.Мы, Сеит Абдурсим Эмиров и симферопольский купец Эннан Челеби Мемет-оглу, поручилисчитать смету землемеру Михаилу Бахтиярову. По его расчету, на ремонт мечетитребуется 2597 рубля 16 копеек».
В марте 1907 годавысочайше утвержденная комиссия (находившаяся в Петербурге) выделила 900 рублейна ремонт и восстановление симферопольской мечети, остальные средства должныбыли поступить за счет добровольного пожертвования прихожан.
Оперативнопроведенный ремонт 1907 года несколько изменил внешний облик мечети —объемно-пространственная композиция храма усложнилась за счет пристройки кугловым звеньям боковых крыльев, минарет занял центральное положение, главныйфасад приобрел развитый карниз с мелкой архитектурной пластикой, а на фронтонеряд полуциркулярных «кокошников» дополнили не свойственной исламскойархитектуре пластикой.
Несмотря нарасширение внутреннего пространства храма, его обновленный вид, мечетьКебир-Джами так и не смогла достичь уровня ведущего соборного храма, числоприхожан уменьшилось, и уже в 20-е годы XX века П.В. Никольский отмечал еезаброшенность и ненужность: «Древняя мечеть, расположенная в Симферополе на Госпитальнойулице, представляет собой довольно приземистое строение с характерным двориком,покрытым травой и затененным кронами нескольких фруктовых деревьев. Невысокийминарет придает мечети действительно древний вид, который еще более усиливаетсяследами заброшенности внутри самого здания».
С 1922 года симферопольскаямечеть Кебир-Джами перестала функционировать как молитвенный храм, а в 1930-егоды ей нанесли непоправимый ущерб — снесли минарет, здание окончательно потерялосвой культово-архитектурный образ и стало базой для городского кинопроката.
После ВеликойОтечественной войны в помещениях мечети длительное время находилась переплетнаямастерская.
В 1989 году мечетьбыла возвращена мусульманской общине, так началось её возрождение.
Кебир-Джамиполностью отреставрировали к середине 1994 года и передали верующим. На старыхфундаментах возвели новые каменные стены с применением железобетонных конструкций.Сейчас мечеть, конечно, отличается от той, которая была здесь более 500 летназад. От старого строения осталось всего несколько деталей: был сохраненфрагмент южной стены с михрабом. Внешний облик здания и его внутренниеинтерьеры восстановлены с максимальным приближением к первоначальному видухрама.
Нынешний облик Кебир-Джамив большей части решен в формах традиционной турецкой архитектуры. Трехнефныймолитвенный зал с притвором и отдельным местом для женщин, расположенный взападном нефе минарет увенчан полусферическим куполом на высоком восьмигранномбарабане со стрельчатыми окнами на всех гранях.
Сейчас этодействующая мечеть, готовая принять в своих стенах всех желающих.
Александр Новиков